Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляет проект «Бизнес по-нашему», рассказывающий о предпринимателях Юга России. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров о жизнеутверждающих и вдохновляющих историях местных предпринимателей, которые адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика поддержки и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
В новом выпуске рассказываем о предприятии «Волгоградтрубопласт» из Волгограда, которое производит замороженные овощи в круглосуточном режиме. Несмотря на то что предприятию всего 2 года, оно уже поставляет продукцию по всей России — от Калининграда до Владивостока. Коммерческий директор компании Антонина Симукова рассказала, как региональные власти помогли в развитии бизнеса, сколько сотрудников необходимо для работы современных заводов и как предприятию в условиях санкций удалось вырасти более чем в 2,5 раза.
— Как основали предприятие? Как вы пришли в этот бизнес?
— Предприятие родилось из идеи перерабатывать овощи на территории Волгоградской области, поскольку наш регион очень ими богат. Было бы грех не воспользоваться такими щедрыми дарами природы. Так и возникла идея производства.
На предприятие я пришла в 2021 году, в декабре, и с первого сезона работаю вместе с ним.
— Какие овощи перерабатываете?
— У нас достаточно большой ассортимент овощей. Мы перерабатываем борщевую группу — это картофель, капуста, лук и морковь. Также мы перерабатываем брокколи и цветную капусту, а в прошлом году запустили переработку яблок. Искренне считаю, что можем составить хорошую конкуренцию производителям из Евросоюза и Сербии, которые в прошлые годы были единственными импортерами яблок в Россию.
— Замороженные яблоки — это необычно!
— Наше оборудование позволяет перерабатывать не только яблоки, также мы можем перерабатывать груши и некоторые другие фрукты. Собственно, над этим мы сейчас работаем и расширяем ассортимент.
— Кто ваш основной покупатель? В какую самую дальнюю точку доезжала ваша продукция?
— Наши основные покупатели сейчас — сегмент производителей овощных смесей, консервные предприятия, большие пищевые производства и производители детского питания. География у нас очень обширная — мы работаем от Калининграда до Владивостока. Кроме того, в этом году мы начали достаточно активно экспортировать свою продукцию в Беларусь.
Сейчас мы также планируем расширять географию наших поставок. В первую очередь мы рассматриваем страны ЕАЭС за счет удобной логистики.
— А с какими производителями овощей вы сотрудничаете? Есть ли среди ваших партнеров небольшие фермы?
— Мы сотрудничаем с местными производителями овощей. Так, путь от поля до конечного продукта составляет около четырех часов, и, соответственно, овощи сохраняют максимальную свежесть и оптимальное количество витаминов. Мы работаем с достаточно большим объемом поставщиков: это и маленькие производства, КФХ, и большие.
Уточню, что мы находимся в плотном сотрудничестве с фермерами. Обычно в начале года мы авансируем им производство овощей, и в течение года забираем продукцию по мере взращивания.
— Обычно бизнес, связанный с овощами — сезонный. Работаете ли вы сезонно?
— Цикл производства у нас круглогодичный, но обычно в середине мая до середины июня мы останавливаемся на техническую остановку для проверки оборудования и мытья цехов. Более того, мы работаем круглосуточно, раз в день останавливая производство на час для мойки оборудования.
— Сколько человек нужно для работы такого предприятия? Сейчас многие говорят о проблеме дефицита кадров, почувствовали ли вы ее?
— Сейчас на нашем предприятии работает 150 человек, но мы планируем расширять штат. Действительно, кадры являются одной из самых больших проблем у нас на производстве, но в настоящее время мы достаточно успешно ее решаем. Мы берем совершенно разных сотрудников, в том числе и без опыта работы, и именно на производстве они уже получают основные навыки. Наши наставники хорошо справляются со своей задачей, сейчас у нас достаточно сплоченный коллектив.
— Какое оборудование необходимо для такого бизнеса?
— Мы используем новейшее оборудование для предварительной мойки, обработки и нарезки овощей, а также морозильные камеры по шоковой заморозке. Уже на выходе мы используем оптический сортировщик для дальнейшей фасовки продукции.
— Возникали ли из-за введения санкций проблемы с закупкой оборудования, с запчастями?
— С закупкой оборудования проблем не возникало, но были некоторые проблемы с введением его в эксплуатацию, поскольку нужны были специалисты. В результате мы успешно справились с этим вопросом.
По поводу деталей — сейчас нам очень помогают местные инженеры, и многие детали мы заказываем в Волгоградской области.
— Как сейчас изменился рынок после ухода западных компаний? Могут ли отечественные предприятия полностью удовлетворить спрос?
— Рынок освободился. Сегодня мы видим большие перспективы в нашем бизнесе, потому что освободилась ниша по производству замороженных овощей и фруктов, и, соответственно, эту сферу нужно заполнять. Мы уверены, что мы крайне конкурентноспособные, поскольку качество нашей продукции значительно отличается даже от импортной. Если сравнивать импорт из Азии, Египта и других стран, то, конечно, мы выигрываем.
Более того, мы однозначно можем составить конкуренцию европейским производителям, потому что продукция нашего завода по качеству в некоторых моментах даже лучше. В целом, рынок действительно расширился, и сейчас у нас есть идеальная возможность показать, насколько качественной может быть отечественная продукция. Показать, что уже можно не возвращаться к качеству, которое не соответствует высоким стандартам.
— Как вы считаете, из нынешней ситуации Россия и российский бизнес выйдут более сильными?
— Я считаю, что мы просто обязаны выйти более сильными, потому что любые трудности являются отправной точкой для роста. Сейчас идеальная возможность для того, чтобы сплотиться.
— Как вы оцениваете рост предприятия за последние 2 года?
— За эти два года мы выросли больше чем в два с половиной раза. Хоть мы и молодое предприятие и закономерно должны расти, но для нас это большое достижение, мы очень ему рады.
— Помогают ли вам в развитии и становлении местные власти?
— Мы получаем помощь от разных структур, одна из них — это Торгово-промышленная палата региона, которая помогла нам зарегистрировать собственный товарный знак. Кроме того, мы сотрудничаем с Центром поддержки экспорта — они помогали нам участвовать в выставке ПРОДЭКСПО-2023 на стенде от Волгоградской области. Также мы посещаем бизнес-миссии в разные страны, организованные Центром поддержки экспорта. Это позволяет больше рассказывать о своей продукции.
— Считаете ли вы, что в итоге успех бизнеса становится и успехом региона?
— Полностью поддерживаю это мнение. Каждое предприятие несет социальную функцию, создавая новые рабочие места, улучшая жизнь каждого члена коллектива. Кроме того, успешный бизнес в регионе однозначно дает возможность и предпринимателю, и городу расти финансово.
В целом мы считаем, что наш регион богат природными ресурсами, которые необходимо использовать. Бизнес в Волгограде — это одна из отправных точек, которая будет развивать регион, улучшать инфраструктуру и социальную сферу.
— Какие у вас планы по развитию бизнеса?
— В будущем у нас много планов. Мы хотим расширять производство, также планируем запустить упаковку под своей торговой маркой. Кроме того, хотим выйти в сети для реализации продукции конечному потребителю.
— А бизнес по-нашему — как это?
— Бизнес по-нашему — это вкусно, качественно и удобно!