Спрос на российское: как бизнесу выйти на экспорт
ru.freepik.com

Спрос на российское: как бизнесу выйти на экспорт

Руководитель Русско-азиатского союза промышленников в Краснодарском крае Екатерина Балашова рассказала, что необходимо учитывать бизнесу при выходе на экспорт товаров

Российский бизнес активно ищет и развивает новые форматы внешнеэкономической деятельности (ВЭД). О тенденциях, которые сложились в сфере экспорта товаров в 2022 и 2023 году в ходе форума «О бизнесе по-женски» рассказала руководитель Русско-азиатского союза промышленников (РАСПП) в Краснодарском крае Екатерина Балашова.

Она отметила, что внешнеэкономическая деятельность за последний год претерпела значительную трансформацию. После февраля 2022 года из РФ ушли зарубежные логистические операторы, которые до этого контролировали около 70–80% рынка международных перевозок между Россией и другими странами.

В результате образовался дисбаланс: просел импорт и резко вырос экспорт. Сейчас за счет параллельного импорта и восстановления логистических связей ситуация выровнялась. В то же время, отмечает Екатерина Балашова, российские товары сегодня как никогда востребованы за рубежом.

«Наша внешняя политика вызвала в мире ажиотажный спрос на российскую продукцию, в Китае никогда не было такого спроса на российские продукты, как сейчас. Есть спрос на российские продукты питания, российскую косметику, на продукты текстиля. Очень успешный кейс, который все пересказывают, — продажа бандан на зарубежных маркетплейсах. Девушка в России берет полотно, обшивает по краю, заворачивает в свой бренд и продает за рубеж», — рассказала Екатерина Балашова.

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Логистика и платежи

Основные сложности, с которыми столкнулись российские экспортеры в 2022 году, — нарушение логистических цепочек и проблемы с платежными системами на фоне санкций.

«Санкции обрушили систему платежей. Раньше все платили в долларах через SWIFT: перечисляешь по контракту — и платеж ушел. Сейчас же нужно искать те банки, которые имеют возможность работать не просто с определенной страной или валютой, а конкретно с банком вашего покупателя или продавца. Это, конечно, усложняет деятельность», — поделилась Екатерина Балашова.

Она добавила, что схожая ситуация была с международной логистикой, когда предпринимателям пришлось искать новые пути для транспортировки товаров. Сейчас, по словам эксперта, сложился тренд на расширение вариаций логистических маршрутов: морские, железнодорожные, автомобильные маршруты и маршруты через третьи страны. В связи с этим стоимость экспорта или импорта может корректироваться в зависимости от многих факторов. Для того чтобы обеспечить регулярность поставок и сохранить товарные потоки, Екатерина Балашова советует иметь несколько логистических партнеров.

«Надо учитывать, что некоторые грузы не доставляют определенными видами транспорта. Например, взорвался контейнер с батарейками из Китая — китайская ж/д перестала перевозить батарейки. Упал контейнер с жидкостями — китайская железная дорога перестала принимать жидкости. Ввели какие-то карантинные ограничения — закрыли порт, отгрузки с юга Китая вообще встали. Поэтому каждому предприятию важно иметь не просто несколько вариантов доставки на тот случай, если что-то произойдет, но и несколько хороших логистических партнеров», — пояснила Екатерина Балашова.

Тренд на импортозамещение

Руководитель Русско-азиатского союза промышленников в Краснодарском крае рассказала, что на фоне подорожания международной логистики и перебоев с поставками сложился тренд перехода на собственное производство.

«Это не всегда 100% импортозамещение. Иногда это сборка, иногда фасовка, доукомплектовка. Отдельный тренд у нас на производство бытовой химии: раньше мы привозили ее в готовом виде. Сейчас мы возим концентраты, сырье, ставим производство для того, чтобы бытовую химию разливать здесь. А дальше мы ее начинаем вывозить на экспорт в ближайшие страны», — рассказала руководитель РАСПП в Краснодарском крае.

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Цифровизация 

Как отмечает Екатерина Балашова, сегодня ВЭД становится отдельным видом деятельности. В том числе этому способствует цифровизация.

«Все страны поддерживают цифровизацию и перевод обмена данных в «цифру», в систему автоматического контроля. Поэтому мы все будем вынуждены так или иначе вести внешнеэкономическую деятельность с предоставлением документов независимо от того, торгуете ли вы на маркетплейсе, в розницу, оптом, поставляете на экспорт или импортируете в Россию. Цифровой контроль усиливается, поэтому одна из тенденций — соблюдение всех требований законодательства не только РФ, но и всех тех государств, с которыми вы собираетесь вести внешнеэкономическую деятельность», — сказала Екатерина Балашова.

Она отметила, что в связи с этим предпринимателям понадобится привлекать специалистов, которые будут знакомы с законодательством других стран.

Выход на маркетплейсы

Руководитель Русско-азиатского союза промышленников Кубани добавила, что новая возможность для экспортеров — выход на зарубежные маркетплейсы.

«Маркетплейсы открывают возможность для предприятия любого масштаба в любой стране. Необязательно даже ехать туда, необязательно искать партнера и покупателей самим. Не нужно досконально разбираться с законодательством и требованиями страны, вы можете выйти на маркетплейс, и там вам уже все сделают», — подчеркнула Екатерина Балашова.

Она добавила, что, таким образом, у предпринимателей разных сфер сейчас есть потенциал для начала внешнеэкономической деятельности.