Предприниматель из Ростова-на-Дону Александр Кривошеев идеей переработки бумаги загорелся давно, однако воплотить ее в жизнь удалось не сразу. Путь к воплощению задумки занял несколько лет, сегодня бизнесмен производит конверты из переработанной бумаги и подставки из пластиковых крышек.
По образованию Александр Кривошеев — архитектор. Идея необычного бизнеса пришла ему, когда он увидел в интернете проект по переработке «Драгоценный пластик» голландского инженера Дейва Хаккенса.
Суть зарубежного проекта — создать станки для переработки пластика из подручных материалов. Однако для его реализации необходимы были вложения.
«Для реализации этого проекта нужно было в районе 300 тыс. рублей — это был 2016 год. У меня не было таких денег, я подавался на гранты, но не смог их получить, и на какое-то время забил на всю эту историю. А потом увидел, как перерабатывают бумагу в кустарных условиях — это один из первых способов изготовления бумаги, он максимально простой. Туда можно было зайти без каких-либо проблем, без денег. И я решил попробовать заниматься бумагой», — поделился воспоминаниями предприниматель.
Для переработки бумаги, по его словам, может подойти обычный бытовой кухонный блендер, средняя стоимость которого — около 2 тыс. рублей. Именно с таких инвестиций Александр начал свой проект «Береги», который включает изготовление открыток и конвертов из переработанной бумаги, а также костеров — подставок под горячее из переработанных пластиковых крышек.
Свои изделия предприниматель реализует через маркетплейсы, соцсети, а также локальные ярмарки. Кроме того, его продукция представлена в одной из ростовских тату-студий.
Распределение обязанностей и целевая аудитория
В развитии проекта Александру помогает его сестра Анна. Изначально они работали с рынком B2C, но в последнее время решили переориентироваться на рынок B2B.
По словам предпринимателя, работа на рынке B2C отнимает много сил и времени, поскольку каждый раз появляются новые заказчики и адреса.
Сам он занимается продажами, Анна — продвижением и ведением соцсетей.
«Весь контент, который появляется у нас в соцсетях, он создан благодаря Ане. Все, что выходит в нашей мастерской, это благодаря мне», — отметил Александр.
Предприниматель добавил, что основные покупатели их продукции — девушки, на них приходится 80% всех продаж.
«В основном у нас покупают девушки, я это связываю с тем, что они более эмоциональны и для них важно получать и дарить какие-то небольшие, но памятные теплые вещи», — рассказал он.
Средний возраст покупателей 23-35 лет, это люди, которые неравнодушны к экологии, ценят стиль и особенное отношение, подчеркнул предприниматель.
Поворот не туда
Бизнес — это всегда преодоление сложностей, отметил предприниматель, хоть это и пафосно звучит. Каждый заказ — новая задача.
Одной из главных сложностей, по мнению Александра, стало то, что он не из предпринимательской сферы. Именно поэтому сталкивался с частыми отказами, поскольку предлагал свои изделия людям, которым сложно было объяснить, почему переработанная бумага стоит так дорого.
Еще одна ошибка — отсутствие четкого понимания целевой аудитории. «Мы предлагали всем, до кого могли дотянуться, не разделив заказчиков на ниши, не пытаясь заходить к более серьезным людям, для которых эта цена была бы адекватной. Предлагали вообще всем подряд, то есть торговали на маркетах. Было сложно объяснить, что это за продукт, почему он столько стоит и почему вообще за мусор просим много денег», — поделился Александр.
Кроме того, многие люди отказываются работать с переработанной бумагой — «печатники» боятся повредить свое оборудование. Для того, чтобы создать конечный продукт, который нужен заказчику, переработанную бумагу нужно резать, сшивать и др., уточнил Александр.
Так, позже у предпринимателя стало появляться больше оборудования, а затем — мастерская с полным циклом производства.
Новая ниша — не повод для соперничества
В Ростове-на-Дону достаточно разных экопроектов. Александр акцентировал, что участие в таких проектах — дело добровольное. Среди них он выделил еще один проект по переработке бумаги — к слову, его создательницу предприниматель считает не конкурентом, а коллегой по цеху.
Также, добавил Александр, в донской столице есть проект, по переплавке пакетов в обложки на паспорт.
«Если будет очень много проектов с безыдейными основателями, это будет хуже, чем, если будет 4 проекта, но с очень крутыми заряженными людьми. Потому что бизнес — это всегда в самом своем начале про личность. И в Ростове очень классные ребята делают экопроекты, очень классные ребята вовлекаются в эту историю», — сказал Александр.
Так, по его мнению, в нише производства экобумаги нет конкурентов, ведь она только начинает набирать популярность. Поэтому здесь идет не конкуренция, а работа на объем.
Костеры в сербском баре
Еще одно направление проекта «Береги» — создание костеров — подставок под горячее — из переработанных пластиковых крышек. Пластиковые крышки в специальном термопрессе переплавляют в пластины размером 40 на 60 см. Из одной пластины получается порядка 11 костеров. В целом изготовление одного костера уходит три пластиковые крышки.
«Пластик — прекрасный материал в том плане, что он имеет большое количество циклов переработки. Его можно переплавлять огромное количество раз при условии небольшого добавления нового пластика», — обратил внимание предприниматель.
Александр добавил, что отправлял костеры в бар в Сербии, который находится в стадии открытия. Также в нем будет меню из переработанной бумаги.
Обратная связь
Как рассказал предприниматель, он получает разнообразную обратную связь от покупателей. В одной из ростовских тату-студий представлены подарочные сертификаты из переработанной бумаги. Именно поэтому туда приходят клиенты — чтобы купить красиво оформленный подарочный сертификат.
«Это одна из вещей, которые позабыли или игнорируют владельцы бизнеса, когда они не делают презентабельный подарочный сертификат. Те сертификаты, с которыми я сталкивался, мне немножко неприятно их получать ввиду того, что это просто напечатанная стоимость на листике. Нет ощущения чего-то важного, особенного. Там [в тату-студии. — Прим. ред.] я получил обратную связь о том, что люди специально приходят именно туда, потому что им нравится, как выглядят сертификаты, которые изготовили мы. Это для меня была лучшая похвала и главный показатель, что я выбираю правильный вектор движения в плане партнерства с бизнесом», — прокомментировал Александр.
Простые и экологичные советы
Предприниматель дал несколько рекомендаций читателям «Деловой газете. Юг» о том, как вести более экологичный образ жизни без особых усилий:
— Сделайте так, чтобы вам было комфортно. Лучше сдать на переработку несколько пластиковых изделий, чем не одного. «Помощь природе слишком обобщенная история, она не конкретизируется лично под вас», — отметил предприниматель;
— Объясните себе, для чего вам нужно сортировать мусор. Например, сам он стал сортировать отходы для того, чтобы стать лучше;
— Выберите для себя какую-то одну категорию для сборки. Со временем это войдет у вас в привычку;
— Определитесь, куда будете сдавать предметы для переработки;
— Сдавайте на переработку батарейки, лампочки — в отличие от органических отходов они проще в домашней сборке. «Мы органику не собираем дома, поскольку она имеет запахи — нам неприятно. Но батарейки, лампочки много места не занимают, они сильно загрязняют окружающую среду. Их точно стоит собирать», — заключил Александр Кривошеев.
Екатерина Мухамедова
Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Информационный обзор редакции