Система обязательной маркировки товаров внедряется в России поэтапно с 2016 года. Подлежащие маркировке товары регистрирует «Честный знак». Данный список регулярно обновляют.
Начальник отдела защиты прав потребителей Наталья Живая в рамках вебинара центра «Новый Ростов» рассказала, какие новые категории непродовольственных товаров подлежат обязательной маркировке в 2024 году, и какая последует ответственность за нарушение правил такой маркировки.
Оборот товара с несоответствующим статусом
Из нарушений порядка мероприятий можно выделить незарегистрированные коды маркировки, ненадлежащий статус участника, оборот товара с несоответствующим статусом и повторные продажи.
«Первые два нарушения лучше всего знакомы обществу. Но что касается оборота товара с несоответствующим статусом, то это довольно новое отклонение. Так, у каждого товара, который находится в обороте, есть свой статус. Например, он был ввезен на территорию РФ, введен в оборот, выведен из оборота для производственных нужд, продан конечному потребителю и так далее. Каждый статус должен соответствовать фактическому состоянию товара», — подчеркивает Наталья Живая.
Если товар, например, был приобретен организацией для собственных нужд, значит, он выбыл из оборота. Он не может быть продан конечному потребителю без перевода статуса. Есть еще ситуация, когда код маркировки был списан. И после этого статуса списания становится известно, что данный товар был продан конечному потребителю.
«Из оборота товар может быть выведен путем продажи конечному потребителю. Но в случае, если товар имеет статус «находится в обороте». После того, как он продается потребителям, у него статус — «выведен из оборота». Если фактически товар находится в обороте, но у него имеется совершенно другой статус, например, статус «введен на территорию РФ» без перевода статуса «введен в оборот»», — отмечет эксперт.
Повторные продажи — тоже нарушение
Такое нарушение как «повторные продажи» сегодня также имеют место в маркировке товаров. В большинстве случаев, считает Наталья Живая, это безответственность к своим должностным обязанностям — как просто сотрудников, работников организации, так и ненадлежащий контроль со стороны руководителя организации. Повторные продажи допускаются тогда, когда товар по каким-то причинам возвращается: был выбор, выбыл из оборота.
«Но если же товар повторно выводится из оборота, в ресурс маркировки не подгружается информация, что он у вас опять появился в обороте, то это грубое нарушение. Например, товар продан потребителю, но потребитель его захотел вернуть. Потребитель приносит товар, продавец просто выставляет его на полку и затем продает его через некоторое время. Так быть не должно», — подчеркивает специалист.
Этот товар нужно вновь ввести в оборот и только потом опять продавать конечному потребителю. Без этой процедуры это сразу, соответственно, идет фиксация нарушения в программе. В 2024 году это может послужить основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий с учетом Постановления Правительства РФ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля муниципального контроля».
Индикатор риска
В целях оценки риска причинения вреда при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольно-надзорного мероприятия контрольно-надзорный орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Индикатор свидетельствует о наличии нарушений на объекте и дает возможность инспектору провести контрольно-надзорные мероприятия для того, чтобы проверить, есть такие нарушения или нет таких нарушений. Программа рассчитывает после того, как она уже фактически зафиксировала допускаемые нарушения.
Поэтому надо стремиться к тому, чтобы нарушений маркировки не было. Приказ Роспотребнадзора № 36 регулирует перечень индикаторов риска нарушения. Повторные продажи, например, по обуви, фактически частое нарушение фирмой, может послужить основанием для проведения контроля над зоной мероприятия.
Что грозит за нарушения
Контрольно-надзорные мероприятия проводятся для соблюдения обязательных требований. Инспектор дистанционно осуществляет контроль за деятельностью предпринимателя через свои личные кабинеты.
«Статья 15.12 КОАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка маркировки товаров, а также конфискацию всей продукции, которая была выявлена инспектором за нарушение порядка маркировки, за непредставление необходимой информации», — уточнила эксперт.
По ее словам, за нарушение порядка маркировки предусмотрена и уголовная ответственность по статье 171.1 Уголовного кодекса РФ. Необходимо помнить о личном кабинете на сайте Честного Знака, где можно отслеживать все отклонения, которые возникли в связи с нарушением порядка маркировки.
Инспектора проводят не только контрольные и надзорные мероприятия, но и визиты, в ходе которых рассказывают обо всех требованиях законодательства. Для этого нужно подать заявление, а после одобрения профилактического визита в течение десяти рабочих дней инспектор созвонится с представителем организации и согласует удобную дату как онлайн, так и офлайн.
Эльвира Марченко