Задел на звание модной столицы: в Ростове-на-Дону запустили первый акселератор креативных индустрий
фото: freepik.com

Задел на звание модной столицы: в Ростове-на-Дону запустили первый акселератор креативных индустрий

В Ростове-на-Дону начал работать первый акселератор креативных индустрий, по его итогам ожидают запуск проектов в сфере производства одежды и IT

Как развивать и продвигать модные бренды, запускать производство, грамотно распределять финансы предприятия и многое другое будут изучать участники первого в Ростове-на-Дону акселератора креативных индустрий, который запустили в начале сентября.

Ожидается, что по итогам его работы в донской столице получат старт новые бизнес-проекты в сферах производства одежды, создания видеоигр и др.

О подробностях программы акселератора и специфике развития креативных индустрий в Ростове и в целом в России журналистам рассказали генеральный директор ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина и генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

Как создавали акселератор

Главным организатором акселератора выступил Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства, который учрежден и финансируется администрацией Ростова-на-Дону.

«Когда создавался этот проект, мы, прежде всего, исходили из того, что у нас есть. Когда идет речь о креативных индустриях, то мы говорим о создании какого-то продукта, бренда или программного комплекса. В год в фонд обращаются более 4-5 тысяч предпринимателей. В прошлом году 27% предпринимателей начинали свой бизнес в сфере креативных индустрий и производства», — рассказала Евгения Благинина.

Организаторы акселератора заметили, что у резидентов коворкинга есть талант, творческая составляющая и даже ярка бизнес-идея. Однако нет понимания, что такое интеллектуальная собственность и как правильно зарегистрировать торговую марку.

«Именно поэтому мы с администрацией города решили создать акселератор, объединив его с производственной отраслью. На наш взгляд, Ростов — это купеческий город: здесь активно развиваются ремесла, функционирует огромное количество ресторанов и кафе. Поэтому и было принято решение объединить отрасли, заявленные в перечне креативных индустрий, с производственными отраслями».

На участие в акселераторе поступило 114 заявок. По итогам отбора допуск в образовательный этап проекта получил 91 участник. 44% из них — руководители или представители субъектов микро- и малого бизнеса, работающие от одного до трех лет. 26 человек — это самозанятые с бизнес-идеей и 25 — студенты.

Популярные направления креативных индустрий

Почти четверть из отобранных на акселератор заявок, 24%, — производства различного плана. Половина из них — производство одежды.

«Мода у нас лидирует в производственных отраслях, — считает Евгения Благинина. — Поэтому задел для признания Ростова-на-Дону модной столице Юга у нас есть».

На втором месте по заявкам — IT: разработка программного обеспечения, программного продукта, видеоигр, телефонных приложений. На третьем месте — гастрономия, ремесла, дизайн, маркетинг и реклама, которые также относятся к креативным индустриям.

фото: freepik.com
фото: freepik.com
Как отметил Игорь Намаконов, креативные индустрии начинают развиваться на соприкосновении различных отраслей: музыка, архитектура и мода, ремесла и IT. Креативные индустрии, например, занимаются таким понятием как «саундтрек города», когда за счет звуков формируется благоприятное пространство для жизни человека. По мнению гендиректора Федерации креативных индустрий, у каждого города, вне зависимости от сильных центров в регионе, есть шанс раскрыться каждому на основе своих локальных приоритетов.

Чему будут учить креативных предпринимателей

Деятельность акселератора в «Новом Ростове» подразумевает несколько этапов. Во-первых, образовательный. Образовательная часть акселератора рассчитана на три месяца и завершится в ноябре.

После чего в течение одного месяца будет проводиться этап наставничества, где представят 15 лучших проектов. На большом креативном форуме в начале декабря наставники и инвесторы определят пятерку самых перспективных проектов, один из которых получит главный приз — 300 тыс. рублей.

Во время образовательного блока запланированы лекции и мастер-классы по таким темам как маркетинг, реклама, интеллектуальная собственность и авторское право. Среди преподавателей — Татьяна Третьякова, которая входит в топ лучших маркетологов России, является действующим предпринимателем и преподавателем факультета «Капитаны бизнеса» Южного федерального университета. Также среди наставников — Михаил Яновский, научный директор предприятия «Бастион», которые производят источники бесперебойного питания, предприниматель и юрист Наталья Гренюк, которая имеет более 16 лет опыт в области интеллектуальной собственности.

«Это практики, которые лучше любого преподавателя могут рассказать, как правильно упаковать и презентовать проект, а также куда двигаться дальше», — поясняет Евгения Благинина.

фото: freepik.com
фото: freepik.com
Развитие креативных индустрий зависит от лидера и политики

По мнению гендиректора Федерации культурных индустрий Игоря Намаконова, сегодня интеллектуальная собственность выступает своеобразным мостом между культурой и экономикой.

«Сегодня нужно привести в баланс все ключевые ведомства, которые занимаются креативным и индустриями в нашей стране, — считает Намаконов. — Исторически так сложилось, что креативные индустрии распределены по разным ведомствам: министерство культуры занимается кино и анимацией, министерство строительства — архитектурой… Налаживание межведомственного взаимодействия для выстраивания единой картины внутри плана развития требует времени. Эта картина в разных регионах страны сложилась по-разному: как люди понимают этот процесс, кто его возглавляет и что уже сделано».

По словам Игоря Намаконова, стандартной модели развития креативных индустрий не существует.

Федерация креативных индустрий проводит профессиональные исследования в этой сфере. Одно из них называется «100 креативных лидеров России». Суть этого исследования — выявить лидеров отдельных направлений креативных индустрий и при их содействии формировать сообщество.

По словам гендиректора федерации, это позволит решать многие организационные вопросы: запустить кластер, сформировать стратегию, выявить проблемные зоны в отдельных направлениях.

Второе исследование называется Wonderussia — это витрина российских локальных продуктов. Его суть — выявлять локальные продукты в отдельно взятых регионах.

фото: freepik.com
фото: freepik.com
«Авторы исследования выявили в пяти регионах 430 предпринимателей и теперь могут понимать, где лучше развивается мода, кино или музыка. Например, в Красноярске сегодня активно развивается гастрономия. Создав на базе франшизы Института Поля Бокюза из Франции собственный Институт гастрономии СФУ, частные инвесторы подняли огромный ресурс региона, — привел пример Намаконов. — Сегодня они исследуют старые рецепты по всему краю и перерабатывают их в новую рецептуру современных ресторанов региона. Благодаря чему в крае можно попробовать невероятные блюда по цене полторы тысячи рублей, которые в Москве могут стоить десять тысяч рублей».

Таким образом, благодаря работе в отдельно взятом регионе частных предпринимателей, гастрономия попала в перечень креативных индустрий. Каждый регион должен заняться поиском своей идентичности, считает гендиректор Федерации креативных индустрий. Регионы должны задаться вопросами: что уже сделано, какие лидеры существуют, какие производства формируют повестку и создают новые условия для развития региона.

6 шагов к развитию креативных индустрий

Игорь Намаконов рассказал, что возглавляемая им федерация вместе с министерством культуры РФ разработала шесть шагов для запуска развития инфраструктуры креативных индустрий в регионе.

Во-первых, это выявление сообщества, среды, которая сформировала повестку и является лидером своего направления.

Второе — формирование приоритетов, на которых можно развиваться. Как правило, в регионе развиваются не более пяти направлений креативных индустрий.

Третье — это проектный офис: необходимо единое пространство, которое занимается развитие креативных индустрий на постоянной основе и держит повестку. Не какое-то приложение к ведомству, а полноценная команда.

Четвертый шаг — это планирование. Планирование позволяет планомерно выстраивать действия и поддержку на долгий срок.

Пятое — интеллектуальная собственность. Люди должны знать, где регистрировать торговую марку, какие у них права, и вокруг этого формировать новые банковские продукты. Так, те, кто зарегистрирован в Москве, могут получать банковские продукты под залог интеллектуальной собственности.

Шестое — это экспорт, акцент на развитие межрегиональных связей, спрос на товар из вашего региона. А лучше — за пределами вашего региона. Яркий пример развития внешних связей — город Ульяновск, который уже несколько лет напрямую выстраивает деловые отношения с Египтом, Индонезией, Таиландом, Ираном. Что доказывает: иногда достаточно хорошо изучить существующие инициативы в регионе — иногда они могут быть просто не раскрыты.

Читайте нас в социальных сетях