По оценкам экспертов, сегодня едва ли не каждый десятый житель страны создает новый бизнес либо уже является предпринимателем. При этом 74 % компаний МСП в России, по сути, семейные предприятия, на которых работают супруги и родственники. Выпечка хлеба, производство фермерской продукции, частные школы и сфера гостеприимства, IT-индустрия, фармакология, производство мебели и косметики — все эти ниши давно освоили семейные компании. Например, в бюджет Москвы семейные предприятия дают четверть налоговых поступлений.
Семья как основа МСП
Мировой опыт свидетельствует о том, что именно семейный малый бизнес наиболее стабилен, жизнеспособен и устойчиво переживает мировые кризисы. В период пандемии семейные предприятия реже увольняли своих сотрудников и больше внимания уделяли социальной политике.
Преимущества семейных предприятий перед остальными компаниями МСП очевидны. Семейные компании нацелены на долгосрочное развитие и создание особого фамильного бренда. Они прямо заинтересованы в экономическом и социально-культурном развитии региона, с которым связывают свое будущее. Такие компании — это точки роста экономики и надежные партнеры для власти всех уровней.
Именно семейный бизнес должен стать основной формой развития МСП в России.
Кроме того, в России есть большой резерв роста по доле ВВП по самозанятости. На ноябрь 2021 года в РФ было зарегистрировано 3,54 млн самозанятых граждан. И в этом секторе определенно есть куда расти.
Как отметил в своем выступлении на форуме премьер-министр РФ Михаил Мишустин, семейные предприятия являются основой экономик многих стран. Они составляют две трети от общей численности компаний во всем мире и обеспечивают до 70–90 % ВВП и от 50 до 80 % занятости. Для западных экономик строить семейное дело — обычная практика. Именно из таких предприятий выросли целые корпорации. В России ситуация несколько отличается. В нашей стране малый бизнес моложе. Но, по данным ТПП РФ, три четверти всех малых и средних компаний у нас составляют именно семейные предприятия.
Малым поможет правительство
В своем выступлении премьер-министр рассказал о мерах поддержки для МСП. В 2020 году для всех субъектов малого и среднего бизнеса правительство снизило размер страховых взносов с части зарплат, которые превышают МРОТ. Это решение властей позволило сэкономить предпринимателям около 480 млрд рублей. По словам Михаила Мишустина, такая мера сохранится и в будущем.
Как отметил премьер, не все компании смогли воспользоваться господдержкой для отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса, поскольку по коду ОКВЭД не относились к таким предприятиям. Правительство решило и эту задачу. Подготовлена концепция по порядку применения кода ОКВЭД. Предпринимателям станет проще определять основные и дополнительные виды экономической деятельности. Новый подход упростит существующие процедуры для бизнеса с помощью специальных сервисов.
«Мы продолжим помогать предприятиям, прежде всего в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», — заверил Михаил Мишустин. — На его реализацию в бюджете на текущий год заложено около 65 млрд рублей. Более половины — 36 млрд рублей — пойдет на льготное кредитование. Для тех, кто планирует открыть свое дело, мы создаем цифровую экосистему для МСП, чтобы им было проще ориентироваться в мерах поддержки». Через эту платформу можно будет получать помощь дистанционно и пользоваться сервисами. С февраля она запущена в пилотном режиме.
Также о поддержке предпринимателей на пленарном заседании форума рассказал генеральный директор АО «Корпорация «МСП» Александр Исаевич.
«Мы начали пересматривать систему гарантийной поддержки, сконцентрировались на самых востребованных для предпринимателей суммах — кредитах до 30–50 млн рублей, — сказал спикер. — На конец декабря 2021 года предприниматели получили более 25 млрд рублей кредитов. Каждый пятый из тех, кто раньше не смог бы получить кредитные средства».
Кроме того, МСП Банк запустил новый финансовый онлайн-продукт «Экспресс-поддержка» по сниженной ставке. За три месяца было выдано порядка 10 млрд рублей более чем 1500 предпринимателям. Это кредит онлайн за 72 часа без залога. По словам Александра Исаевича, далее будут развиваться и трансформироваться отраслевые кредитные продукты.
Прокормит личный огород?
В свою очередь руководители Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС рассказали о том, как власть может повысить значение семейных хозяйств на селе в развитии страны.
Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, профессор, доктор экономических наук Василий Узун отметил, что семейные хозяйства являются основными производителями сельскохозяйственной продукции почти во всех странах мира. Как ранее рассказывал профессор «Российской газете», в мире насчитывается более 608 млн семейных фермерских хозяйств, за которыми закреплено 70–80% всех сельхозугодий. Такие фермы производят около 80% мировых продуктов питания в стоимостном выражении. Ведущее же положение несемейных ферм или корпоративных форм организации сельхозпроизводства сохраняется лишь в отдельных постсоветских и латиноамериканских странах.
В России, по данным сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, за крестьянскими личными подсобными и садоводческими хозяйствами было закреплено 77 млн га сельхозугодий, а за сельскохозяйственными объединениями — 117 млн га. Из них 20 млн га — за микропредприятиями. При этом микропредприятия по факту работают как семейные компании, а земля фактически распределилась между семейными и корпоративными хозяйствами поровну.
Согласно программе ООН «Цели устойчивого развития 2030», семейный сельскохозяйственный бизнес рассматривается как один из важных рычагов поддержания доходов сельских жителей. Характерной чертой нашей страны как в советский, так и в постсоветский период была довольно существенная доля натуральных поступлений продукции ЛПХ в расходах сельских семей на продовольствие. В 2010 году она составляла 23,4%, в 2020-м — 16,7%. Правда, такие хозяйства эффективны при наличии у владельца основной работы на селе. При ее потере обеспечить прожиточный минимум только за счет личного участка удается единичным семьям.
В такой ситуации жители вынуждены покидать села. В изменившихся условиях следует выработать новую политику развития сельского семейного бизнеса: поддержку ЛПХ нужно дополнить формированием крупных технологически совершенных семейных бизнесов, которые будут эффективны и помогут сохранить прежние объемы производства в личных хозяйствах, сдержать миграцию сельских жителей, считает Василий Узун.
От семейных хозяйств к крупным КФХ
Крупные ЛПХ способны вырасти в зарегистрированные предпринимательские формы ведения сельскохозяйственного бизнеса. Некоторые уже занимаются регулярным предпринимательством, цитирует «Российская газета» директора Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, доцента, доктора экономических наук Наталью Шагайду.
По материалам недавней переписи, существуют хозяйства с десятками голов скота. Но чтобы подсобное хозяйство стало семейной формой предпринимательства, нужно снизить барьеры для ведения малого бизнеса, необходима дополнительная мотивация перехода в зарегистрированное малое предпринимательство. А главное — у самих хозяйств должна быть уверенность в том, что сельская территория будет развиваться, считает эксперт.
По мнению Натальи Шагайды, следует оказывать помощь сельским семьям в оформлении участков в счет земельных долей или в государственной и муниципальной собственности при регистрации КФХ. Большую роль играет и поддержка кооперационных взаимодействий владельцев ЛПХ с фермерами, которые возьмут на себя координацию производства по одной технологии работ на личных участках или мелких КФХ. Тем более такой опыт в стране уже есть.
В условиях недостатка государственных ресурсов для поддержки села полезно обсудить установление верхнего годового предела помощи в зависимости от возможностей бюджета и заявлений на поддержку. Сверх него более целесообразна поддержка на какой-либо возвратной основе. Каждый, кто четко изложил свой бизнес-план с обоснованием получения поддержки, должен иметь равные права на нее, уверена Наталья Шагайда.
Личные хозяйства, КФХ и в целом субъекты малого предпринимательства — важнейшие элементы продовольственной цепочки, повышающие ее устойчивость в сложных экономических ситуациях. Они необходимы для развития сельских территорий и для того, чтобы местные жители получали достойный доход.