Финансы предпринимателей: как найти баланс между личными деньгами и деньгами бизнеса
фото из личного архива Натальи Холченко

Финансы предпринимателей: как найти баланс между личными деньгами и деньгами бизнеса

Персональный финансовый советник, основатель комьюнити «Капиталистки» Наталья Холченко в авторской колонке в «Деловой газете.Юг» рассказала, к чему может привести ситуация, когда предприниматель не разделяет личные финансы и средства компании, и как грамотно распределять средства

«Какова величина Вашего личного капитала?»

Если вы спросите об этом российского предпринимателя, то в большинстве случаев вы поставите его в тупик. Причина стандартная: деньги бизнеса и личные — один «кошелек» с бесконечным перекладыванием денег. Многим предпринимателям знакома ситуация, когда денег на ведения бизнеса или на личные потребности не хватает, особенно если бизнес только начинает развиваться. Для развития бизнеса или покрытия «кассовых разрывов» приходится кредитовать свой бизнес из собственных резервов или, наоборот, изымать средства из оборота для покупки, например, дорогого автомобиля или квартиры для себя.

Почему у предпринимателей часто нет разделения личных денег и денег бизнеса? У этой проблемы несколько причин:

Психологическая

Отношение к финансам бизнеса, как к своим личным — основная причина. Предприниматели берут на себя риски и ответственность с желанием получить прибыль, поэтому «логично» считают, что личные крупные и часто эмоциональные/незапланированные — квартиру, машину, путешествие — могут финансироваться из денежных потоков в своем бизнесе.

Техническая

Индивидуальные предприниматели вправе распоряжаться средствами, которые находятся на расчетном счете, в личных целях без каких-либо ограничений. Технически можно снять наличные в кассе банка, в банкомате с карты ИП или совершить перевод на личную карту. Также можно пополнять расчетный счет и совершать на нем личные траты.

С отделением денег бизнеса и своих у предпринимателя возникают сложности тогда, когда нет четкого планирования и системного подхода к бизнесу. Особенно в случаях резкого роста доходов, возникает большой соблазн использования денег бизнеса в личных целях.фото: freepik.com Что будет, если не разделять деньги?

В бизнесе:

• Кассовый разрыв

Существует опасность оставить бизнес без достаточных для бесперебойной работы оборотных средств. Например, руководитель компании купил себе автомобиль, для чего быстро вывел из бизнеса несколько миллионов рублей. Через неделю выясняется, что компания не может выплатить зарплату и закупить материалы для производства. На эти затраты не хватает именно этой суммы.

• Остановка в развитии

Бизнес может справляться с текущими обязательствами, но могут появиться проблемы с развитием. При отсутствии системы планирования и бюджетирования и постоянных переливаниях «бизнес-личное» невозможно понять, какое финансовое положение у компании, какой размер имеет фактическая прибыль или, возможно, у фирмы вообще убытки. Вследствие этого может не хватать средств на покупку или обновления оборудования, на запуск новых направлений.

• Вопросы у контролирующих органов

При частом выводе наличными крупных сумм, например, у ИП, у контролирующих органов и финмониторинга банка могут возникнуть вопросы на основании № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Придется представить подтверждение, куда расходовались средства, иначе расчетный счет может быть заблокирован до выяснения причин.

Часто предприниматели ошибочно вносят личные траты в статьи расходов компании, что влечет за собой ошибки в учете и отчетности. К примеру, при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» или при ОСНО есть риск неверного разделения расходов на предпринимательские и личные. И в этом случае будет неверно определена налогооблагаемая база и рассчитан налог, за что возможны штрафные санкции при обнаружении ошибок налоговыми органами.

В личных финансах:

• Отсутствие свободных денежных средств для личных нужд

В нестабильной экономической ситуации сегмент МСП находится в наибольшей зоне риска. Ведь предприниматель забирает свой заработок последним в длинной цепочке кредиторов, государства, работников. И зачастую бизнесмен не снимает дивиденды, предпочитая оставлять деньги в бизнесе. В ситуации внезапного кризиса он может остаться без свободных денежных средств.

• Трудности с финансированием срочных личных расходов

 Даже если вы получаете доход от бизнеса с самого начала, скорее всего, он будет увеличиваться и уменьшаться через нерегулярные промежутки времени. Переменный доход может ограничить ресурс для ваших личных целей, которые могут быть срочными (например, оплата лечения или ремонт автомобиля)

• Потеря личного капитала в случае банкротства

Часто предприниматель вводить в дело все личные деньги. Уровень неудач для новых предприятий высок. Даже если у вас есть отличная бизнес-идея и хорошая команда, есть риск оставить без источника дохода себя и свою семью.
фото: freepik.com Как разделить личные деньги и деньги бизнеса

1. Ответьте на несколько вопросов о личных финансах

• Какую сумму в месяц необходимо иметь на оплату личных и семейных текущих расходов независимо от ситуации в бизнесе?

• Откуда буду брать сумму на обязательные текущие расходы (питание, коммунальные платежи, налоги, детские расходы, транспорт и тд), если на расчетном счете не будет свободных средств? Какой резерв необходим на случай такого форс-мажора?

• Какие крупные покупки/траты необходимо совершить в течение года?

• Какую сумму важно регулярно выводить из бизнеса для реинвестирования в личный портфель и создания личного капитала?

2. Планируйте

В личных финансах и в бизнесе можно и нужно планировать движение из точки А в точку Б.

У бизнесмена должно быть два плана:

— Личный финансовый план

Он позволяет рассчитать крупные личные/семейные финансовые цели (краткосрочные и долгосрочные — покупка недвижимости, образование детей, личный капитал, пенсия и т. д.), рассчитать финансовую модель денежных потоков для реализации этих задач (какие нужны доходы, какая модель накоплений, где накапливать и куда инвестировать деньги). Личный финансовый план отвечает на вопрос — сколько предприниматель должен «платить себе» и как действовать, чтобы личные/семейные цели реализовались без стрессов в будущем. Именно он помогает определить параметры для бизнес-плана (какую прибыль, как скоро и как часто нужно будет выводить из бизнеса под свои цели, какие риски в бизнесе допустимы, куда еще инвестировать капитал и т. д.). Разработать такой план поможет профессиональный финансовый советник.

— Бизнес-план

Часто бизнесмены планируют только на несколько месяцев вперед. С ростом бизнеса приходится принимать все больше финансовых и управленческих решений. Становится труднее увидеть ошибки, не запутаться в процессах, не отклониться от цели и избежать импульсивных поступков. Только бизнес- план дает четкое распределение и долгосрочное видение всех денежных потоков и стратегического развития. Важно выстроить систему финансового планирования и бюджетирования как в финансах бизнеса: доходы, расходы, инвестиции и вложения, зарплата (в том числе себе), дивиденды.

3. Платите себе

Бизнес всегда будет требовать вливания денежных средств, необходимых для развития. Но основная цель создания любого бизнеса — получение прибыли его создателем. Лучший вариант — постоянная выплата зарплаты и дивидендов от деятельности компании с четко установленной периодичностью (например, раз в месяц или квартал). В расходной части бизнес-плана планируйте суммы выплат себе, которые рассчитаны на основе вашего личного финансового плана.

4. Не вливайте все собственные средства в бизнес

Старайтесь максимально снизить личные инвестиции, рассматривайте привлечение финансов сторонних инвесторов, за счет которых будет производиться развитие фирмы. Если вы вложили свои деньги на этапе становления, то после выхода на прибыль рассчитайте план возврата «личного кредита» вашей компанией.

5. Сохраняйте дисциплину и анализируйте

Личные деньги и деньги бизнеса требуют организованности. Сохранять дисциплину можно при помощи сервисов финансового учета и бюджетирования или финансовых специалистов. Предприниматель всегда будет видеть финансовую картину в бизнесе и личных финансах, что поможет принимать грамотные оперативные и стратегические решения.

После составления личного финансового и бизнес-плана предприниматель приступает к его реализации. Ситуация внешняя и внутренняя в компании и личная может меняться, поэтому важно регулярно анализировать исполнения планов и вносить корректировки. Соответственно, исполнение бизнес-плана и личного финансового плана важно мониторить и пересматривать на регулярной основе, но не реже одного раза в год.

Несмотря на то, что деньги предпринимателя «в одном кошельке» — естественное состояние в начале развития бизнеса, все успешные предприниматели рано или поздно приходят к выводу, что между личными финансами и финансами своей компании необходимо возвести «Великую Китайскую стену». Тогда вы и ваша семья будете застрахованы от бизнес-потрясений и от стрессов, связанных с бесконечным переливанием денег из бизнеса в личный бюджет и обратно.