Майор на пенсии Валерий Доценко из Славянска-на-Кубани начал заниматься кузнечным ремеслом в 2015 году. Сейчас 53-летний мастер — глава Кубанского отделения в гильдии кузнецов России, а его работы есть в домах от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре.
Идея стать кузнецом пришла Валерию Доценко спонтанно. «Получилось так, как не бывает: я бывший военный, майор на пенсии, и я задумался, чем буду заниматься дальше. Сидеть на табуретке — не мое, работать с личным составом тоже уже не хочется, — поделился кузнец. — И тут пришел ко мне друг, сказал, что ему сломали почтовый ящик, а я предложил помочь сделать новый. Мы с ним сделали американскую «хлебницу», добавили к ней какой-то завиток, баллончиком покрасили, и около дома поставили. Утром он мне звонит: «Валер, представляешь, шел служебный автобус, остановился, люди вышли и начали фотографировать наш ящик!».
После этого Валерий Доценко решил освоить кузнечное ремесло: вторым его изделием стала статуэтка дракона с крыльями. Первое время кузнец использовал в работе подручные средства, но потом задумался о покупке специального оборудования.
«Как я понял, в России у каждого в родне имеется кузнец, потому что все в ковке понимают сразу, особенно в Краснодарском крае, — сказал Валерий Доценко. — Сначала на коленке железку гнешь, а потом понимаешь — надо что-то, на чем стучать. Бегаешь, ищешь эту наковальню, а потом возникают вопросы — чем стучать, чем греть? Конечно, есть огромное количество вариантов: поначалу грел просто газом до темно-вишневого цвета, но потом задор закончился, и я понял, что металл не очень хочет обрабатываться таким пламенем. Начал изучать, смотреть, и понял, что у кузнецов своя огромная планета инструментов».
Как рассказал мастер, ранее найти кузнечные инструменты можно было на сайтах китайских брендов, но сейчас из таких каталогов пропали некоторые категории. Современные кузнецы, по словам Валерия Доценко, сейчас ищут себе наковальни, столы, молоты и горны на сервисах онлайн-объявлений и на отечественных сайтах. Если начинающий кузнец будет приобретать бывшее в употреблении оборудование, скорее всего, отмечает мастер, ему придется потратиться на ремонт, однако инструмент за это «отблагодарит».
«Если ты восстановишь старую наковальню — она тебя примет. Если же будешь просто по железке стучать, то вот не принимает она! Не зря обросло кузнечное дело кучей домыслов, это все настолько может быть потусторонним — и огонь злой, и ходят по кузнице, и за плечо тебе кто-то заглядывает, и руку иногда подталкивают, — говорит Валерий Доценко. — Наковальня, когда тебя принимает, — это все не голословно, — на ней все получается. Понимаете, правда все получается! Даже если ты себе по пальцу хорошенько въехал, то палец болит не долго. А вот если не принимает тебя наковальня — на ней даже гвозди не получится делать».
Для начала кузнечного дела мастер рекомендует приобрести «то, по чему стучать, чем стучать и чем греть»: крепкую наковальню, обычные молоты или современные станки-молоты, а также горн, газовый или индукционный нагрев. Валерий Доценко добавил, что последний вариант не подойдет для массивной работы, «а вот для загибания-раскручивания на молоте — шикарный вариант».
«Вообще, кузница — очень затратное дело, а скульптурная ковка еще более затратна. Позволить себе это может не каждый. Это все равно, что в гараже иметь люкс-иномарку, — сказал кузнец. — Например, если взять станок-молот, он мало того, что весит 2,5-3 тонны, так еще обычно он стоит от 90 до 150 тыс. рублей, и его, как правило, еще надо дополнительно восстанавливать».
Помимо дорогого оборудования, Валерий Доценко видит и другие проблемы в кузнечном ремесле. Например, в интернете есть много коротких обучающих видеороликов по созданию металлических роз — по словам мастера, заказчики видят их, после чего не желают платить достойную цену за изделия.
«У меня нет никакого кузнечного образования, я тоже начинал с видеороликов, но скажу, что это все большой обман. Никто не выложит полный ролик про изделие. Например, кованая роза. Все знают, что такое кованая роза, все видели, но никто не готов платить за нее деньги, потому что она делается в ролике 25-30 минут, а по факту — от 7 до 12 часов, — подчеркнул Валерий Доценко. — Но я уже выскочил за рамки закрытия бюджета на колбасу, мне хватает пенсии, я вообще могу не работать. Еще я работаю в скульптурной нише, у меня все быстро покупают, и ближайших конкурентов нет».
Свои работы кузнец в основном продает через мессенджеры. По словам Валерия Доценко, недавно он 4 дня подряд по 14 часов ковал фигурки мышей, и сразу после того, как он выложил их фотографии в чаты, статуэтки приобрели постоянные покупатели из разных уголков России.
«На прошлой неделе я купил карту России и отследил географию, откуда у меня были заказы. Неплохо получилось: оказывается, от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре везде есть мои заказчики, — поделился мастер художественной ковки. — Мне постоянно присылают либо фото, либо ролики с моими изделиями отовсюду. Один раз было так, что в выкованном гнезде птицы свили себе настоящий дом и вывели там птенцов».
Заниматься кузнечным ремеслом Валерий Доценко планирует до 60 лет — дальше, по его словам, это будет тяжело. В будущем мужчина хочет попробовать себя в рисовании и в работе со стеклом, при этом подчеркивает, что список возможных увлечений может продолжаться бесконечно.
«Раньше я вообще боялся что-то делать с железом до случая с почтовым ящиком. Думал, вдруг не получится и будут смеяться. С тех пор столько опыта в разных сферах набрался — не зря говорят, что кузница — мать всех ремесел. А я еще не работал с камнем, да и стекло мною не охвачено. Впереди много всего», — заключил мастер.
Автор: Дарья Коробская