фото: freepik.com

Флористика, нейропсихология, швейное дело: какой бизнес развивают женщины на Дону

Второй сезон ростовского подкаста «Бизнес по душе» стал поистине женским. Во-первых, место ведущего вместо ИТ-предпринимателя и велоактивиста Дмитрия Гусева заняла его супруга, предприниматель, основатель и руководитель HR-агентства Talentsmanager.ru, HR-консультант, специалист по работе с командой и эксперт по оценке лидеров Анна Гусева.

Во-вторых, гостями подкаст-студии стали девушки-предприниматели, авторы креативных бизнес-проектов — такие как основательница студии флористики и декора MO flowers&decor Мария Гогулина, основатель и руководитель швейного и вязального производства полного цикла «Эталон» Кристина Базиленко, владелица кафе-кондитерской «Мадам Ку-Ку» и ресторана «Дон Марио» в Таганроге Анастасия Морозова и другие.

Анна Гусева рассказала «Деловой газете.Юг», как героини подкаста преодолевают возникающие перед ними проблемы, вдохновляют окружающих и развивают свое дело, а также что ими движет помимо финансовой составляющей деятельности бизнеса.

Женский подход: совмещение бизнеса с ролью жены и матери

Как призналась сама ведущая подкаста, когда она выбирает нового героя, ей важно, чтобы его бизнес давно существовал на рынке, а также чтобы в команде проекта было определенное количество сотрудников.

«Мы обязательно говорим о том, какие ценности несет в себе руководитель компании, как собственник транслирует эти ценности в команду, как это реализуется на деле. Мы говорим об управлении командой, управлении бизнес-процессами, о нахождении ресурса для того, чтобы развивать бизнес, про планы на развитие», — отмечает Анна.

Через диалоги с героинями ведущая показывает, что женский подход к предпринимательству ничем кардинально не отличается от мужского. Каждый предприниматель, по мнению Анны, индивидуален, у каждого — свой стиль лидерства.

«Чем отличается второй сезон подкаста от первого — так это тем, что сейчас мы говорим о том, как женщинам-предпринимателям удается совмещать роль жены (а иногда матери) с ролью руководителя, как выстроить график, чтобы это совмещение было продуктивным, что важно для начинающих женщин-предпринимателей», — подчеркивает ведущая подкаста.

Многие гости выпуска вдохновляют слушателей своими цитатами и выводами, инсайтами из своего опыта: чтобы они сделали в начале своего бизнес-пути и чего бы они не сделали.

Анна считает, что женщинам-предпринимательницам важно объединяться и делиться опытом, проводить время с пользой как для бизнеса, так и для личного развития. Поэтому в рамках подкаста поднимаются вопросы о роли женских сообществ в развитии бизнеса.

Флористика: живые цветы дома и на мероприятиях

фото предоставила Анна Гусева

Всего в женском сезоне подкаста «Бизнес по душе» должно выйти десять выпусков. На данный момент вышли пять. Гостьей первого женского выпуска стала основательница студии флористики и декора мероприятий MO flowers&decor Мария Гогулина.

Студию флористики Мария, которая после окончания вуза все время работала бухгалтером, основала года четыре назад. Цветы стали отдушиной для девушки, возможностью реализовать свои творческие идеи. Однажды в путешествии по Голландии, где цветы являются неотъемлемой частью жизни каждого, Мария вдохновилась местными букетами.

«В выходные люди приходят, выбирают цветы и вазы, чтобы поставить их у себя дома. Я подумала, что было бы классно сделать что-то подобное у нас… Но я столкнулась с тем, что флористика не так сильно развита в России. Со временем у нас тоже стали чаще покупать цветы домой — мы нарабатывали нашу клиентскую базу довольно долго. С самого начала у меня было свое видение букетов — цветов, которые я хочу видеть в своей студии. Поэтому все закупки я делала, только исходя из того, захочу ли я это купить и принести к себе домой», — рассказала Мария.

Если изначально в студии продавались цветы для дома, то со временем Мария стала создавать цветочные композиции и для мероприятий. Поначалу у девушки была мечта оформлять большие события — вроде свадеб. Но ее представление о цветочном бизнесе снова разошлись с реальностью: в России устроители свадеб часто декорируют площадку для проведения торжества пластиковыми конструкциями и искусственными цветами, поскольку так намного дешевле. Максимум — используют микс искусственных и живых цветов.

«Я поняла, что я не хочу этого делать: горы пластмассы — немного не моя история. Поэтому мы стали специализироваться на оформлении камерных мероприятий: дней рождений и свадеб семейного формата. Мы делаем композиции, привозим и украшаем столы свечами, цветами и другими декоративными элементами», — поделилась создательница студии флористики.

Нейропсихология: вернуть в детство и «вылепить извилинки»

фото предоставила Анна Гусева

Кристина Прошакова — детский нейропсихолог с девятилетним опытом, основатель и руководитель детского центра нейропедагогики «Волшебные дети», спикер семинаров и интенсивов для родителей по всей России и за рубежом, наставник акселерационной программы для начинающих предпринимателей «Мой бизнес-клуб».

По словам самой Кристины, она пришла в профессию, ни много ни мало, в 6 лет. Тогда она подошла к своей маме и заявила о намерении стать воспитателем, еще не подозревая о существовании профессии нейропсихолог. Девушка окончила девять классов, четко понимая, что не хочет просиживать там еще два года, а хочет уже осваивать профессию.

«Но я никогда не была в поисках. Я всегда знала, кто я, где мое место. Это было мне ясно сразу. Сейчас существует мейнстрим «найти себя». Я часто сталкиваюсь с такими запросами. Общаясь с клиентами, я возвращаю их в детство, задаваясь вопросом «что вам тогда нравилось, на что вы обращали внимание, когда не было никаких барьеров»», — подчеркнула Кристина.

До создания своего центра девушка успела поработать в государственном и частном детских садах, в найме в различных детских центрах и даже в продажах. К своим 22 годам у нее уже был стаж практики четыре года. Уже тогда клиентов стало так много, что «она не знала, куда их девать». Тогда возник ее собственный детский центр, и тут же появился первый сотрудник — тоже выпускница Донского педагогического колледжа, в котором основательница центра обучалась сама. «Офисом» стала квартира площадью в 15 квадратных метров, арендуемая Кристиной. Сегодня площадь центра около 300 квадратов.

«Основными клиентами нашего центра являются дети с различными отклонениями, задержкой речевого и психического развития. Большая часть работы — персональное обучение детей. Я впервые ввела индивидуальные занятия с малышами от одного года. Мы помогаем детям формировать высшие психические функции: память, мышление. По факту, мы формируем мозг, мы лепим те самые извилинки. Благодаря игровому подходу, большому набору методик и приспособлений», — рассказала о работе центра нейропсихолог.

Помимо работы в собственном детском центре, Кристина сегодня преподает в том же колледже, где когда-то сама обучалась.

«Сейчас я прихожу в аудиторию к студентам и говорю, какая сегодня тема по учебнику. Я предлагаю им самим прочитать учебник, а сама рассказываю то, что им действительно пригодится в жизни. Сейчас многие вузы и ссузы ориентируются на практику, и многие откликаются на такой подход обучения», — отмечает нейропедагог.

Швейное производство — от полуподвального помещения до цеха

фото предоставила Анна Гусева

Кристина Базиленко — основатель и руководитель швейного и вязального производства полного цикла «Эталон». По словам бизнес-леди, наверно, в каждом регионе России есть одежда, произведенная на ее фабриках от идеи до реализации.

«Мы разрабатываем одежду под ключ: все конструкции и модели, все-все-все… До стадии, когда партия уезжает на склад заказчику. Мы вкладываем очень много души в весь этот процесс. У нас везде развешаны фотографии большого формата с моделями в наших одеждах. Мы подписываем каждую фотографию, что это сделано на Дону с любовью, «золотыми» руками наших швей», — уточнила Кристина.

Создать свое производство одежды Кристине очень помог ее шестилетний опыт работы в найме в производственных компаниях. Она возглавляла отдел закупок в компании «Тавр», работала в табачной и агропромышленной компаниях. В «Юг Руси» одна из первых организовала сбор макулатуры и в целом раздельный сбор мусора. Но в какой-то момент произошло выгорание: было тяжело совмещать жизнь с работой в таком тяжелом ритме. Немного посидев дома, Кристина решила начать свою карьеру в «швейке» с коллекции пижам.

«Я окончила художественную школу, и всегда мечтала шить одежду. И когда у меня появилось время и возможность, я ни на минуту не задумывалась, чем заняться», — отмечает Кристина.
Поскольку тогда в Ростове не было еще полноценных производств — все было в зачаточном состоянии — приходилось отшивать одежду в полуподвальных помещениях или на дому, при этом малыми партиями. Спустя год ситуация изменилась: у фирмы появились постоянные заказчики, и у сотрудников с тех пор всегда была постоянная работа.

Женское сообщество: поделиться живой энергией после пандемии

фото предоставила Анна Гусева

Также героинями подкаста во втором сезоне стали основательницы женского бизнес-клуба Women’s Leadership Club Регина Лестопад-Плакало и Алена Воложанинова. Этот клуб был создан в 2020 году.

«У нас была потребность находиться в таком комьюнити. Любому бизнесмену, вне зависимости от гендерной принадлежности, комильфо быть резидентом какого-то клуба. Мы с Аленой хотели создать такое комьюнити, где мы сами были бы проявленными резидентами, а не с высоты наблюдать за остальными», — пояснила Регина.

Время для создания бизнес-клуба было выбрано правильно — у многих был запрос на поддерживающее окружение. Поэтому идея объединиться и передать друг другу живую энергию общения вызвала огромный отклик у знакомых Регины и Алены.

На первую встречу бизнес-клуба пришло 35 действующих резидентов сообщества. На данный момент в бизнес-клубе более 200 резидентов. Мероприятия клуба с участием бизнес-леди, СМИ, блогеров и лидеров мнений вызывает ажиотаж.


Ресторанное дело: от домашней кондитерки — до культурных мероприятий

фото предоставила Анна Гусева

Предприниматель из Таганрога Анастасия Морозова — владелец кафе-кондитерской «Мадам Ку-Ку» и ресторана «Дон Марио» в Таганроге.

«Анастасия — активный деятель Таганрога и тот человек, который постоянно освещает то, что происходит в городе, а также является создателем сообщества. На базе двух ресторанов Анастасии проходит очень много классных мероприятий — развлекательных, познавательных и культурных», — отмечает Анна Гусева.

По словам самой Анастасии Морозовой, ее бизнес-путь начался с «Мадам Ку-Ку». При этом «ку-ку» для нее — это легкое помешательство, страсть к тому, что ты любишь делать.

«Для меня такой страстью всегда было приготовление десертов. В 12 лет я приготовила пирог по рецепту на шоколадке. С этого все и началось. В юности я любила готовить и приглашать на ужины друзей. Но двадцать лет назад заниматься кондитерским делом считалось несерьезным, нужно было получить фундаментальную профессию. Поэтому я получила два образования, стала экономистом и лингвистом, изучала два языка — английский и французский, и устроилась на первую работу в банк. Когда я ушла в декретный отпуск — их у меня было сразу два — у меня образовалась «дыра в душе». И тогда я вспомнила, чем я любила заниматься в детстве, что было моим «ку-ку», — поделилась Анастасия.

И вот когда однажды девушка третьи сутки билась над тортом для своей дочери, то она подумала про себя, что она «какая-то мадам ку-ку». И это название стало именем собственным — Анастасия завела себе аккаунт в соцсети под таким именем и стала создавать кондитерские изделия под этим брендом.

Стартовала юная мастер-кондитер с еще не совсем известных французских пирожных — макаронс, будучи всегда в душе француженкой. Она совсем не планировала делать из этого бизнес, но публикации красочных фотографий пирожных в соцсети вызвали просто шквал заказов. Да и вкусовое разнообразие — лакрица, мята, соленая карамель, роза — будоражило воображение покупателей.

Постепенно кондитерское производство переехало с домашней кухни в кафе «Мадам Ку-Ку» в Петровском квартале в Таганроге, которое открылось в новогодние праздники и с первых дней стало посещаемым как таганрожцами, так и гостями приморского города.

Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.