Тысячи тендеров: как малому и среднему бизнесу принять участие в госзакупках
фото: freepik.com

Тысячи тендеров: как малому и среднему бизнесу принять участие в госзакупках

Эксперт рассказал, как малый и средний бизнес может участвовать в госзакупках и что важно учитывать при выборе тендера

Объем контрактов, заключенных с малым бизнесом в Краснодарском крае по итогам закупок, в 2022 году вырос почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом — до 121,7 млн рублей, в то время как количество заключенных договоров увеличилось на 7% — до 71,2 тыс. ед., сообщается на портале госзакупок. 

Предприниматели могут попробовать себя в этой нише сразу по нескольким причинам: рынок таких заказов непрерывно расширяется, предпринимателям не нужно тратить время на рекламу и маркетинг, а опыт работы с тендерами в дальнейшем может быть полезен при работе с крупными компаниями.

О том, как участвовать в госзакупках, какие ниши сейчас приоритетны и существуют ли специальные закупки для малого и среднего бизнеса, «Деловой Газете. Юг» рассказал председатель комитета по промышленности и член совета Челябинского областного отделения «Опоры России» Павел Золотов.

По словам эксперта, малый и средний бизнес может рассматривать торги как большой канал работы, на котором есть заказы от более чем 200 тыс. государственных субъектов России. При этом, как отметил Павел Золотов, заказы появляются непрерывно в течение всего года, а предприниматели могут участвовать в тендерах любых регионов. 

«МСП может находиться в Краснодаре, а произвести, поставить и смонтировать продукцию в Сыктывкаре», — сказал он. 

Как проходят тендеры?

Павел Золотов рассказал, что процесс работы предпринимателей с закупками всегда одинаковый: 

1. Просмотреть тысячи предложений на аккредитованных для этого электронных площадках;

2. Рассчитать себестоимость продукции в тендере;

3. Подать заявку на участие;

4. Дождаться результатов тендера;

5. В случае победы получить или вложить инвестиции в производство;

6. Запустить производство, совершить отгрузку или монтаж, сдать работы;

7. Получить полный или окончательный расчет.

Павел Золотов отметил, что сейчас все площадки стали лояльнее к участникам, поэтому обучение по участию в тендере можно пройти прямо на сайте. 

«Вызвано это тем, что на торгах, особенно в летний сезон, многие тендеры остаются либо без участников, либо только с одним участником. Иногда процент несостоявшихся тендеров доходил до 50% — по оценке на 2021 год», — рассказал председатель комитета по промышленности «Опоры России».

Он отметил, что сейчас приоритетными сферами в госзакупках являются строительство, машиностроение и приборостроение, а также производство или поставка видов продукции, которые ранее приобретали заграницей.

Что нужно для участия в торгах?

По словам эксперта, сейчас площадками для госзакупок, в частности, являются: Росэлторг, РТС-тендер, Национальная электронная площадка, Заказ РФ и РАД Госзакупки.

«Любая из площадок подойдет МСП, отличия только в интерфейсе. Заказчики размещаются там, где им удобнее работать», — сказал он.

Как отметил Павел Золотов, в торгах может участвовать практически любой производственный или строительный бизнес. Исключением являются предприятия, которые находятся в процессе банкротства, имеют долги по налогам или состоят в реестре недобросовестных поставщиков. Помимо этого, компании важно иметь свое производство любого масштаба, специалиста по тендерам и документообороту. 

«Также сама АИС дает возможность участвовать в тендерах с предельной стоимостью исходя из вашего опыта. Например, когда мы начинали, то выигрывали тендеры на 400-600 тыс. рублей — на производство флагштоков, скамеек, малых архитектурных форм и пр. Далее система пропускала в те торги, которые были больше в 4 раза. В течение 3-х лет мы, выполняя контракты, добрались до тендеров стоимостью 10 млн рублей, а потом смогли претендовать и выиграть госзакупку на 43 млн рублей. Сейчас система пропускает на тендеры в 200 млн рублей, но там есть дополнительные требования. Получается, усложняемся, но и работа становится дороже и интереснее», — поделился эксперт. 

Как отметил Павел Золотов, если у предпринимателя есть электронно-цифровая подпись (ЭЦП), то регистрация на площадках происходит быстро. В целом для участия в тендерах предпринимателям нужно предоставить декларацию соответствия требованиям закона — ее может составить сам предприниматель по определенному шаблону, — и сведения об ИНН. Далее, в зависимости от типа закупки, понадобятся дополнительные документы:

—    Для 44-ФЗ: в некоторых случаях может потребоваться декларация о принадлежности к СМП (субъект малого предпринимательства) или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации);

—    Для 223-ФЗ: могут потребоваться декларация принадлежности к МСП, выписка из ЕГЮРЛ, справка об отсутствии задолженности по налогам и рекомендательные письма от прежних заказчиков.

«Список необходимых документов есть на самих электронных площадках. Плюс в самой конкурсной документации на конкретный тендер могут быть дополнительные критерии, которым нужно соответствовать. Например, строительство, где на определенных объемах в дополнение к основным документам будет требоваться участие в СРО [Прим. Ред.: саморегулируемые организации]», — сказал Павел Золотов.

Он добавил, что если в торгах решит участвовать производственное предприятие, то, как минимум, будут необходимы оборудование, линия склада, квалифицированный персонал, и в некоторых случаях — линия заготовки металлов и дерева.

«Важно также работать с конструкторами, которые могут помочь в разработке чертежей на основе не до конца внятных технических заданий заказчика. Это необходимо как для утверждения работ, так и для дальнейшего производства изделий», — подчеркнул эксперт.

На что обратить внимание при выборе тендера?

По словам Павла Золотова, в некоторых тендерах, благодаря действию механизмов предоплаты и поэтапного закрытия контрактов, малому и среднему бизнесу стало проще получить деньги на выполнение работ и снизить собственную финансовую нагрузку. Существуют и другие критерии, по которым предприниматель сможет определить уровень сложности работ:

—    Далеко ли от центра принятия решения находится объект закупки?

—    В каком населенном пункте находится объект — в крупном или малом?

—    Какие установлены сроки реализации?

—    Какие предусмотрены условия оплаты?

—    Какая сейчас ситуация на рынке?

—    Точные ли данные в техническом задании или можно предложить улучшения без увеличения стоимости?

«Предлагаемая работа может быть недостаточно формализована для точного расчета инвестиций в производство или стройку, в таком случае потребуется потрудиться и выяснять у заказчика тонкости. Иногда необходимо выезжать на место и проверять его на предмет доступности проезда техники или для оценки возможности сделать планировку территории. Часто возникают вопросы с наймом персонала и арендой механизмов в малых населенных пунктах, это тоже нужно учитывать», — сказал Павел Золотов.

Специальные закупки для МСП

Как рассказал эксперт, малые и средние предприятия могут участвовать во всех закупках при условии, что компания соответствует требованиям заказчика и способна выполнить условия контракта. При этом, отметил Павел Золотов, существуют закупки, которые заказчики должны размещать специально среди малого и среднего бизнеса.

«Начальная цена таких закупок не превышает 20 млн рублей. Для участия в них организация должна предоставить декларацию, подтверждающую ее принадлежность к малому бизнесу. В случае электронных закупок декларацию формирует сама торговая площадка, и предпринимателю необходимо только подписать документ электронной подписью», — сказал представитель «Опоры России».

Он уточнил, что заказчик может проводить закупки у малого бизнеса различными способами:

1. Торги: открытые конкурсы, включая конкурсы с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы, а также электронные аукционы. В этом случае к поставщикам предъявляют больше требований и проводят тщательный сравнительный анализ;

2. Без проведения торгов: запрос котировок и запрос предложений. В таких закупках требований сравнительно меньше, поскольку они, в основном, используются для приобретения типовых, серийных товаров, работ и услуг.

Сложности в работе с госзакупками

Как рассказал эксперт, сейчас предприниматели сталкиваются с несколькими сложностями в работе с тендерами:

— Поиск и правильный расчет контрактов. По словам Павла Золотова, среди многообразия тендеров на 8 основных площадках бывает трудно найти оптимальный тендер, который можно выиграть и заработать не только на продолжение работы бизнеса, но и на его расширение;

— Низкая цена контрактов, которая складывается из-за конкурса. Как отметил эксперт, в данном случае приходится действовать с ограниченным бюджетом: «Когда уже идут торги, то предприниматель, рассчитывающий на этот контракт, уже относится к тендеру как к своему детищу. Поэтому цена может снижаться до самой низкой точки, и потом приходится с этим работать».

— Самоуправство заказчиков. Председатель комитета по промышленности и член совета Челябинского областного отделения «Опоры России» уточнил, что это происходит крайне редко, однако бывают случаи, когда заказчики требуют выполнить работы, не предусмотренные контрактом;

— Чрезмерный надзор со стороны прокуратуры. Эксперт рассказал, что незначительные просрочки, которые происходят не по вине предпринимателя, а из-за конъюнктуры в экономике, рассматриваются узко и необъективно к реалиям.

«Допустим, была просрочка на 2 месяца не по нашей вине, а из-за нехватки финансирования.  Тогда прокуратура настояла в суде на полном наказании. Бывает, суд встает на сторону предпринимателя и наказывает по минимуму, а бывает, что наказывает со всей ответственностью. Был контракт в Перми на 2,2 млн рублей, 1,4 млн рублей мы закрыли, но были просрочки по срокам, и прокуратура наказала нас на 650 тыс. рублей», — уточнил он. 

По мнению Павла Золотова, сейчас система госзакупок может быть усовершенствована созданием новых видов контрактов.

«Хорошо, что такая система распределения работ от государства, как госзакупки, создана и работает, но хотелось бы увидеть контракты в виде производственных программ с ритмичной и долговременной загрузкой вместо ситуационных и фрагментарных контрактов, когда у субъекта МСП горизонт планирования полгода-год вместо трех лет. Оборудование требует окупаемости, и это легче осуществить при долговременных и ритмичных загрузках», — отметил эксперт. 

Он также подчеркнул, что введение разделения работ по госконтрактам на зимние и летние позволит избежать сезонного простоя предприятий в январе-марте.