Маркировка: как бизнесу работать с системой «Честный знак»
фото: freepik.com

Маркировка: как бизнесу работать с системой «Честный знак»

Эксперт Ольга Котенева рассказала, как работать с маркировкой, какие есть особенности приемки и продажи товаров, какое оборудование потребуется

Обязательная маркировка товаров в России постепенно набирает обороты, в систему включаются новые группы. С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые правила маркировки для шести товарных групп: детская вода, безалкогольные напитки, медицинские изделия, антисептики, БАДы, кресла-коляски.

Всем участникам оборота данных товаров необходимо зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак», а производителям и импортерам также описать свои товары в каталоге. Кроме того, должны быть настроены процессы по заказу и нанесению кодов, а также подаче отчетности по этим процессам.

«Честный знак» — отечественная система маркировки товаров, предназначенная для их отслеживания от производителя или импортера до потребителя. Одна из ее целей —  противодействие незаконному обороту товаров.

По данным сайта «Честный знак», в системе на конец августа 2023 года зарегистрировано более 590 тыс. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 

О том, как работать с маркировкой, какие есть особенности приемки и продажи товаров, какое оборудование потребуется продавцам, оптовикам и производителям рассказала руководитель филиала компании «Тензор» Ольга Котенева в рамках прямого эфира в центре «Мой бизнес» Краснодарский край. 

Что нужно для начала работы в системе «Честный знак»?

• Зарегистрироваться в системе «Честный знак»;

• Получить квалифицированную электронную подпись, если ее нет. Квалифицированная электронная подпись – это   базовый сертификат электронной подписи для организации закупок в соответствии с 223-ФЗ, предоставления   отчетности через государственные электронные порталы и участия в торгах на коммерческих электронных торговых   площадках;

• Перейти на электронный документооборот с поставщиками и покупателями;

• Приобрести и настроить оборудование, необходимое для работы с кодами маркировки и необходимое программное   обеспечение;

• Настроить передачу данных в систему «Честный знак». 

фото: freepik.com
фото: freepik.com
Электронный документооборот 

После того, как производитель выпустил товар, он заказывает коды для маркировки на портале «Честный знак» напрямую либо через программу автоматизации. Стоимость 1 кода маркировки для участников оборота товаров составляет 50 копеек без учета НДС. Коды маркировки можно заказать с запасом. 

Чтобы поставить товар дистрибьютору, рассказала Ольга Котенева, необходимо обязательно отправить универсальный передаточный документ (УПД). 

УПД – это документ, объединяющий счет-фактуру для оплаты и налогообложения НДС и накладную или другой первичный документ, которые подтверждают факт отгрузки товара. Отправка происходит через оператора электронного документооборота (ЭДО).

«Мы уже не можем отправить накладную с товарами, которые содержат код маркировки на бумаге. То есть обязательно нужно выбрать одного из операторов ЭДО и отправить УПД через него. Дальше дистрибьютор, либо оптовик, проверяет коды маркировки, сканирует и сверяет их с накладной. Если все корректно – подтверждает. Информация автоматически через оператора ЭДО уходит в «Честный знак», — рассказала Ольга Котенева. 

Эксперт подчеркнула, что получить УПД от «Честного знака» напрямую нельзя: приход, перемещение, заказ кодов маркировки проходят через оператора ЭДО. Так, по ее словам, можно работать непосредственно в «Честном знаке» или в другой программе, например, в СБИС, 1С, Контур. Диадок. 

Как работать с кодами маркировки?

Как отметила эксперт, если предприниматель реализует товары в розницу, для работы с двумерными кодами маркировки нужен будет двумерный сканер. С его помощью можно проверить корректность считывания кодов при продаже. Существуют проводные и беспроводные сканеры, их использование зависит от расстояния. 

Эксперт пояснила: если у бизнеса небольшие объемы, можно использовать мобильные приложения для сканирования товаров. 

«Для тех, у кого большие объемы бизнеса, предусмотрены терминалы сбора данных. Во всех торговых сетях мы можем просканировать коды», — сказала Ольга Котенева. 

Объемно-сортовой учет

По словам Ольги Котеневой, в некоторых товарных группах применяется объемно-сортовой учет (ОСУ). К ним относятся, например, молоко, вода и БАД. Эксперт уточнила, что компаниям пока не нужно присваивать код каждой единице товара и прослеживать его. 

«Мы можем пока просто передать код GTIN (Global Trade Item Number — универсальный код товара, который позволяет идентифицировать любой предмет торговли – прим. ред), код группы товаров и передать их количество. Потом компания спишет этот товар в штуках и «Честный знак» поймет, что эта партия у нас списана», — отметила она. 

Как осуществить возврат товаров поставщику?

Для того, чтобы вернуть поставщику маркированные товары, полученных посредством универсального передаточного документа с видом товарооборота «Продажа», следует произвести обратную отгрузку с помощью УПД.

В том случае, если товар получили  посредством УПД с видом товарооборота «Комиссия»/«Агент», возврат осуществляется с указанием вида товарооборота «5 — возврат от Агента». Кроме того, для осуществления возврата кодов идентификации можно использовать универсальный корректировочный документ.

Читайте нас в социальных сетях