Ростовские изобретатели Кирилл Мицкевич и Виктор Пугин разработали уникальный беспилотный летательный аппарат. Для это они создали собственное конструкторское бюро, которое пока разместилось в домашних условиях. Представитель новообразованного КБ Кирилл Мицкевич рассказал «Деловой газете. Юг», не мешает ли 100 кг веса конструкции развивать скорость 350 км/ч, стоят ли современные беспилотники меньше 1 млн рублей и как летательные аппараты без пилота могут помочь в эвакуации людей из труднодоступных мест.
Десять часов свободного полета
Фюзеляж нового беспилотного летательного аппарата представляет собой цилиндр наподобие ракеты высотой от одного до трех метров. Диаметр — от 30 сантиметров. Размах лопастей аппарата – около от метра. Вес всей конструкции – от 70 до 100 кг — в зависимости от конфигурации.
«Мы решили отойти от стандартных конструкций квадрокоптеров, проанализировав аэродинамические схемы самолетов, вертолетов, квадрокоптеров и ракет, взяв от них все «плюсы» и избавившись от «минусов», — говорит Кирилл Мицкевич. — На основе полученных результатов была выпущена собственная конструкция беспилотника».
По словам изобретателя, впервые было разработано что-то подобное, в связи с чем было много вопросов, как пришли к такому варианту. В носовой и хвостовой частях беспилотника размещены соосные винты – как в вертолете «К-52», у которого два винта расположены над фюзеляжем. Благодаря таким винтам аппарат имеет вертикальный и горизонтальный режим полета, а также способен совершать вертикальную посадку. Винтовые лопасти позволили добиться высокой подъемной силы – до 150 кг.
Приводится в движение такой БПЛА за счет электродвигателя. При этом изобретатели оборудовали конструкцию генератором, который совмещен с двигателем внутреннего сгорания, благодаря чему стало возможным передвижение аппарата в течение десяти часов.
На скорости 350 километров в час
В горизонтальном положении БПЛА аппарат способен развивать скорость до 350 км/ч, что сопоставимо со скоростью вертолета.
«Для ныне действующих беспилотников и квадрокоптеров подобная скорость недостигаемая, — подчеркивает конструктор. – Она становится возможной потому, что в нашей конструкции отсутствуют крылья и минимизировано лобовое сопротивление. Примером для создаваемого аппарата стал бомбардировщик «Ту-95», на турбированных двигателях которого установлены соосные винты. При этом бомбардировщик, эта огромная махина, развивает скорость до 950 км/ч».
Благодаря новой системе связи БПЛА можно будет пересылать «видеопакеты» и управлять аппаратом, но в данном случае речь идет уже не о расстояниях в десятки километров как у обычных квадрокоптеров, а в сотни. Максимальная дальность полета нового аппарата – до 1 тыс. километров.
Беспилотник за полмиллиона
Стоимость такого аппарата оценивается в 500 тыс. рублей, в то время как обычный квадрокоптер стоит до 100 тыс. рублей. Сам изобретатель называет свое детище «Роллс-Ройсом» среди беспилотников – все из-за «технически сложной и умной начинки», а также минимального участия человека в процессе управления полетом данного аппарата.
«В отличие от людей, концепция автоматизированного управления и обслуживания беспилотников способна работать круглосуточно, и в более короткие сроки способна выполнять те или иные задачи, — поясняет изобретатель. – Также в этом случае исключается «человеческий фактор»: усталость, болезни и различные бытовые обстоятельства».
По мнению Кирилла Мицкевича, техника более живуча и работоспособна, нежели человек.
Для сельского хозяйства
Разработчики решили не конкретизировать цель назначения создаваемого ими беспилотника, поскольку функционал позволяет использовать универсальную систему креплений.
«В сельском хозяйстве с помощью таких беспилотников можно производить орошение полей и внесение удобрений, вести мониторинг посевов. В дрон-станции в дронах автоматически меняются аккумуляторы, баки с жидкостью, и потом можно лететь снова», — рассказывает собеседник.
А вот функцию вспахивания полей разработчик не спешит перекладывать полностью на беспилотники. При этом Кирилл Мицкевич приводит пример, что современные комбайны позволяют выжигать сорняки в процессе обработки полей.
Эвакуация людей
Грузоподъемная сила нового беспилотника позволит службе МЧС эвакуировать людей из труднодоступных мест, например, среди лесного массива.
«Туда, куда не может приземлиться обычный вертолет, может прилететь наша «вертушка», — уточняет Кирилл Мицкевич. — Новый беспилотник может использоваться для мониторинга лесополосы и поиска браконьеров, а также для отслеживания популяции животных. В конструкцию БПЛА также можно интегрировать тепловизоры и транслировать получаемое изображение на большое расстояние».
Военные радары и многочастотная шифрация
Что касается оборонного назначения нового беспилотника, то тут речь идет о возможности размещения на летательном аппарате радаров благодаря интегрированной силовой установке. Из-за расположения данных радаров в воздухе обеспечивается дальность их работы и большая живучесть по сравнению с наземными радарами. Радары, помещенные на БПЛА, могут также отключиться и уходить в сторону от линии поражения, не будучи задетыми ракетами ПВО и ракетами против РЛС.
«Также на нашем беспилотнике могут быть размещены боекомплекты – вплоть до нарезного вооружения, что позволяет минимизировать участие в конфликте живой силы», — рассказывает собеседник.
Разработчики отошли от системы радиоуправления и видеовещания, которые используются в привычных беспилотниках, работающих на частотах 2,2 и 5 гигагерц, в мегагерцовый диапазон с широкополосной линией передачи данных. Благодаря этому обеспечивается незаметность, сложность в перехвате и определения местонахождения беспилотника в небе.
«Нестандартные частоты позволяют быть незаметными для сил радиоэлектронной борьбы и повышают дальность работы системы связи, — говорит изобретатель. — К такому подходу соперник не готов».
Транспортировка на дронах
Потенциальным функционалом нового дрона может быть применение в области логистики: перевозка почтовых отправлений и малых грузов.
«Беспилотник можно масштабировать в размерах, — предполагает Кирилл Мицкевич. — И вместо нескольких дней транспортировать посылки за несколько часов, поручив работу десяткам, а то и сотням дронов под полной автоматизацией всех операций. Однако для использования беспилотника в качестве переносчика грузов остро встают вопросы о легализации таких перевозок, формирования единых стандартов работы беспилотников на территории страны, а также привязки их к авиационным системам».
Изобретатель считает, что в этой сфере необходимо разработать регламент, утвержденный законом. Например, установку в беспилотниках транспондеров, которые обычно бывают в самолетах и вертолетах гражданской авиации. Благодаря транспондерам гражданские летательные аппараты отображаются в общей системе авиации. Этот механизм позволит разрешить и отследить полеты зарегистрированных беспилотников даже в ситуации запрета полетов БПЛА.
Прототип как «наживка» для инвестора
Чтобы проводить экспериментальные разработки, конструкторам приходится изобретать что-то более приземленное, чем беспилотники. А именно – очистительные системы. Вырученные за выполнение заказа средства команда вкладывает в создание прототипа уникального авторского дрона, попутно продолжая искать инвестора для проекта.
С презентацией своего проекта конструкторы выступали перед собранием «Лиги содействия оборонным предприятиям» в Москве, а также на форуме «Армия-2023». Заинтересовавшихся прототипом нашлось много, но до конкретных заказов пока не дошло. С каждой такой презентацией авторы идеи находят новые точки применения своего изобретения, а также выявляют все нюансы работы будущего аппарата.
На данный момент ростовские разработчики создают и тестируют прототип будущего беспилотника. Однако отдельные конструктивные части этого БПЛА уже активно используются в тех или иных отраслях, а именно блоки с вычислительной, навигационной и коммуникационной частями, отдельные блоки для генератора и топливной системы, а также модули «полезной нагрузки»: видеонаблюдения, радаров и анализаторов почвы.
Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина