Единство в бизнесе: в чем сила сообществ предпринимателей
freepik.com

Единство в бизнесе: в чем сила сообществ предпринимателей

Представители бизнес-клубов Юга России рассказали, перейдут ли сообщества предпринимателей в «цифру» и для чего предпринимателям нужно объединяться

Новые изменения в законодательстве, турбулентность экономики и растущая потребность в отечественных продуктах — сейчас предприниматели сталкиваются с новыми непрекращающимися вызовами, с которыми бывает трудно справиться в одиночку. «Деловая газета. Юг» спросила у бизнес-сообществ Краснодарского края и Ростовской области, для чего предпринимателям стоит объединяться и какие задачи помогают решать такие клубы.

Нетворкинг, взаимодействие с властями и опыт

Бизнес-сообщества сегодня являются одновременно формальным и неформальным каналом общения предпринимателей, считает сооснователь краснодарского бизнес-клуба «КубА» и доктор экономических наук Александр Полиди.

Так, с одной стороны, встречи помогают получить полезную информацию, с другой — наладить бизнес-связи. «Сейчас такие клубы играют роль отдельного института, который позволяет сократить дистанцию между коллегами, между бизнесом и властью, а также между бизнесом и инфраструктурой. Помимо этого, к нам, например, часто обращаются предприниматели, которые переезжают из других регионов, чтобы быстро интегрироваться в новую среду», — рассказал Александр Полиди.

По словам основателя и лидера женского сообщества CLUB GK Gold в Ростове-на-Дону Карине Гаспарян, в бизнес-сообществах предприниматели в первую очередь перенимают опыт других резидентов и получают новые практические знания.

«В такие сообщества входят предприниматели с разным опытом и взглядами, соответственно, у них всегда можно спросить совет. В бизнес-клубах проводят нетворкинги, коллаборации. Новые знания и коммуникации помогают понять, как измениться и выстроить траекторию улучшения бизнеса», — отметила эксперт.

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Основатель сообщества предпринимателей Reactor Дмитрий Флоренко придерживается похожего мнения. По его словам, бизнес-клубы позволяют получить непредвзятую оценку со стороны, дают возможность обмена опытом с представителями различных компаний.

«Иногда страх или желание угодить боссу мешают получать честную обратную связь от работников. Партнер по бизнесу тоже не всегда хороший советчик — глаз уже замылен. Именно поэтому так важно находиться в окружении большого количества таких же сильных предпринимателей, как ты сам, — не зависящих от тебя, представляющих разнообразные ниши единомышленников. В лоб они честно дают обратную связь по любому вопросу. А мозговые штурмы с ними — это просто огонь», — подчеркнул Дмитрий Флоренко.

Еще об одной функции бизнес-клубов рассказал член генерального совета, председатель Ростовского регионального отделения «Деловой России» Андрей Грибенюк. По его словам, предпринимательские сообщества также позволяют налаживать диалог между бизнесом и властью.

«Например, основной целью нашего клуба является взаимодействие и работа с госструктурами, для того чтобы были приняты те законы, которые действительно будут продвигать бизнес, позволять больше зарабатывать и, соответственно, платить много налогов. Тогда можно совершенно спокойно и уверенно вкладывать деньги в развитие своих предприятий и открывать новые», — сказал Андрей Грибенюк.

Не только для сильного бизнеса

Участие в сообществах будет полезно как состоявшимся предпринимателям, так и тем, кто делает первые шаги в бизнесе, считает Андрей Грибенюк.

«Начинающим предпринимателям такие сообщества однозначно будут полезны, т.к. есть возможность общения с успешными людьми. Устоявшиеся бизнесмены уже прошли свой путь, иногда даже несколько раз, и теперь могут помочь не наступить на те мины, на которые наступили сами», — сказал председатель Ростовского регионального отделения «Деловой России».

Пользу бизнес-сообществ для начинающих предпринимателей отмечает и председатель отделения «Опоры России» в Краснодарском крае Даниэль Башмаков. По его мнению, чем раньше бизнесмен придет в сообщество, тем меньше ошибок он совершит в ведении своего дела.

«Человек может прийти и до того, как станет предпринимателем. Если он думает, какой бизнес открыть, то ему помогут. У нас было много случаев, когда потенциальный предприниматель после общения с экспертами понимал, как дальше действовать, как правильно будет поступить, и, самое главное, какие ошибки он допустил или может допустить, а также что делать, чтобы бизнес-идея не пришла к плачевному результату», — рассказал Даниэль Башмаков.

ru.freepik.com
ru.freepik.com
По мнению общественного представителя АСИ по направлению «Предпринимательство и технологии» в Ростовской области Сергея Андонова, для начинающих предпринимателей бизнес-сообщества будут особенно актуальны.

«Начинающие предприниматели охотнее вступают в сообщества, потому что это возможность пользоваться экспертным мнением тех, кто уже давно развивает свой бизнес. Также это интересно тем, кто ведет наставничество. В последнее время предприниматели и управленцы все активнее становятся наставниками, теперь они не говорят: «Я не хочу быть наставником, потому что в таком случае могут увести мой бизнес или мои ключевые приемы». Сейчас опытные предприниматели знают, что они постоянно развиваются, плюс свежие идеи от наставляемого могут чем-то помочь, и этот процесс становится обоюдно интересным», — считает Сергей Андонов.

Перейдут ли бизнес-клубы в «цифру»?

Хотя цифровизация активно развивается, представители бизнес-клубов не спешат полностью переходить на онлайн-платформы. Как рассказал председатель отделения «Опоры России» в Краснодарском крае Даниэль Башмаков, офлайн-мероприятия в бизнес-сообществах продолжат существовать: все так же будут проводиться встречи, живое обсуждение тем и отработка важных вопросов.

«Да, многое можно найти на онлайн-платформах, но на форумах, мероприятиях, бизнес-классах, тренингах и семинарах получить обратную связь гораздо проще», — сказал Даниэль Башмаков.

Сооснователь краснодарского бизнес-клуба «КубА» Александр Полиди подчеркнул, что общение на встречах в бизнес-клубах способствует развитию эмоционального интеллекта, что не так эффективно происходит в сети интернет.

«Живое общение — это и есть воплощение того эмоционального интеллекта в психологии общения и взаимодействия, которое позволяет улучшить качество знакомства и повысить доверие. Онлайн-формат пока не способен это заменить», — подчеркнул эксперт.

Основатель и лидер женского сообщества CLUB GK Gold Карине Гаспарян добавила, что онлайн-общение не сможет оставить такого же яркого впечатления о человеке, как личное знакомство.

Аркадий Гершман, председатель Ростовского областного отделения «Опоры России»:

фото предоставил Аркадий Гершман
фото предоставил Аркадий Гершман
 — Бизнес-сообщества, такие как «Опора России», созданы предпринимателями для предпринимателей. Мы понимаем изнутри, как нужно вести бизнес. «Опоре» уже 21 год, и любая внештатная ситуация, которая произошла у предпринимателя, уже наверняка происходила у кого-то другого, и он может дать совет. Даже если мы размещаем самый простой вопрос в общую ветку, то кто-то точно откликается и говорит: «Я это знаю, уже проходили». Здесь задача «Опоры России» — мониторить и анализировать проблемы, формируя решения и направляя их в вышестоящие органы. Бывает такое, что предприниматели боятся или опасаются написать в прокуратуру, Роспотребнадзор или налоговую, а мы, как организация, спокойно пишем о проблемах и официально работаем с госструктурами.

Юлия Кручанова, основательница партнерского сообщества для неформального общения Business people club:

фото предоставила Юлия Кручанова
фото предоставила Юлия Кручанова
 — Бизнес-сообщества — это идеальные площадки для общения с единомышленниками. Никто не поймет твою боль и не разделит успех так, как человек, который также строит свое дело. Каждый резидент в клубе — это мост, который может быть крайне необходим в бизнесе или личных вопросах, он соединяет и дает возможность продвижения и развития. Больше всего в сообществе я ценю живое общение и обмен энергией. Общаясь с коллегами, еще больше восхищаюсь каждым предпринимателем, который работает, развивается, масштабирует свое дело, неся ответственность не только за себя и свою семью, но и семьи своих сотрудников. Начинающим предпринимателям полезно и эффективно будет постоянное участие или резидентство среди начинающих коллег. Акцентирую, что так будет больше пользы. Но, безусловно, нужно смотреть и перенимать компетенции более опытных бизнесменов, для этого стоит посещать открытые встречи клубов.

Инна Шенгоф, директор АНО «ФИРОН» и технологического коворкинга «Рубин»:

фото предоставила Инна Шенгоф
фото предоставила Инна Шенгоф
 — Коворкинг «Рубин» — это технологический «человейник», коворкинг для технологических стартапов и социальных предпринимателей, а также для инженеров, разработчиков и предпринимателей. Коворкинги помогают вести совместную образовательную и предпринимательскую деятельность, создавать новые команды и развивать идеи в успешные проекты, а далее — в технологичные компании.

На базе нашего коворкинга регулярно проходят семинары и мастер-классы, хакатоны, инновационные бизнес-акселераторы.

Основной задачей «Рубина» является поддержка инновационных бизнес-проектов в Ростовской области. Именно поэтому на базе коворкинга действуют региональный оператор «Сколково», уполномоченный представитель ФИПС, центр предгрантовой экспертизы, аккредитованный акселератор Фонда содействия инновациям и др.

Наталия Холченко, основательница бизнес-сообщества «Капиталистки»:

фото предоставила Наталия Холченко
фото предоставила Наталия Холченко
 — Мы объединяем финансово успешных женщин, которым важна финансовая свобода. Это не просто мечта, а осознанная, переведенная в цифры цель. Участницы комьюнити проходят путь создания своего крупного личного капитала с выходом на пассивный доход, а комьюнити упрощает этот путь — дает экспертную информацию и знания, инструменты, позволяет избегать ошибок и не терять на этом время, дает поддержку для совершения конкретных шагов и мотивацию, позволяет «не свернуть с пути на длинной дистанции».

Комьюнити меняет жизнь участниц — от активного дохода, дефицита времени и отсутствия целей/системы в финансах к финансовой безопасности и финансовой свободе. В настоящий момент в сообществе есть резиденты из Ростова-на-Дону, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга и Дубая.

Евгений Винников, автор проектов «Люди в тексте» и «Деловая квартира»

фото предоставил Евгений Винников
фото предоставил Евгений Винников
 — Самое, наверное, важное и ценное — это когда люди друг от друга обогащаются. Каждый человек и каждый предприниматель не может прожить несколько жизней, а бизнес-сообщества позволяют общаться, обмениваться опытом, идеями и мыслями, что позволяет проживать чужой опыт. Такие дополнительные знания влияют на качественные изменения предпринимателей.

Конечно, участие в бизнес-сообществе не гарантирует успех в своем деле, он зависит от большого количества факторов. Но при этом я придерживаюсь мнения: если есть желание развиваться — полезно быть в клубе. По крайней мере, через призму своего восприятия понимаю, что это бодрит. Меня это поддерживает, я слышу разные мнения о своих идеях, слушаю кейсы других. Когда ты сам пытаешься со всем справиться, то неоднократно заходишь в тупик и не всегда понимаешь, как оттуда выйти. А есть люди, которые бывали в такой же ситуации и знают проторенную дорожку. Поэтому для меня важно погружаться в такую атмосферу, где предприниматели общаются.

Александр Кулешов, основатель «Не бизнес клуба», кластера С52, пространства Р5:

фото предоставил Александр Кулешов
фото предоставил Александр Кулешов
 — В рамках «Не бизнес клуба» проводились собрания на тему психологических проблем предпринимателей. Что было очень актуально после пандемии. Тогда все ощущали потребность в сообществе адекватных людей, с которыми можно было бы обсудить свои проблемы. Потом я ушел в трекинг предпринимателей и технологических стартапов, а наше бизнес-сообщество распалось на несколько частей. Первая часть занялась спортом, так был создан «Не футбольный клуб». Вторая часть сообщества стала вместе путешествовать, сплавляться на байдарках и плотах. Предприниматели, вошедшие в эту группу, стали настоящими друзьями.

Бизнес-сообщество в креативных кластерах С52 и Р5 другого формата. Например, в кластере С52 есть общий чат на 120-130 человек, там действующие и бывшие резиденты. Здесь обсуждаются общие вопросы, продают друг другу мебель. Такое «Авито» в рамках кластера.

В бизнес-сообщество кластера обычно не принимают всех подряд — отбор происходит по тематике кластера. Например, в пространстве Р5 в Нахичевани работают сервисы для маркетплейсов, архитектурные, гончарные и художественные мастерские. Для этих людей важно иметь свое окружение — жить и работать среди таких же творческих людей, как они.


Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях