Рекордный дефицит кадров фиксируют на Юге России в целом и в Краснодарском крае в частности. Работодатели вынуждены конкурировать за квалифицированных сотрудников, увеличивая заработную плату в сферах, где наблюдается катастрофическая нехватка рабочего персонала.
По мнению экспертов, в ближайшие годы ситуация будет усугубляться и рынок труда ждет трансформация. Уже сейчас компании все чаще выходят за пределы привычного диапазона поиска, приглашая соискателей моложе 18 и старше 45 лет, а также рассматривают женщин на позиции в типично «мужских» сферах.
Сами работодатели считают, что решать проблему нужно, в том числе за счет повышения престижа дефицитных профессий и создания на базе предприятий центров взращивания кадров.
Рынок кандидата
Как отмечает руководитель пресс-службы hh.ru Юг Екатерина Никифорова, сегодня работодатели конкурируют за специалистов в большинстве профессиональных сфер.
«Рынок труда стал соискательским, и абсолютно все регионы России находятся в ситуации кадрового голода, мест с избыточными трудовыми ресурсами на карте РФ, к сожалению, нет», — говорит Екатерина Никифорова.
По ее данным, сейчас на рынке труда Кубани на одну вакансию приходится 3,5 активных резюме соискателей при норме 4–7,9.
Эксперты выделяют сразу несколько объективных факторов, которые оказали и оказывают негативное влияние в целом на рынок труда в России. Среди них естественная убыль населения, старение и убывание рабочей силы. При этом, отмечают эксперты, старение трудоспособного населения ускоряется, поскольку в трудоспособный возраст вступает малочисленное поколение 1990-х и начала 2000-х годов.
По прогнозам, с 2019 по 2030 год Россия лишится около 1,9 млн человек из числа трудоспособного населения. Доля тех, кому меньше 40 лет, в составе рабочей силы к 2030 году сократится на 13% (с 42% в 2019 году до 37,4%).
Также в числе негативных для рынка труда факторов эксперты называют дисбаланс в системе образования, эмиграцию, влияние частичной мобилизации, которую объявили осенью 2022 года.
«Не стоит забывать и о возвращении трудовых мигрантов к себе на родину, где спрос на рабочую силу также растет», — отметила Екатерина Никифорова.
Она добавила, что в Краснодарском крае присутствует миграционный прирост населения, который, казалось бы, должен улучшить ситуацию с дефицитом соискателей на рынке труда.
Однако в связи с задачами импортозамещения в регионе активно открывают новые и расширяют действующие предприятия. «В результате увеличение числа соискателей нивелируется ростом бизнеса и появлением новых компаний на рынке края. В ситуации дефицита соискателей на рынке труда очень сложно встретить работодателя, который сказал бы, что проблемы с наймом нет и что «за забором стоят очереди желающих». Сейчас такая фраза звучит абсурдно», — сказала руководитель пресс-службы hh.ru Юг.
Эксперт отмечает, что сегодня ситуация для соискателей гораздо более благоприятная, особенно в самых дефицитных сферах, они могут выбирать из большого количества предложений и обращать внимание не только на материальную мотивацию, но и на корпоративную культуру, сильный бренд работодателя, социальную ответственность бизнеса и т.д.
В дефиците рабочие, продажники и «синие воротнички»
По данным hh.ru, сегодня самая высокая конкуренция наблюдается за рабочий персонал, специалистов в сферах продаж и производства, строительства, транспорта и логистики.
По информации «Авито Работа», в мае 2023 года на Кубани среди работодателей самыми востребованными сферами оказались консультирование и управление персоналом — количество этих вакансий увеличилось в 2,5 и 3 раза соответственно. В 1,5 раза выросло число предложений о работе в юриспруденции и образовании.
Также работодатели заинтересованы в привлечении линейного и массового персонала (курьеры, водители, продавцы, специалисты кол-центров и так далее), а также «синих воротничков» — представителей различных рабочих профессий.
«Приведу пример с курьерами. На Кубани спрос на данных работников за год вырос на 89%, очень показательная цифра, сейчас здесь ищут более 1 тыс. курьеров. И такой рост вакансий в дефицитных отраслях очень показателен», — отметила Екатерина Никифорова.
Она добавила, что в сложившейся ситуации работодатели активно повышают зарплаты в дефицитных сферах. По прогнозам аналитиков hh.ru, зарплаты рабочего и массового персонала, представителей сферы производства в 2023 году могут вырасти на 15% и более. «Здесь кроется парадокс — рост зарплат у рабочего и массового персонала не связан с повышением производительности, а именно с необходимостью привлекать сотрудников на выгодных для последних условиях», — пояснила Екатерина Никифорова.
В то же время, по словам эксперта, для «белых воротничков» рост зарплат ожидается только на уровне инфляции. Также значительного роста зарплат не прогнозируют в сфере IT.
«У IT приостановился бурный рост зарплат — на рынок после окончания различных популярных курсов вышло и продолжает выходить очень много джунов (начинающих специалистов — прим. ред.). Им компании не готовы платить большие зарплаты, здесь скорее идет активный поиск мидл- и сениор-специалистов. И здесь компании готовы обсуждать уровень вознаграждения», — рассказала Екатерина Никифорова.
Самый высокий уровень зарплат в Краснодарском крае, по информации hh.ru Юг, сейчас наблюдается в сферах консультирования, высшего менеджмента, добычи сырья, автомобильном бизнесе, строительстве и недвижимости, IT, производстве. В нижней части списка по уровню средней предлагаемой зарплаты находятся административный персонал, специалисты в сфере науки и образования, госслужба и некоммерческие организации, домашний персонал.
В частности, диапазон зарплат в сфере строительства и недвижимости по состоянию на май 2023 года колеблется в пределах от 65 тыс. рублей до 229,8 тыс. рублей.
По данным платформы «Авито Работа», в целом в РФ наблюдается существенный прирост зарплатных предложений для кандидатов без опыта — 31%. На Кубани в мае 2023 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель составил 13%.
Тенденции и прогнозы
По словам руководителя пресс-службы hh.ru Юг Екатерины Никифоровой, проблема дефицита соискателей на рынке труда — это не только специфическая боль HR-специалистов, которые всегда «на передовой», о кадровом голоде стали активно говорить и на государственном уровне.
Эксперт отмечает, что с дефицитом человеческих ресурсов сталкиваются и будут сталкиваться практически все участники рынка труда. При этом работодатели активно выходят за пределы привычного диапазона поиска, все чаще приглашая соискателей моложе 18 и старше 45 лет. По данным «Авито Работа», Краснодар в мае 2023 года стал одним из городов-лидеров по числу прироста вакансий для кандидатов старше 45 лет — их число увеличилось в три раза, а в целом по стране в два раза.
Также, отмечают эксперты, работодатели стали активно рассматривать женщин на вакансии в типично «мужских» сферах. «Появился даже термин «феминизация производств», при этом стоит иметь в виду: избытка женщин на рынке нет, — отметила Екатерина Никифорова. — Кроме того, соискательницы в категории самых молодых (14–18 лет) стали получать больше приглашений на собеседования. Насколько долго продлится этот тренд, пока сложно сказать».
Эксперт добавила, что работодатели все чаще используют «гибкие» форматы занятости, работая с фрилансерами, самозанятыми, приглашая сотрудников на неполный рабочий день, если от последних исходит такой запрос.
По ее словам, дефицит соискателей на рынке труда в ближайшие годы сохранится, так как факторы, которые вызвали кадровый голод, очень сильны и никуда не исчезнут.
«Работодателям придется вести очень активную борьбу за таланты. Вот четыре принципа успешного подбора, без которых сражение будет проиграно еще до его начала: рыночная зарплата, хорошие условия труда, забота о команде, работа над брендом работодателя. В условиях дефицита кадров очень важными становятся и усилия работодателей по удержанию персонала», — заключила Екатерина Никифорова.

Дефицит кадров становится все большей проблемой для бизнеса Юга России. На первый план выходит как раз недостаточность квалифицированных кадров именно рабочих профессий и высокотехнологичных кадров.
Каждую неделю посещаю донские компании и на вопрос директорам «Чем можем вам помочь?» из раза в раз слышу один и тот же ответ: «Либо дайте людей, либо обучите, либо скажите, где их взять».
Сейчас мы находимся в поиске решения этой проблемы. Президентом страны была поставлена задача за пять лет подготовить 1 млн кадров рабочих профессий. В этих целях Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства также прорабатывает решения, в том числе цифровые.

Ситуация с кадрами действительно усугубляется, но назвать ее критической не могу — пока вакансии еще закрываем. Люди сюда приезжали и продолжают приезжать из других регионов. Неплохой фактор роста мы получили за счет так называемых новых регионов РФ, еще с 2014 года люди начали приезжать в край с этих территорий. Мы на себе это ощутили — у нас работает много прибывших оттуда ребят. Это специалисты с хорошим опытом в промышленном направлении. В какой-то степени и на этом «топливе» мы еще едем.
Сейчас, конечно, миграционный поток из ЛНР и ДНР прекращается. Для других регионов Кубань тоже сейчас становится менее привлекательной для миграции в связи со складывающейся обстановкой. И конечно, кто-то был мобилизован, кто-то добровольцем ушел на СВО — это годные, патриотичные ребята, которые, как правило, хорошие сотрудники и специалисты, ведь человеческие и профессиональные качества зачастую идут рука об руку. Вот эти объективные факторы в совокупности действительно оказали влияние на рынок труда региона.
Хотелось бы отметить еще такой субъективный момент: во все времена работодатели привыкли ругать количество и качество работников, что нужно больше и лучше. Зачастую работодатель не хочет переоценивать рабочую силу наемных людей, как и в любой рыночной экономике — хвалить не принято.
Молодые люди и выпускники — это резерв, которым мы с удовольствием пользуемся, который дает нам рост кадров. Мы работаем с ближайшими для нас средними учебными заведениями. Многих ребят мы берем на практику, любим, когда студенты проходят у нас преддипломную практику, потому что это практически уже сформировавшиеся специалисты и можно увидеть ребят в деле. Некоторые из них после практики хотят остаться на производстве.
На мой взгляд, сегодня есть проблема во взаимосвязи сфер образования и промышленности. Промышленность в какой-то степени в этом отношении децентрализована. В советское время эта сфера, как и в целом экономика, была централизованной, тогда была возможность рассчитать потребность в кадрах вплоть до одного человека. Сейчас такой возможности нет, поэтому строятся прогнозы.
Также нужно улучшать работу по профориентации в старших классах, сейчас она проводится номинально. Но мы должны строить ее на основе того, какие специальности сейчас в дефиците, приглашать к ребятам работников именно этих дефицитных сфер. В профориентации должна быть связь с дефицитом кадров.

Ситуация с кадрами стоит очень остро. Спецоперация внесла свои коррективы, но эта проблема в целом накапливалась много лет. Во-первых, снизилось количество выпускников в профессиональном, среднем профессиональном образовании, в высшем образовании та же ситуация. Профессионализм выпускников стал ниже, притом что большие средства были вложены в техническое переоснащение специальных учебных заведений. Здесь нельзя винить учебные заведения, проблема лежит глубже. Как средние учебные заведения, так и вузы пытаются научить детей работать, но когда этот навык не прививается в семье и школе, то сделать это крайне сложно.
Зачастую в технические специальности идут по соображениям, что туда проще поступить, там меньше конкурс и легче учиться. Но на самом деле учиться таким специальностям желания нет. Не зря появилась фраза «поколение Тик Тока», ведь за последние пять лет активно развивалась идеология легкого заработка в социальных сетях, что демотивировало на реальный труд.
Проблема с кадрами усугубляется, особенно сейчас, когда возникла огромная потребность в технической продукции в нашей стране. Сейчас нужны рабочие руки, которые заполнят образовавшиеся пробелы в поставках продукции, будут работать на новых предприятиях. Здесь, конечно, спрос в кадрах превышает предложение в разы.
На нашем предприятии большая потребность в рабочих специальностях: слесари, слесари-сборщики и ремонтники, рабочие механических цехов (токари, фрезеровщики), операторы станков с программным управлением и т.д. Также наблюдается дефицит в инженерных кадрах. Мы начали создавать свой Молодежный инженерный центр, для того чтобы создать центр взращивания кадров. Сейчас средний возраст наших инженеров в районе 45–50 лет, не поколения «золотых кадров» — от 30 до 45 лет, и через пять лет такие кадры не появятся сами собой. Поэтому мы работаем со студентами разного уровня. К сожалению, пока такую практику не удается сделать с рабочими специальностями. Если по инженерам у нас сейчас есть учителя, сотрудники, которые могут передать опыт, то в рабочих специальностях таких учителей нет — все ребята заняты на производстве и сложно кого-то вырвать из процесса.
В целом сегодня необходимо повышать престиж инженерных и рабочих специальностей, начинать работу со школьниками 7–8 классов и говорить о том, что не обязательно быть юристом или экономистом, можно быть высококлассным слесарем и иметь доход больше, чем в этих специальностях.
Павел Егоров, учредитель ООО «Промышленно-инженерная компания»
Если податься в вехи истории, то во времена советской индустриализации шло активное наращивание промышленного потенциала страны, это включало в себя подготовку рабочих и инженерно-технических кадров, чего нельзя сказать о современной ситуации в сфере промышленности, где наблюдается огромная нехватка квалифицированных и готовых специалистов.
Всю историю нашей компании мы ищем молодые таланты в своей отрасли, оттачиваем их навыки, умения и передаем им бесценный опыт. Можно уверенно сказать, что мы не в силах охватить весь инженерный рынок кадров России, это невозможно ни одной частной компании в одиночку.
Основная задача сегодняшнего дня для промышленности — это не наращивание прибыли, производств или же влияния, это про молодые умы, которые будут двигать индустрию вперед, создавать уникальные продукты, способные превзойти оборудование и комплектующие из недружественных стран. По этой причине мы активно набираем на практику студентов из вузов, колледжей, чтобы отточить их навыки на реальной деятельности, вложить понимание будущей работы и значимость их профессии.