«Как подорожник к ране»: в Ростове обсудили преображение города средствами искусства
фото: Глеб Садов

«Как подорожник к ране»: в Ростове обсудили преображение города средствами искусства

Презентацию нового проекта «Город как холст» и важную дискуссию, посвященную роли искусства в развитии, внешнем преображении городов, провела Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ в галерее «Ростов» 14 сентября

Сегодня городское пространство превратилось в место творчества современных уличных художников. Улицы, словно галереи, приглашают пройтись по ним, узнать их историю. Стрит-арт в Ростове стал той фишкой, что привлекает туристов. Об этом говорили 14 сентября на презентации нового проекта Медиа Группы РБК Юг и Северный Кавказ «Город как холст».

Современные уличные художники, девелоперы, кураторы фестивалей стрит-арта, урбанисты собрались, чтобы понять, как искусство, муралы на стенах домов, могут наполнить город новыми смыслами, стать его украшением, способствовать успешным продажам новых жилых комплексов и сделать Ростов-на-Дону привлекательнее для местных жителей, туристов и инвесторов.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
Обсуждение было приурочено к выпуску нового номера журнала «РБК+Юг», посвященного градостроительству, пространственному развитию и созданию комфортной, стильной городской среды в ЮФО и СКФО. Генеральным партнером нового выпуска журнала выступила строительная компания DOGMA.

«Если говорить условно, то этот выпуск журнала был посвящен Дню строителя и тематике градостроительства в урбанистике. Но на деле мы пошли гораздо дальше. Мы пошли дальше за трендом, в котором города перестают рассматриваться как эргономичная бизнес-среда. Теперь мы говорим о городах, в которых создается креативная среда для творчества, в которой приятно находиться, жить и развиваться», — поделилась главный редактор РБК Юг и Северный Кавказ Ирина Силантьева.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
Примечательно, что новый номер журнала вышел в коллаборации с фестивалем стрит-арта «Ничего страшного». Обложку для номера создали художники Юлия Кузменко и Иван Осетров из команды Couple of Creators.

«Мы хотим рассказать стране и миру о ярких, самобытных и перспективных для инвестиций и жизни городах Юга и Северного Кавказа. В нашем проекте — а это интернет, печатные издания, ТВ, digital, мы анализируем проблемы городского развития, рассказываем о трендах в жилищном строительстве и дизайне, даем возможности каждому выбрать свое «Место под солнцем» — город и даже дом, где он хочет и может жить», — рассказала генеральный директор РБК Юг и Северный Кавказ Людмила Борщева.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов

Зачем рисовать в городе

Город — это однозначно «холст», согласился генеральный директор ООО «АРС», председатель правления общественной организации содействия формированию комфортной городской среды в городе Ростове-на-Дону «Платан» Сергей Гайдук. При этом не обязательно только для художников, добавил он, а для каждого из нас.

«Город — показатель того, как мы с ним обращаемся, — считает Сергей. — Мы можем подготовить его к нанесению изображения, а можем его испортить и выбросить в мусорку».

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
По мнению Сергея Гайдука, сегодня в Ростове живут люди, которые реализуют себя в разных направлениях, творят совершенно уникальные вещи, не похожие ни на что другое, являются примером того, как можно подходить к своему городу.

На них нужно обращать внимание, их нужно ставить в пример, выносить из глубины нашей жизни на поверхность, чтобы все видели и повторяли или делали что-то лучше, уверен Сергей.

Художница и куратор галереи «Линии» Татьяна Казанцева сама приняла участие в двух фестивалях уличного искусства, создав два авторских проекта. Первым опытом стала артистичная консервация дома, расположенного по адресу Серафимовича, 95. Второй раз Татьяна расписала стену на улице Шаумяна, изобразив колоритных казачек.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
«После появления моих работ в городе на меня подписались больше людей, чем если бы мои работы были выставлены в галерее. Даже несколько продаж были, — уточняет автор. — Так, знакомый, который каждый день ходил мимо этой работу, приобрел оригинал меньшего формата. Это отличный способ монетизации своего творчества».

Как рисовать на улицах легально?

Все активности на стенах города в рамках фестиваля уличного искусства «Ничего страшного» с самого старта проекта были согласованы с администрацией Ростова-на-Дону. Поэтому участники фестиваля творили в пространстве города абсолютно легально: на утвержденных площадках согласованные работы. Самая первая победа команды — грант «Тавриды» на реализацию фестиваля уличного искусства — была широко освещена в ростовской прессе и на городских порталах.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
«У нас никогда не возникало проблем с утверждением площадок для работ, — отмечает куратор фестиваля уличного искусства «Ничего страшного» Мария Лаэда. — Нам только говорили, что нельзя рисовать на памятниках, и спокойно предоставляли стены».

Художники Юлия Кузьменко и Иван Осетров из Couple of Creators рассказали, что в настоящий момент они погружены в активное выполнение заказных проектов. У ребят также не возникает проблем с использованием городских площадей для нанесения муралов — они всегда работают легально.

«В текущем году я довольно много поездила по фестивалям, — рассказывает Юлия. — Там нет проблем с согласованием площадок для нанесения работ. Согласованием там занимаются специальные люди. В самом начале своей карьеры для нанесения изображений мы выбирали полулегальные споты. В Ростове с ними сложнее, а в Краснодаре, Адлере или Сочи лучше. В Ростове, в принципе, тоже есть местечки, где можно так свободно рисовать — и местные жители не выступают против, потому что привыкли. Мы — не вандалы: никогда не приходили и не портили здания. Мы не рисуем на красивых ровненьких фасадах и памятниках архитектурах. Мы латаем «трещины» на домах. Мы приходим и прикладываем свою работу как подорожник к ране».

Стрит-арт притягивает туристов

Во время фестиваля и после него в Ростов-на-Дону стали специально приезжать туристы, чтобы увидеть новые уличные муралы. Стритхантерство, по словам Марии Лаэда, — достаточно распространенное явление в мире, оно сейчас на пике популярности.

«Когда четыре года назад мы задумывали проект, идея состояла в том, чтобы заполнить улицы города изобразительным искусством, чтобы к нам в Ростов приезжали не только за вкусной едой и историей, но и за искусством. Ростов-на-Дону — великий город в общем и в творчестве в частности. Многие именно ростовские художники оказали влияние на развитие изобразительного искусства во всем мире», — объясняет инициатор проведения фестиваля и куратор Художественной галереи «Ростов» Ирина Ровер.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов

Создать официальную площадку для стрит-артистов

Среди художников существует негласный кодекс этики, который регламентирует, какие дома можно расписывать, а какие нет, уточняет Иван Осетров из Couple of Creators.

«Да, существуют и те, кто этот кодекс нарушает. Но адекватные люди всегда понимают, где уместно рисовать, а где нет», — подчеркивает граффитчик.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
Авторы привели в пример «теорию разбитых стекол». Согласно ей, если люди видят, что на здании разбитые окна, то кто-то обязательно эти окна добьет. Граффити подчеркивает проблему разрушенных домов, служит сигналом к спасению: «посмотрите — здесь все разрушается».

Начинающим граффитчикам художники советуют договориться с соседом и расписать ему гараж или же найти строения, которые явно никому не нужны. Именно так начинали многие знаменитости. Ребята надеются, что со временем индустрия уличного искусства получит такое развитие, что в Ростове появится официальная поверхность для рисования. Опыт других городов России показывает, что это возможно.

Думать не только о себе, но и о городе

Дизайнер, художник и преподаватель дизайна в Академии архитектуры и искусства ЮФУ Юлия Дарт также предполагает, что создание специальной площадки для художников решит проблему легальности уличного искусства.

фото: Глеб Садов
фото: Глеб Садов
«Насколько это уместно? — задается вопросом Юлия. — Хотел ли какой-то архитектор, чтобы на его стене, которая им была спроектирована, чтобы на ней появилось изображение. Не против ли он синтеза? Возможно, если бы была какая-то одна площадка, которая бы легализовала стрит-арт. Я считаю, что бездумно рисовать свою работу на стене нельзя. Не нужно думать не только о себе, но думать, насколько это впишется в городскую среду. Нужно, чтобы это не било в глаз, а мягко шептало».

С ней соглашается краевед, автор книг о жизни ростовчан Оксана Мордовина.

«Я против муралов в центре города, — отмечает краевед. — Мне хочется, чтобы изображения на зданиях были связаны с историей города. Чтобы они были не только украшением, но и несли некую информацию. Например, я бы посоветовала взять тему добровольческой армии, уходящей из Ростова. Можно было быть взять и наших исторических личностей. В Ростове жило огромное количество купцов, которые наш город развивали».

Также ростовский краевед предложила нарисовать карту с изображением всех районов города, на которой можно было подойти и посмотреть, где находится Нахаловка, Богатяновка, что такое Балабановская роща.

По мнению Юлии Дарт, стать городу более комфортным для пребывания в нем людей может помочь графический дизайн. Во-первых, речь идет об этологическом дизайне. Так, одна из магистранток вуза пишет работу о том, как привести к единообразию все рекламные вывески на Большой Садовой улице в Ростове, не нарушая условия бренда. Во-вторых, в городе должна быть единая навигация. Она должна быть стилистически единой плакаты, баннеры, принты, паттерны, граффити.

Очевидно, что стрит-арт объектов становится больше, что заставляет задуматься о минимизации количества визуального шума на улицах города: рекламы, вывески, баннеры, афиши, растяжки и так далее. В этом всем «великолепии» уличное искусство и красота старинных ростовских домов растворяются. Однако городская среда должна быть устроена так, чтобы горожане могли любоваться памятниками архитектуры, мозаикой, муралами на фасадах домов.

Директор Центра компетенций по развитию городской среды Ростовской области Александра Харченко, чья команда приступила к разработке дизайн-кода Ростова-на-Дону, со сцены объяснила, как данный документ может повлиять на внешний облик донской столицы.

«Очень важно понимать, что та ценность, которая есть в Ростове, она уникальна, — отметила директор Центра компетенций городской среды Александра Харченко. — Это новые объекты, которые появляются благодаря фестивалям, и большой объем исторических зданий, которые нам нужно сохранять. Запустить работу по сохранению внешнего облика города позволит дизайн-код, который представляет собой правила формирования единой стилистической среды и регулирует объекты в городской среде. Сюда можно отнести лавочки и урны, ларьки и киоски, рекламные баннеры и навигацию — все, что влияет на восприятие городской среды».

Начинание Центра было поддержано Правительством Ростовской области. К полугодовой работе по разработке дизайн-кода будут привлечены как эксперты Ростова-на-Дону, так и его жители. Организаторы разработки надеются, что совместными усилиями удастся выработать единый дизайн-код донской столицы и сделать ее еще красивее.

Таким образом, дискуссия в галерее «Ростов» подняла одну из волнующих горожан тем — насколько уместно искусство в городе, как его корректно внедрить в городскую среду и как стрит-арт может помочь городу «залатать трещины» и стать местом жительства творческих людей.

https://kuban.rbc.ru/https://rostov.rbc.ru/https://kavkaz.rbc.ru/

16+