Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин в интервью «Деловой газете. Юг» рассказал, как развивается семейный бизнес в России, что способствует росту числа МСП, для чего необходимо наращивать долю малых производителей и почему стоит уравнять условия работы микробизнеса и самозанятых.
— Последние годы для предпринимателей были непростыми, пришлось перестраивать логистические цепочки, искать новые направления развития. По вашим оценкам, как себя сейчас чувствует малый и средний бизнес России в целом и на юге в частности? Удалось ли предпринимателям встроиться в новые реалии?
–– В целом в России к концу 2023 года было зарегистрировано 6,31 млн представителей МСП. Это примерно на 5,7% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Число вновь созданных компаний и ИП составило 1,128 млн, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 948,89 тыс. Таким образом, количество субъектов, существующих меньше года, выросло на 18,8%.
В Южном федеральном округе число МСП в целом выросло на 4,8% — до 717,4 тыс. субъектов.
Такой рост связан, прежде всего, с преодолением последствий санкций, в результате чего улучшился бизнес-климат в целом в стране. Предприниматели, в том числе на юге России, сумели перестроить логистические цепочки, заняли освобожденные ниши, активизировали работу в направлении импортозамещения.
Другим фактором, способствующим росту, стало снижение административной нагрузки на бизнес. Позитивные изменения произошли и в налоговом законодательстве. В частности, отметил бы с позитивной стороны совместную работу ТПП РФ и ФНС по содействию реструктуризации задолженности. Для этого была создана площадка — Фонд содействия реструктуризации долга. Эта структура совсем недавно начала свою работу, но положительный опыт уже имеется.
В целом можно констатировать, что санкции оказались не столь эффективными, как рассчитывали их авторы. Российские предприниматели уже относятся к ним нейтрально и даже не считают новые ограничения.
— Если говорить о новых возможностях, какие сферы предпринимательской деятельности, по вашему мнению, наиболее перспективны для МСП в 2024 году?Где необходимо наращивать долю малых предприятий?
–– Мы предлагаем проработать комплексную поддержку малого и среднего производственного бизнеса. Пока доля МСП в производстве, по различным оценкам, составляет от 6 до 10%. Для сравнения, такая доля в Китае, Азии, европейских странах не опускалась в последние десятилетия ниже 20%.
Нужно подтягивать этот показатель и в России. Тем более что в сложившейся экономической ситуации именно производственные МСП способны закрыть многие цепочки поставок, предложить рынку требуемые разработки зачастую быстрее, дешевле и эффективнее крупных компаний.
В данном контексте ТПП РФ предлагает предусмотреть проектное финансирование на расширение или модернизацию производственных компаний под льготную ставку 1–3%. Также рекомендуем обеспечить обновление оборудования для металлообработки раз в три года, так как следующее его поколение дает рост производительности не менее 10%.
— Насколько хорошо себя чувствуют МСП-экспортеры?
—Российские экспортеры, несмотря на санкции, смогли нарастить объемы, завести новые каналы сбыта, новых партнеров.
Для их поддержки реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Он предусматривает целую систему финансовых и нефинансовых мер господдержки. Например, для производителей действует механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров, выделение транспортных субсидий. Кроме того, государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании их продукции.
Недавнее исследование, презентованное Российским экспортным центром (РЭЦ), показало, что многие экспортеры оптимистично смотрят в будущее: 70% из них ожидают роста экспортной выручки в размере от 10 до 30% и более уже в ближайшие три года. А из новых рынков компании в первую очередь планируют развивать работу в странах СНГ и на Ближнем Востоке. Чуть меньше внимания привлекают Китай, Индия, Турция и Юго-Восточная Азия, что, по мнению авторов исследования, может быть связано с недостаточным знанием особенностей соответствующих регионов.
— В России 2024-й объявлен Годом семьи. Насколько активно сегодня развивается семейный бизнес в стране в целом и на юге в частности? Какова доля семейных компаний в общем объеме?
–– Согласно исследованиям ТПП РФ, сегодня в стране семейными компаниями являются 74% малого и среднего бизнеса.
Семейными предприятиями выращено 99% фермерской продукции, основано 95% частных школ, создано 90% антивирусных продуктов в IT. Предприниматели вместе со своими родственниками активно работают в сфере туризма, владея 80% частных гостиниц. Более 60% предприятий общественного питания — тоже семейные компании, 75% российской косметики создано на семейных производствах. Кроме того, более 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни. То есть семейные компании окружают нас повсюду.
Семейное предпринимательство в нашей стране, в том числе на юге, с каждым годом только набирает обороты, и мы, как старейшее объединение предпринимателей в стране, видим в этом большой потенциал и считаем необходимым работать с семейными предпринимателями и помогать им на всех уровнях.
— Ранее вы отмечали, что ТПП рассчитывает на введение понятия семейного предпринимательства в федеральное законодательство в 2024 году. Для чего семейным компаниям особый законодательный статус?
–– Сейчас семейные компании существуют в правовом поле на общем основании со всеми субъектами малого и среднего бизнеса. И в зависимости от региона, в котором они работают, могут рассчитывать на льготную аренду городских помещений, юридическое и бухгалтерское сопровождение, финансовую и информационную поддержку.
Но, как показывает наш многолетний опыт взаимодействия с семейными предпринимателями, в их компаниях возникает ряд вопросов, которые не могут быть решены в рамках существующих мер.
Например, семейные компании сталкиваются с тем, что их подозревают в аффилированности и незаконном дроблении бизнеса, хотя по факту компания растет и расширяет поле своей деятельности: например, муж и жена занимаются разным бизнесом или дети строят свои собственные компании. Также есть вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений и передачей бизнеса по наследству. Так, существующее российское законодательство не предусматривает механизма наследования бизнеса как единого целого, по отдельности друг от друга в наследство переходят лишь элементы бизнеса: предприятие как имущественный комплекс, акции, доли в капитале обществ, недвижимость, земельные участки, паи, права на объекты интеллектуальной собственности.
И это только небольшой перечень причин, почему семейные компании должны получить особый статус в законодательстве и, соответственно, особое регулирование.
Начало закреплению официального статуса семейных предприятий положили наши регионы: законы о семейных предприятиях приняты в семи субъектах РФ. Их число будет увеличиваться. Параллельно продолжаем активную работу с Госдумой по определению понятия «семейное предприятие» в федеральном законодательстве. Рассчитываем, что в рамках проведения Года семьи в 2024-м этот вопрос будет решен.
— В декабре прошлого года вы высказывали мнение, что условия работы микробизнеса и самозанятых необходимо уравнять. Какие проблемы поможет решить принятие такого решения?
–– Действительно, ТПП РФ предлагает распространить на микропредприятия условия, созданные для самозанятых. Ведь именно у последних нет проверок, отчетности, обязанности платить страховые взносы и так далее. То есть условия намного выгоднее, чем у индивидуальных предпринимателей. Из-за такой дискриминации наблюдается существенный отток сотрудников в самозанятые, что особенно характерно для индустрии красоты и сферы производства кондитерских изделий, выпечки и кулинарии.