Продажи кондитерских изделий в России стабильно растут, по итогам 2022 года в стране продали 3,6 млн тонн сладостей, что на 1,9% больше, чем годом ранее. Такие данные приводит РБК со ссылкой на исследование BusinesStat.
Аналитики отмечают, что в условиях нестабильности россияне старались «побаловать» себя и близких различными сладкими продуктами.
По данным NielsenIQ, кондитерские изделия по итогам 2022 года внесли второй по величине вклад в рост продовольственного рынка, генерируя пятую часть его оборота. С точки зрения денежных продаж сладости стали самой быстрорастущей среди всех продуктовых групп.
Как рассказали «Деловой газете. Юг» краснодарские предпринимательницы, занимающиеся выпечкой кондитерских изделий, для старта в таком бизнесе не требуются значительные вложения. При этом выпечка тортов может приносить стабильный доход от 80 до 150 тыс. рублей в месяц при наличии постоянного потока клиентов.
Санджа Османова выпекает торты уже больше четырех лет, ее бизнес вырос из фудблога в социальных сетях. «Изначально я вела свой фудблог. У меня это хорошо получалось, в том числе я пекла торты и родственники посоветовали начать готовить их на заказ. Тогда я подумала, что это хорошая идея, но решилась воплотить не сразу, поскольку был страх неудачи», — поделилась кондитер.
Выпечке Санджа Османова училась методом проб и ошибок по видео на YouTube, также она проходила специальные курсы. Сейчас параллельно с ведением бизнеса девушка осваивает профессию технолога общественного питания.
Четыре года назад Санджа Османова на запуск своего дела потратила порядка 20 тыс. рублей, в дальнейшем около 100 тыс. рублей она вложила в свое обучение и еще 50 тыс. рублей – в дополнительное оборудование.
Средний чек заказа у Санджи Османовой составляет около 5 тыс. рублей. По ее словам, большая часть клиентов приобретает торты на день рождения. Бывают и необычные запросы, так девушке заказывали торт в виде ватрушки и торт в виде большой упаковки лапши быстрого приготовления.
Также, отмечает Санджа Османова, кондитер может договориться о реализации своих изделий с кофейнями. Первых клиентов девушка рекомендует искать в соцсетях и на онлайн-площадках для размещения объявлений о товарах и услугах. Предпринимательница отметила, что важно продвигать себя в социальных сетях и снимать видео – так потенциальные заказчики увидят процесс выпечки тортов.
Сама девушка занимается выпечкой бенто-тортов, ее бизнес также стал продолжением хобби. «Я люблю печь с детства, первыми шагами были съемки рецептов для блога в соцсетях. И через полгода таких съемок появилась идея о выпечки десертов на продажу, так как очень хотелось иметь свой личный бюджет», — поделилась Дарья Подюченко.
Кондитерскому мастерству она обучалась на специальных курсах и в онлайн-школах. При этом, как отметила девушка, к выбору обучающих курсов стоит подходить внимательно, изучать отзывы. «Не все курсы стоят своих денег. Есть такие, где много воды, нет помощи от кураторов. В целом большая часть курсов идентична», — отметила предпринимательница.
Для старта в кондитерском деле, говорит Дарья Подюченко, нужна техника и посуда, которая и так есть в арсенале большинства хозяек.
«Для начала нужно совсем немного, это основные вещи: ручной миксер, погружной блендер, сито, силиконовая лопатка, сотейник и глубокие миски для взбивания. Думаю, что у многих все это уже есть дома, и ничего покупать не придется. Конечно, когда заказов становится больше, то уже на помощь придет планетарный миксер, которые отлично выручает и облегчает процесс работы», — поделилась Дарья Подюченко.
В числе необходимых кондитеру расходных материалов она назвала пищевую пленку, прочную фольгу, силиконизированный пергамент, капсулы для капкейков и др. Приобрести все это, отметила девушка, можно в кондитерских магазинах.
«Своих покупателей найти можно везде и всегда, спрос на качественный товар будет вне зависимости от количества конкурентов. У каждого кондитера должен быть стиль, по которому его будут узнавать», — считает Дарья Подюченко.
Она отметила, что сейчас наибольшим спросом пользуются бенто-торты, их вес составляет от 400 гр. до 1,2 кг. Чек заказа – от 1,2 тыс. рублей до 2,1 тыс. рублей.
По словам девушки в день ей поступает не менее четырех заказов.
«Чаще всего заказывают торты на дни рождения и различные даты. Например, молодые мамы таким образом отмечают каждый месяц своего малыша, это сейчас в тренде», — сказала Дарья Подюченко.
70 тыс. рублей для старта в кондитерском бизнесе потребовалось и Наталье Ташматовой из Краснодара. Ранее предпринимательница работала управляющей кинотеатром, решиться сменить профессию ей помог супруг.
«Когда мне попадались в интернете красивые торты, они всегда вызывали у меня восторг. Но почему-то мне это казалось чем-то доступным, недосягаемым, чем-то очень сложным. При этом я периодически говорила мужу, что хочу попробовать заняться выпечкой. Однажды муж взял все в свои руки и купил мне оборудование: миксер, кольца для выпекания», — рассказала Наталья Ташматова.
«Сейчас у меня профоборудование в нескольких экземплярах, что помогает оптимизировать процесс. Но для начала достаточно иметь духовку, миксер – ручной или планетарный, блендер и отдельный холодильник для хранения тортов. С обучающими курсами проблем нет, главное – выбирать с умом. Не нужно бояться, нужно брать и делать», — сказала Наталья Ташматова.
Ингредиенты для своих изделий предпринимательница приобретает в кондитерских магазинах или на маркетплейсах. «В каждом городе есть кондитерские магазины с разным ассортиментом. Нет трудностей с доставкой. Плюс выручают маркетплейсы. На ингредиентах нельзя экономить – это основа», — подчеркнула Наталья Ташматова.
Основной поток клиентов, по словам предпринимательницы, приходит за счет сарафанного радио. Также она рекомендует сотрудничать с кофейнями, свадебными агентствами, детскими центрами и реализовывать свою продукцию на ярмарках.
Из необычных заказов Наталья Ташматова вспомнила свадебный торт, который спускали прямо с потолка. Для этого ей пришлось сделать в торте специальное отверстие для тросов. «В торжественный момент торт спустили неожиданно для гостей. Подача была очень эффектной. Для меня это был очень запоминающийся заказ», — поделилась кондитер.
Екатерина Маслова-Габриэль свой кондитерский бизнес начала 4 года назад с инвестиций в 5 тыс. рублей, тогда она приобрела кухонный миксер, весы и кольца для выпечки.
Девушка специализируется на изготовлении свадебных тортов. До того, как остановить свой выбор на этой нише, она пробовала готовить различные виды кондитерских изделий: пряники, муссовые торты, шоколадные плитки, конфеты, зефир и эклеры.
«Я поняла, что меня вдохновляют большие свадебные и корпоративные торты: их сложная конструкция, безграничная возможность оформления. Работаю на дому на кухне, которую обустроила под свой мини-цех. Начинала с маломощного бюджетного миксера, который, как оказался, не мог даже нормально взбить меренгу», — рассказала Екатерина Маслова-Габриэль.
«Сейчас очень много бесплатной и платной информации в интернете. Я бы рекомендовала сразу пойти на платные курсы к понравившемуся кондитеру, так вы быстрее добьетесь результата. В таких школах дают большой объем информации и, как правило, «без воды». Сразу объяснят тонкости, покажут правильную технику. В кондитерских школах дают проверенные рецепты, которые будут получаться с первого раза. Также, практически в любой школе есть обратная связь, что очень важно для новичков», — сказала Екатерина Маслова-Габриэль.
Девушка добавила, что для новичка-кондитера понадобятся ручной миксер, блендер, шпатель и скребок для выравнивания торта, поворотный столик, силиконовая лопатка, кухонные весы, кольцо для выпечки. «Со временем этот необходимый минимум расширяется с учетом ваших навыков и умений. Сейчас у меня мощный планетарный миксер, несколько инструментов для выравнивания, даже два поворотных стола», — сказала предпринимательница.
По словам девушки, средний чек заказа у нее составляет 10 тыс. рублей. Клиентов она привлекает через социальные сети.
«На самом деле, возможности у кондитеров достаточно большие. Можно работать на себя путем собственного сбыта продукции. Можно наладить сотрудничество с сетью кофеен и поставлять свою продукцию в точки сбыта. Знаю, многие кондитеры открывают свои островки в торговых центрах. Также всегда можно принять участие в ярмарках выходного дня», — отметила Екатерина Маслова-Габриэль.
В целом, по ее словам, уровень доходов кондитера зависит от многих факторов — направления, наличия постоянных клиентов и др. «Кто-то заработает 10 тыс. рублей, а кто-то — 120 тыс. рублей в месяц. Смотря, какой поток заказов, какое направление и т.д. Это очень индивидуальный показатель», — сказала девушка.
Виктория Галицкая выпекает торты уже 5 лет. По мнению девушки, на начальном этапе в запуск своего дела достаточно вложить 10-15 тыс. рублей.
«На первоначальном этапе возьмите необходимый минимум для работы, не стоит вкладывать большое количество средств в формы и оборудование, которое используется не так часто. Этим страдают новички, пытаясь купить весь кондитерский магазин сразу. Если этого не делать, то траты будут небольшие», — посоветовал Виктория Галицкая.
Средний чек заказа у девушки составляет 4,7 тыс. рублей. Чаще всего у предпринимательницы приобретают детские торты на крещение и свадебные торты.
«Самый необычный торт был около четырех лет назад, заказали по случаю увольнение с работы. Видимо увольнение было долгожданным, поэтому дизайн торта был очень своеобразным, но запоминающимся», — сказала Виктория Галицкая.
Она добавила, что площадок для реализации кондитерских изделий достаточно много, каждый выбирает для себя удобную нишу. «Я работаю в основном с частными заказчиками, организаторами мероприятий, свадеб и прочих праздников, куда мы доставляем торты. Также для кондитеров доступна реализация в кофейнях и кондитерских, у которых нет своего цеха», — отметила Виктория Галицкая.
Девушка добавила, что в среднем кондитер с хорошим уровнем работ и постоянным клиентским потоком может в месяц зарабатывать от 80 до 150 тыс. рублей.
«В нынешних условиях лучшая реклама — это ваш довольный клиент, нужно уделять большое количество времени и сил для того чтобы каждый заказ смог оправдать ожидания клиента, это и будет лучшим продвижением вашего продукта», — заключила Виктория Галицкая.