В России продолжается активная цифровизация всех сфер экономики. По итогам 2022 года рост инвестиций в отечественные IT-решения, как заявлял зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, составил 157,4%. Действительно ли предприятия все больше интегрируются в цифровую среду, какие сферы малого бизнеса сейчас заинтересованы в IT-решениях и что сдерживает развитие онлайн-сервисов, «Деловой газете. Юг» рассказали эксперты в области новых технологий.
Сферы и тенденции
Сейчас для цифровизации открыты все сферы бизнеса, поскольку IT-решения доступны как крупным, так и малым предприятиям и самозанятым, считает депутат Госдумы от Краснодарского края, член комитета по экономической политике Сергей Алтухов.
По его мнению, переход на сетевые платформы становится постоянным трендом, который можно сравнить с индустриализацией 30-х годов прошлого века. «По аналогии, трудно сейчас найти тех, кто передвигается на лошади, когда все используют двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель», — пояснил Сергей Алтухов.
По данным пресс-службы компании МегаФон, запрос на IT-решения сейчас действительно растет, и чаще всего малый и средний бизнес путем цифровизации стремится к оптимизации своих затрат и выгодному использованию имеющихся ресурсов.
«В Краснодарском крае мы ежегодно отмечаем тенденцию на увеличение запросов от малого и среднего бизнеса. Цифровизация уже активно внедряется не только в агропромышленном направлении. Интерес все чаще проявляют компании из сфер строительства и ЖКХ», — отметили в пресс-службе.
Как рассказал координатор проекта «Цифровая Россия» в Краснодарском крае, директор компании «Кортекс» Сергей Карулин, сейчас для цифровизации действительно открыто большинство предприятий. Исключением являются направления, где выгода может быть неочевидна. Например, на олигопольных рынках или в отдельных направлениях сельского хозяйства.
«При этом самые цифровые сферы сейчас торговля, профессиональные услуги по работе с клиентами, пассажирские перевозки. Еще подтягиваются грузоперевозки, но у них идет процесс через цифровизацию операторов, которых малым бизнесом назвать не получится. При этом малые участники рынка выходят в эту цифровую среду как пользователи», — рассказал Сергей Карулин.
По его словам, в целом цифровизация малого бизнеса отличается от перехода в онлайн средних и крупных игроков рынка. Так, если масштабный бизнес формирует спрос на IT-решения, то в сфере малого бизнеса просто появляется все больше исходно цифровых игроков, которые вытесняют менее инновационных участников рынка.
«Из-за этого сейчас сложно говорить о запросах МСП. Малый бизнес «прорастает» на существующем ландшафте, новые компании используют все доступные инструменты и возможности, поэтому движение к цифре идет не от их запроса, а от стартапов, которые предлагают рынку новое, «выстреливая», когда рынок это новое одобряет. При этом есть традиционно цифровые направления: учет, работа с клиентами в рознице и в профессиональных услугах, продажи и весь цикл обслуживания», — подчеркнул Сергей Карулин.
Как считает директор компании «АйТи Трейд» Илья Руденко, готовность МСП к инновационным решениям по большей части зависит непосредственно от руководителя, а не от сферы бизнеса. И если руководитель интересуется технологиями и следит за цифровым рынком, то он будет формировать запрос на IT-решения.
«И наоборот. Руководитель, который вообще не интересуется технологиями и не в курсе, «до чего докатился мир», может слушать и удивляться: «А что, так можно было?». И все равно не пытаться ничего внедрять. Потому что ему это покажется космической фантастикой, которая есть где-то далеко. Тот факт, что «будущее уже наступило», некоторые не осознают, и поэтому в технологическом плане живут категориями десятилетней давности», — отметил эксперт.

Интерес к сервисам онлайн-бухгалтерии отмечает и директор территориального офиса Росбанка в Ростове-на-Дону Олеся Алферова. По ее словам, у представителей бизнеса также растет потребность в онлайн-банкинге в целом.
«Онлайн-банкинг и мобильное приложение помогают предпринимателям управлять всеми процессами дистанционно. Еще постепенно увеличивается популярность СБП-переводов, оплат по QR-коду. СБП на текущий день является удобной заменой оплаты картами», — сказала Олеся Алферова.
Она добавила, что внедрение новых технологий позволяет банкам снизить операционные расходы, а сокращение себестоимости приводит к удешевлению продукта для клиентов. Например, скоринговые кредиты: у них есть определенный лимит риска, но они востребованы малым бизнесом, т.к. решение банком принимается быстро и требуется сокращенный пакет документов, который можно предоставить через электронные каналы связи.
В пресс-службе банка РНКБ рассказали, что в экономической сфере для МСП действительно активно развиваются цифровые технологии, в частности в процессе кредитования. Сервисы позволяют подавать документы онлайн, регистрировать заявки и автоматически рассчитывать кредитные лимиты.
Основные трудности
Главной проблемой в ходе цифровизации, по мнению депутата Госдумы Сергея Алтухова, является дефицит квалифицированных кадров. Он отметил, что проблема заключается не в подготовке специалистов в вузах, а в навыках и компетенциях, которые возможно приобрести только с опытом.
«Дело не только в установке решений, но и в их постоянной поддержке и обновлении. При этом уход западных корпораций, предлагающих свой софт, проблемой не считаю. У нас есть отличные цифровые решения в сфере управления проектами и бизнесом, бухгалтерские программы. Напротив, отказ от иностранных сервисов стимулирует отечественных разработчиков. Ниша свободна — тот, кто сможет занять максимальную долю рынка, получит хороший стабильный доход», — сказал Сергей Алтухов.
По оценке координатора проекта «Цифровая Россия» в Краснодарском крае Сергея Карулина, проблемы в цифровизации у малого или микробизнеса сильно отличаются от проблем средних игроков рынка. В частности, малый бизнес не формирует запрос, а использует финансово и эксплуатационно доступные решения — подключение к облачным сервисам или к экосистемам. В результате главной проблемой для малого бизнеса является широта ассортимента и монополизация отдельных направлений.
«Со средним бизнесом ситуация другая — средний бизнес способен формулировать спрос и оплачивать разработку или же приобретать заказные решения под свои задачи. Здесь ключевой вопрос в доступности экспертизы, позволяющей не изобретать существующее и добиваться нужного уровня сервиса от собственной IT в подъемных бюджетах. Т.е. здесь важны кадры, и не столько разработчики, сколько архитекторы решений и систем, а также аналитики и экономисты, способные моделировать окупаемость инвестиций в IT», — отметил Сергей Карулин.
Директор компании «АйТи Трейд» Илья Руденко рассказал, что в основном сложности по цифровизации компаний возникают из-за двух причин: финансов и отсутствия вовлеченности. В первом случае закономерно указать, что обычно за небольшую цену продают «базовый функционал», а прочие необходимые решения стоят дополнительных денег. Помимо этого, в финансовый аспект входит техподдержка, внедрение в деятельность компании, обучение сотрудников, интеграция с другими сервисами, а также лицензии, в частности на каждого сотрудника.
«Относительно отсутствия вовлеченности: для наемных сотрудников система учета их действий и формирования автоматической отчетности для руководителя может быть «опасна». Например, если сотрудник активно имитирует бурную деятельность и «рисует» отчеты руководителю. Конечно, он будет понимать, что внедрение той же CRM быстро вскроет всю его бездеятельность и покажет, что он делает два звонка в неделю и отправляет одно КП», — рассказал Илья Руденко.
Он добавил, что из-за этого отсутствие вовлеченности также можно назвать «сопротивлением» сотрудников, что может снизить настойчивость и вовлеченность руководителя. Так, владелец компании может поручить внедрить систему, однако сотрудники намеренно не будут участвовать в проекте.
«К сожалению, многие руководители рассуждают так: «Вот мы купили систему, вот есть внедренцы — сделайте, что полагается, а я тут ничего не понимаю, меня не трогайте. Вернусь через месяц, чтобы все было». Через месяц ничего не будет — сотрудники, саботирующие процесс, завалят проект, т.к. сторонние внедренцы им не указ, и значит, ничего они делать не будут. Не будут вносить данные в программу, не будут учиться и т.д.», — объяснил директор компании «АйТи Трейд».
IT-будущее для МСП
Залог успеха для любого бизнеса — адаптивность под меняющиеся условия, и сейчас аналитические инструменты в цифровых решениях являются главным преимуществом, уверен депутат Госдумы Сергей Алтухов.
«В эпоху цифровой экономики ускоряются все процессы: получения и обработки информации, реакций на изменения, запуска новых продуктов. Высокие скорости — высокие риски. Оценить их и просчитать тоже поможет цифровизация», — сказал он.
По словам координатора проекта «Цифровая Россия» в Краснодарском крае Сергея Карулина, несмотря на то, что одним из главных сдерживающих факторов является растущая потребность в специалистах из-за увеличения количества МСП, повышение вовлеченности таких предприятий положительно сказывается на процессе цифровизации.
«Чем таких субъектов больше, чем глубже разделение труда и специализации, чем выше конкуренция, тем более привлекательна ниша для поставщиков IT-продуктов и IT-услуги, соответственно, больше эффект от цифровой трансформации. Здесь мы движемся в верном направлении. Стимулирование развития МСП само по себе является драйвером роста IT, нацеленного на них. Каскад здесь примерно такой: доступная ипотека — увеличение числа домохозяйств — увеличение спроса на потребительском рынке — возможности для развития МСП. И, как побочный эффект, здоровая строительная отрасль, которая тянет за собой великое множество отраслей промышленности, потребляющих «цифру», — объяснил он.
Успешной цифровой трансформации бизнеса, как рассказал директор компании «АйТи Трейд» Илья Руденко, может поспособствовать осведомленность руководителя о современных технологиях, а также его заинтересованность в изменениях, подкрепленная его личной вовлеченностью.
«Сегодняшние изменения по большому счету ничем не отличаются от промышленной революции XIX века, когда производство переходило от ручного труда к фабричному. Тогда тоже кто-то сопротивлялся и предпочитал работать «по старинке», а кто-то просто не был в курсе новых технологий. История говорит о том, что, хотим мы этого или нет, но будущее наступает, и технологии все равно входят в массовый обиход. Выигрывает тот, кто открыт к новым технологиям и изменениям, кто первым начал свою трансформацию. Другие же просто уходят», — заключил эксперт.
Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП:

Одна из основных проблем малого и среднего бизнеса в контексте цифровизации — низкий уровень цифровой грамотности. Причем это характерно для всех регионов. Так, существенным препятствием является процесс получения и использования бизнесом электронной подписи. Весьма остро стоит и вопрос об использовании персональных данных. Мы также видим, что предприниматели с недоверием относятся к регистрации на платформах и использованию их в своей деятельности. Это обусловлено опасениями относительно возможных утечек информации, ее попадания в руки конкурентов и т.п. При этом данные вопросы скорее следствие первой проблемы — низкого уровня грамотности в целом.
Для успешного перехода в «цифру» прежде всего необходимо повышать грамотность малого и среднего бизнеса и популяризировать цифровые возможности и предоставляющие их сервисы. Безусловно, важно также совершенствовать и развивать данные сервисы, делая их проще и доступнее.