Глава Краснодара Евгений Наумов рассказал «Деловой газете. Юг», где в краевом центре появятся новые дороги, какие территории будет включать первый этап благоустройства Карасунских прудов и когда в столице Кубани могут запустить «Городскую электричку».
— Каким вы видите развитие архитектурного облика Краснодара? Что будет с проектами благоустройства исторического центра?
— У Краснодара есть свой уникальный архитектурный облик, он отражает историю, культуру, традиции и характер города. Наша задача как жителей — бережно относиться к историческому наследию, но при этом уделять внимание созданию комфортной городской среды, новых точек притяжения. И это совместная работа как администрации, так и представителей бизнеса, и горожан. Архитектурный облик складывается из деталей — начиная от фасадов высотных зданий, бизнес-центров, объектов в скверах и парках и заканчивая витринами небольших магазинов, уличными кафе и клумбами во дворах жилых районов.
Большой вклад в формирование единого архитектурного облика — принятие новых правил благоустройства Краснодара. Важно, что в их разработке участвовали сами жители. Пожелания, озвученные ими в ходе публичных слушаний, учтены.
Что касается запрета на размещение вывесок на иностранных языках, который предусмотрен новыми правилами, хочу сразу пояснить. Предприниматели, бизнес которых находится на магистральных улицах и в границах исторического центра города, должны будут привести в порядок внешний вид своих объектов до 1 марта 2024 года. Остальные должны будут сделать это до 1 сентября 2024 года. Но у нас есть примеры, когда предприниматели сами, не дожидаясь этих сроков, меняют свои вывески. Это их добрая воля.
Благоустройству центра города, конечно, уделяем особое внимание. Недавно обновленной улице Чапаева вернули статус краснодарского Арбата. В выходные дни здесь будут проходить ярмарки и мероприятия. Рассчитываем, что они привлекут как краснодарцев, так и гостей нашего города.
По историческому кварталу работа также ведется, проект интересный и значимый.
— Облик города также существенно портят недостроенные объекты. Мы знаем, что этому вопросу уделяете большое внимание и работа действительно движется. Какие «громкие» долгострои уже удается достраивать? Как выстроена работа в городе в части сокращения количества обманутых дольщиков?
— Проблемных жилых комплексов в Краснодаре осталось 40. В начале июля новый инвестор взялся за достройку ЖК «Кларисса», спустя десятилетия простоя на стройплощадках четвертого и пятого литеров появились рабочие.
Долгожданные ключи от квартир в начале сентября должны получить дольщики ЖК «Свобода», идут работы в ЖК «Сердце» на улице Школьной, на стройплощадке ЖК «Мультиплекс Кино».
Каждый проблемный объект — на контроле. Встречаемся с дольщиками, проверяем ход работ. Перед нами стоит задача решить вопрос о восстановлении прав обманутых дольщиков до конца года. Мы не имеем права подвести людей.
— По Карасунским прудам работа идет, в начале этого года определили приоритетные для благоустройства участки. Это территории, которые прилегают непосредственно к водоемам. В конце мая заключили муниципальный контракт на проектирование, проект подрядчик должен представить до конца ноября этого года.
Карасунские пруды — самый ожидаемый в городе проект, наша уникальная природная территория. И мы должны обязательно сохранить то, что есть. Первый этап — каскад водоемов от Комсомольского микрорайона до Кубанского государственного университета. Деньги на создание проекта выделили. С этого начнем, а затем продолжим в едином стиле.
Если говорить в целом о развитии водно-зеленого каркаса Краснодара, то благоустройство Карасунских прудов станет отправной точкой в решении этой задачи. В июне создали специальную рабочую группу, которая занимается концепцией водно-зеленого каркаса, ее участники активно включились в процесс, уже идут обсуждения.
Также благодаря нацпроекту «Формирование комфортной городской среды» сегодня создаем две большие зеленые зоны — Николаевский бульвар и сквер «Изумрудный». Два микрорайона получат отличные места отдыха. Будем и дальше продолжать эту работу.
— Одна из болевых точек города — коммунальная инфраструктура. В ряде округов износ сетей ливневой канализации достигает 75%. В какую сумму на сегодня оценивается модернизация сетей, какую долю может обеспечить местный бюджет? Можно ли решить вопрос финансирования за счет механизма ГЧП?
— Необходимость модернизации сетей ливневых канализаций назрела давно. Болевые точки известны, и прошедшие недавно залповые ливни снова нам на них указали. Работа предстоит масштабная, рассчитана она не на один год.
Сейчас в рамках реконструкции шести участков дорог уже идет строительство почти 9,5 км сетей ливневой канализации. Работы ведут в том числе на участках улиц Зиповской, Домбайской, Ратной Славы.
Также заключили два муниципальных контракта, которые предусматривают строительство почти 12 км сетей. Финансирование по ним — 2,7 млрд рублей. Завершить работы рассчитываем в 2025 году.
В целом разработана проектная документация по 33 объектам, это более 30 км новых сетей. Стоимость строительно-монтажных работ по ним оценили в 4,2 млрд рублей. Принимаем меры по привлечению дополнительных средств на эти цели. В частности, направили запросы в Минстрой и Минприроды РФ с просьбой рассмотреть возможность финансирования этих работ за счет господдержки или в рамках федеральных проектов «Инфраструктурное меню» и «Оздоровление водных объектов России».
Над возможностью модернизировать ливневые сети за счет механизма государственно-частного партнерства также работаем. Сегодня эксплуатацией этих сетей занимается муниципальное казенное учреждение, его деятельность финансируется из городского бюджета без взимания платы с присоединенных к сети абонентов. В дальнейшем планируем определить ресурсоснабжающую организацию, которая обеспечит эксплуатацию сети ливневых канализаций, утвердит инвестиционную программу с привлечением тарифных источников для ее реализации. Этим вопросом сейчас занимаемся.
— На данный момент заключено одно концессионное соглашение по строительству и эксплуатации новых трамвайных линий. Это соглашение с компанией «Синара — ГТР Краснодар», которое подписали в сентябре прошлого года. По нему до 2026 года в северо-западном и западном направлениях города планируется построить трамвайные линии протяженностью 35,6 км. Работы уже идут, ведется модернизация трамвайного узла на улице Московской, который будет соединять центральную и западную части города.
Также совместно с ОАО «РЖД» идет работа по развитию проекта «Городская электричка». Ожидается, что запуск поездов в рамках этого проекта будет возможен уже в 2026 году.
— В одном из своих интервью вы озвучивали, что основная задача на тот период, когда вы будете возглавлять город, — расширение и строительство новых дорог. Какие дорожные проекты уже реализуют и планируют к реализации в обозримом будущем? Какой объем финансирования предусматривается на них и какие программы помогают воплотить планы в жизнь?
— Хорошие дороги, как и качественные инженерные сети, зеленые зоны — это все элементы, которые определяют уровень благоустройства города. Без них нельзя говорить о комфортной среде.
В Краснодаре сегодня при поддержке федеральных и краевых властей ведется масштабная работа по модернизации и строительству дорог. Если смотреть на цифры, то только сейчас в городе ведут работы по капремонту, реконструкции и строительству восьми участков дорог и одного подземного пешеходного перехода, это более 8 км дорожного полотна и 2 млрд рублей средств. В ближайшее время расширим улицу Зиповскую, большой объем работ выполнили на улице Симферопольской. Все эти объекты сдаем в 2023 году.
Впереди стоят еще большие задачи. В среднесрочной перспективе планируется приступить к строительству, реконструкции и капремонту на 24 объектах дорожной сети общей протяженностью около 49 км. По этим объектам уже разработали проектно-сметную документацию. В числе этих проектов — строительство Восточного подъезда к Краснодару, автомобильной дороги по улице им. Думенко, дорог на территории ЖК «Сосновый бор» в микрорайоне Новознаменском. Общая стоимость работ составляет порядка 17,9 млрд рублей. В реализации этих задач рассчитываем на помощь из бюджета Краснодарского края.
Также в Краснодаре с опережением сроков идут работы в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». К концу этого года будут отремонтированы 366 объектов общей протяженностью более 470 км. Это учитывая все работы с начала реализации проекта в 2017 году. Наиболее значимые из них в 2023 году — улица Фадеева, Ставропольская, Дзержинского, Новороссийская. На 2024 год запланировано привести в порядок 45 объектов общей протяженностью 63 км.
— Ваши предшественники ранее озвучивали несколько методов по борьбе с пробками в Краснодаре — строительство многоуровневых парковок, ограничения для большегрузов в центре, развитие общественного транспорта. Какие вы видите решения проблемы, как город будет бороться с пробками?
— Проблемой дорожных пробок занимаемся сразу по нескольким направлениям. Одно из них — снижение количества грузового транспорта на территории Краснодара, это проект «Грузовой каркас». Он подразумевает создание маршрутов для передвижения грузовиков, при этом планируется снижение их трафика в спальных районах, микрорайонах с частной жилой застройкой, а также введение запрета на движение транзитных грузовых машин. За счет таких мер рассчитываем упорядочить движение грузовиков, снизить шумовую нагрузку, сократить число заторов. Первым этапом введем запрет на движение грузового транспорта в центральной части города, это улица Красная и прилегающие к ней территории. Эту схему планируется реализовать уже в ближайшее время.
Еще одно направление борьбы с пробками — строительство трамвайных линий и обновление общественного транспорта. Комфортный и быстрый общественный транспорт будет стимулом для краснодарцев отказаться от передвижения по городу на личных автомобилях в пользу трамваев, троллейбусов и автобусов.
Так, например, после ввода Западной трамвайной ветки время в пути для пассажиров по сравнению с сегодняшним днем сократится на 30 минут. Специалисты подсчитали, что за год экономия времени горожан, которые будут пользоваться трамваем для поездок на работу и обратно, составит 10 суток.
Также ведется работа по обновлению трамваев, троллейбусов и автобусов. С 2019 по 2023 год для «КТТУ» приобрели 103 трамвая, 12 автобусов и 72 троллейбуса, из них 50 с автономным ходом, их поставка продолжается. Коммерческие перевозчики за пять лет закупили 225 автобусов. В этом году планируется закупить 16 электробусов, а в рамках концессии до 2026 года будут приобретены 100 трамваев.
Продолжаем перевод общественного транспорта на систему пассажирских перевозок по брутто-контрактам, где эксплуатируются новые комфортабельные автобусы. Сегодня по этой системе работают пять маршрутов, с августа добавится еще один.
— Одно из направлений борьбы с пробками — развитие муниципального парковочного пространства. Видим, что платных городских парковок становится все больше. Какая работа ведется в этом направлении, какие планы уже намечены?
— Муниципальные платные парковки будем развивать, сегодня их 239 на более чем 9 тыс. мест, до конца 2025 года добавим еще 2 тыс. машино-мест. Эксплуатация парковок уже дает положительные результаты. Движение транспорта стало более упорядоченным, растет средняя скорость потока автомобилей. По результатам независимого исследования компании «Дорнадзор», Краснодар занимает второе место после Москвы по ключевым параметрам развития платного парковочного пространства.
За первое полугодие поступления от оплаты парковок составили 91 млн рублей. Еще 175 млн рублей поступили от оплаты штрафов тех, кто ранее не заплатил за парковку. За вычетом расходов на услуги операторов парковок они принесли бюджету 227 млн рублей. В целом прогноз на 2023 год — 500 млн рублей.
Для борьбы с неоплатой парковки планируется обновление парка автомобильных комплексов фотофиксации и установка стационарных комплексов. Это будет способствовать более полному охвату территории и исключит возможность избежать наказания за неоплату парковки тем, кто умышлено снимает или скрывает номерные знаки автомобилей. Продолжается и очистка номеров машин от посторонних предметов, в день очищают порядка 130 номерных знаков. Работу в этом направлении продолжим, изучаем опыт других регионов. В Москве, например, эту проблему частично решают эвакуацией транспорта без номерных знаков в рамках мероприятий по антитеррористической безопасности, а в Казани — блокировкой колес автомобилей.