В России в 2022 году открыли больше новых фитнес-объектов, чем в допандемийном 2019 году, — 587 против 573. Такие данные приводит Forbes со ссылкой на Национальное фитнес-сообщество.
В то же время, как отмечается в исследовании, рынок рос в основном за счет небольших студий для индивидуальных тренировок и монопроектов: йоги, танцев и пр.
Как отмечает вице-президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Марина Мандзюк, студийный формат в фитнес-индустрии является одним из важных трендов и в 2023 году.
Меньше вложений и рисков
По мнению Марины Мандзюк, формат студий более доступен для инвестора, порог входа в бизнес здесь значительно ниже, нежели при создании фитнес-клуба. Кроме того, отмечает вице-президент ассоциации, при развитии студий не возникает проблемы с импортозамещением оборудования, с которой столкнулись крупные фитнес-клубы.
«Если с силовым оборудованием на российском рынке еще в целом все неплохо, альтернативы найдутся, то высокотехнологичное кардиооборудование является большой проблемой. Ведь, например, беговые дорожки или велотренажеры в России не производят. В студиях такой проблемы в основном нет, так как они не требуют высокотехнологичных инструментов», — отметила Марина Мандзюк.
По словам владелицы студии йоги в Краснодаре Дарьи Кирий, сегодня для старта на рынке фитнес-услуг в формате монопроекта необходимо 300–400 тыс. рублей. Девушка начала свое дело три года назад, в ее студии сейчас преподают 15 различных направлений йоги.
По мнению девушки, чтобы начать свой путь в фитнес-индустрии, нужно проанализировать множество моментов.
«Смотрим, где именно открывается студия, а также, на какое количество людей она будет рассчитана, сколько мест будет в зале. Формируем расписание, определяем количество преподавателей, список необходимого оборудования. Допустим, если в студии будут преподавать одно или два направления йоги, то здесь необходимо одно оборудование, если увеличиваете количество направлений, то уже другое. Можно рассмотреть, на какой класс вы ориентируетесь, сколько комфорта вы готовы давать своему клиенту», — сказала Дарья Кирий.
Она отметила, что изначально окончила факультет управления персоналом Кубанского госуниверситета. В дальнейшем, когда ей стала интересна йога, девушка переквалифицировалась в инструктора адаптивной физкультуры в Санкт-Петербургском институте метода восточной реабилитации.
«Многие, в том числе и я, приходят в йогу, чтобы найти для себя ответы на определенные вопросы, касающиеся здоровья или, например, гармонии в жизни. Выбор пал на йогу в тот момент, когда мое состояние здоровья необходимо было привести в порядок. Долгое время я мучилась от боли в спине, ходила на массажи, обращалась к разным специалистам, но, к сожалению, ничего не помогало, к тому же и эмоциональное состояние было очень подавленным. Сначала я занималась для себя, вскоре мне предложили пройти обучающий курс. Когда я начала обучаться, появилась потребность применить полученные знания, в том числе и в преподавательской деятельности», — рассказала владелица студии.
«У нас студия только женской йоги. Мы специально выбрали именно этот путь. Наша цель заключалась в создании большого женского комьюнити, где каждая может почувствовать себя свободной. Для нас очень большой комплимент, когда девушки говорят: «Это мое место силы». Сюда они могут прийти и отвлечься от всех борщей, работы, детей, посвятить время себе», — поделилась Дарья Кирий.
Тренер по pole dance Алиса Малинка открыла свою студию в Краснодаре летом 2022 года. Расходы для старта бизнеса девушка оценила в 300 тыс. рублей.
«Это небольшая студия на два пилона в формате бутика, чтобы в группах было качественное обучение. Площадь помещения — 40 кв. метров, обошлось все примерно в 300 тыс. рублей. Основные расходы складывались из аренды помещения, ремонта, закупки оборудования, зеркал и пилонов», — поделилась предпринимательница.
Алиса Малинка имеет высшее спортивное образование, также она окончила среднее специальное училище олимпийского резерва.
«Направление pole dance — это акробатика на пилоне, сложный и многогранный вид спорта. Если выполнять упражнения неправильно, то можно травмироваться, поэтому следует подбирать грамотного тренера. Плюс ко всему прокачиваются все группы мышц, могу сказать, что это даже лучше, чем тренажерный зал. Улучшаются растяжка и координация, уходят боли в спине», — рассказала Алиса Малинка.
Студия рассчитана только на женскую аудиторию в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст клиентов — 30 лет.
«В прошлом году pole dance официально признали видом спорта. До этого было тяжелее, так как часто это спортивное направление сравнивали со стрип-индустрией. Конечно, это не так, ведь там не делают такие трюки, какие делаем мы. Однако есть направление pole dance, которое называется exotic, его еще можно отнести к стрип-индустрии, но только из-за портерного исполнения», — уточнила основательница студии.
Экономист по образованию, Мария Стурова открыла в Краснодаре студию балета в 2016 году. Ранее, проживая в Санкт-Петербурге, она занималась в балетной студии Матильды Шнуровой. Переехав из Питера в южную столицу, Мария заинтересовалась, где можно продолжить занятия балетом для поддержания хорошей физической формы. По словам девушки, в Краснодаре не было ничего похожего, поэтому она начала собственное дело.
«Мы создали место, где взрослые и дети без специальной подготовки или определенных балетных данных смогли бы заниматься классической хореографией. Изначально мы совершенно не понимали, будет ли это кому-то интересно. В нашей команде даже ходила такая шутка: «Откроем студию для себя и сами в ней будем заниматься». На самом деле все оказалось не так», — рассказала Мария Стурова.
«Сейчас появляется множество балетных студий в городе, особенно по франшизам. На текущий момент с учетом насыщенности данной сферы открытие новой студии — достаточно рискованный шаг. Сейчас на окупаемость вложений может уйти три-четыре года. Эта история обошла нас, так как в Краснодаре мы были одними из первых в этой сфере, поэтому нам удалось окупить вложения за год работы, но это не значит, что мы перестали вкладывать в студию», — отметила Мария Стурова.
Владелица студии полагает, что 90% успеха при старте бизнеса заключается в команде.
«Наши педагоги — профессиональные артисты балета, гении своего дела. Когда ученицы нашей студии выходят на конкурсы, это однозначно первые места. Ведь у нас рождаются выдающиеся номера, которые не стыдно показать и на большой сцене. Это действительно искусство», — сказала основательница студии балета.
По словам предпринимательницы, основные клиенты балетной школы — женщины, мужчины в группах редкость. Мария Стурова списывает это на стереотипы, связанные с балетом. Однако, добавила предприниматель, среди посетителей-мужчин встречаются даже кикбоксеры, ведь самый простой способ сесть на шпагат — походить на растяжку.
«В прошлом году мы разместили выставочные экземпляры фотографий официального балетного фотографа Мариинского театра Дарьян Волковой, которые побывали на многих мировых выставках. Это достаточно дорогое удовольствие, но мы делаем это для волшебной эстетики балета», — сказала основательница студии.
Диджитализация и краткосрочное планирование
По словам вице-президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии Марины Мандзюк, сегодня развитием спортивных студий занимаются и крупнейшие федеральные сети, специализирующиеся на классическом фитнесе.
В качестве примера она привела федеральную сеть, которая открыла студии без обслуживающего персонала. Эта небольшое пространство с необходимым минимумом оборудования, вход в которое осуществляется по Face ID. Клиент может забронировать себе время и заниматься по видеозаписи групповой тренировки.
Есть спортивные студии, которые намеренно открываются рядом с большими фитнес-сетями и не боятся соперничества, отмечает Марина Мандзюк. С одной стороны, это конкурирующий рынок, но такой ход помогает привлечь аудиторию из клубов.
Марина Мандзюк считает, что меняться будет и запрос, с которым клиенты приходить в студии и клубы.
«В России основные клиенты фитнес-клубов — это те, кому доходы позволяют закрыть базовые потребности и дополнительно выделить средства на клубную карту. Сейчас мы предполагаем, что приоритеты будут меняться. Мы заметили еще на выходе из пандемии, что порядка 45% людей приходят в фитнес в целях восстановления здоровья. Тренд на создание смешанной услуги фитнеса и медицины, на мой взгляд, является долгоиграющим. Это то, чего хотят наши потребители сейчас», — заключила Марина Мандзюк.
Информационный обзор редакции