Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляет проект «Бизнес по-нашему», рассказывающий о предпринимателях Юга России. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров о жизнеутверждающих и вдохновляющих историях местных предпринимателей, которые адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика поддержки и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Новым героем проекта стал фермер из села Песчаного Республики Крым Олег Примуш. Вместе со своей семьей предприниматель выращивает столовые сорта винограда и яблоки, которые реализует в регионе.
Глава КФХ рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться при запуске своего дела, как господдержка мотивировала его заняться виноградарством, и как предпринимателю удалось выиграть спор с Крымской академией наук.
— Как и когда вы решили начать свое дело?
— Профессионально вести дело мы начали с 2016 года. Тогда мы немного увеличили свои площади по посадке, а также сменили регион Крыма. Сам Крым нестандартный в части сельского хозяйства, поскольку он разделен на несколько зон, где можно заниматься виноградарством по определенным технологиям.
Изначально у нас не получилось выращивать виноград по технологии итальянской перголы из-за рисков подмерзания, поэтому мы и сменили площадку на более мягкую, более климатически пригодную для данной технологии. На данный момент площадке уже чуть больше трех лет.
— Вы выращиваете виноград нестандартно, на высоких столбах, из-за этого решили сменить площадку?
— Да, данная технология нестандартна для нашего региона, да и в целом для южного. Мы покатались и по Краснодарскому краю, и по Ставрополью, и по Кавказу, но такого способа выращивания винограда не увидели. У этого есть свои причины. Данная технология подразумевает под собой высокорослый штамм, из-за чего культура подвержена заморозкам в весенний вегетационный период.
По такой технологии можно выращивать виноград в нескольких зонах Крыма: это южный склон и часть западного Крыма. Здесь благоприятные условия, мягкий климат, весна более мягкая. Но в чем преимущество этой технологии? Мы на меньшей площади получаем урожай в два раза больше, нежели на привычном кордоне.
— Какие сорта вы выращиваете, занимаетесь ли вы еще чем-то помимо винограда? Какие вы выбрали точки реализации?
— Мы занимаемся очень интенсивными яблоневыми садами и виноградниками столовых сортов. На сегодня у нас 2 га винограда и 2,5 га яблоневого сада.
Столовые сорта мы реализуем в свежем виде на местном рынке, а яблоневый сад у нас еще не вступил в плодоношение. Это молодые деревья, мы посадили их в прошлом году, осенью. В перспективе хотим получать урожай яблок и тоже реализовать их на местном рынке, потому что площади небольшие. Сбор урожая яблок ранних сортов приходится на пик потока туристов в Крым. В этом году мы проблем не знали по сбыту винограда. Туристы были, съели все и были очень рады.
Также в этом году мы делали поставки в Бахчисарайский детский дом и в частный детский дом в Севастополе. Всегда найдется продукция, которой можно кому-то помочь.
— Почему вы решили заниматься бизнесом именно в сфере сельского хозяйства? Ранее вы также работали в этой сфере?
— Получил образование в крымском аграрном университете по направлению виноградарство, виноделие, поэтому мне все это близко. На мой взгляд, в Крыму самые перспективные направления — туризм и сельское хозяйство, и второе для меня ближе.
— Любите ли вы свое дело? Нет мыслей уйти в другую сферу из-за рисков?
— Однозначно мы любим свое направление. Не любить невозможно, потому что виноградник — это многолетнее насаждение, он заставит себя полюбить. В течение первых трех лет мы не получаем урожая, мы только воспитываем лозу, увеличиваем мощность кустов. Результат мы видим только с третьего года. И, конечно, проявляется как любовь, так и спортивный интерес увеличить производительность каждого куста.
Да, сельское хозяйство всегда связано с рисками: погодные условия, кадровый состав, сезонность… Когда мы начинали вести свое дело с использованием нынешней технологии, то вступили в спор с нашей академией наук. Они отрицали выбранный нами способ, но мы рискнули. Рискнули своими средствами, своим временем, но у нас все получилось. Теперь специалисты каждый год приезжают к нам, проводят мониторинг, изучают все. Несколько студентов даже защитили дипломные работы по данной технологии. Я считаю, что это оправдало риски. В этом также есть социальный вклад как в науку нашего региона, так и в целом в осознание перспективы этого направления.
Поэтому сельским хозяйством обязательно нужно заниматься в Крыму. Расширяться и задействовать площади, которые сегодня не заняты.
— Получается, что дело окупается далеко не сразу? Большие ли вложения нужны в такой бизнес? Что важно учитывать в виноградарстве?
— Для каждого начинающего фермера вложения всегда большие. Нужно подходить ко всему разумно, со знанием дела, считать экономику, думать, на что ты способен, какую площадь можно засадить. Но главное — это не засадить и увеличить площадь, а удержать ее. Так как мы занимаемся многолетними насаждениями, то считаем экономику на три-четыре года вперед.
Поэтому отмечу, что необходимые вложения происходят не в первый год старта, а на протяжении всего вегетационного периода до вступления в товарное плодоношение. Нужно еще учитывать замену автопарка, замену насаждений, выбывших из эксплуатации, а также работу с людьми.
— Помогают ли как-то финансово в ведении, поддержании дела местные власти?
— Однозначно да. Скажу даже так — если бы не государственная поддержка, которой мы воспользовались, мы бы даже не начали заниматься данной технологией и вообще сельским хозяйством. Мы вместе с товарищами получили субсидию, грантовую поддержку, и сегодня все благополучно занимаемся своим делом: кто-то ягодой, кто-то зерновыми, кто-то многолетними насаждениями, кто-то животноводством. Мы все общаемся, часто встречаемся на совещаниях в Министерстве сельского хозяйства региона. Конечно, та поддержка, которую сегодня нам оказало руководство Крыма, очень помогла заняться тем делом, которое мы любим.
— На ваш взгляд, выльется ли в последующем успех вашего бизнеса в успех всего региона?
— Однозначно выльется, так как сегодня мы уже делаем поставки на рынки, в торговые сети Крыма, чтобы не было дефицита. Причем дефицита именно нашего продукта. Чтобы не было нужды ввозить из соседних стран то, что мы обязаны выращивать здесь. У нас здесь есть и технологии, и климатические условия. Поэтому однозначно задача и нас, и всех фермеров Крыма — устранить дефицит товаров.
— А видите ли вы перспективы в части импортозамещения после введения санкций?
— Конечно, очень хочется конкурировать. Очень хочется громко заявить и соседним странам, и миру в целом о том, что и Крым, и Южный федеральный округ могут и умеют сегодня вести сельское хозяйство. Хочется сказать, что бизнес у нас идет в ногу со временем, и автоматизация уже есть, и новые машины, комбайны, тракторы.
К слову, санкции мы не почувствовали. Но импортозамещение уже есть в Крыму, например, наше фермерское хозяйство. Сегодня все это показывает рабочий результат. Этим нужно заниматься.
— Как вы считаете, из сложившейся ситуации Россия и российский бизнес в целом выйдут более сильными?
— Конечно, я бы даже сказал закаленными. Всегда есть нюансы, например, у фермеров — в части погоды. Это всегда закаляет. Или, например, если проблемы с западными контрагентами, поставщиками — это однозначно нас закалит. Мы получим больше сил, больше энергии и уверенности в себе. Мы получим уверенность в том, что мы надежда. А надежда всегда может быть только на себя, на свой регион, на свою власть. Только она поддержит нас и не даст пойти вниз, закрыть бизнес. Я думаю, что в этой сфере перспектива однозначна.
— Какие у вас планы по дальнейшему развитию бизнеса?
— Мы очень хотим повысить объемы выращиваемой продукции, посадить другие культуры. Это может быть и ореховый сад, и грушевый сад.
В нескорых планах — переработка наших яблок. Потому что виноград в столовом виде хорошо уходит на прилавок, потребности в его переработке нет. Но необходимость перерабатывать яблоки будет присутствовать, потому что интенсивный сад подразумевает под собой как качественное яблоко, так и непривычного первого сорта. Такой урожай не хочется выкидывать или забывать о нем, а хочется перерабатывать, развивать что-то свое, может быть даже изготавливать соки. Думаю, будем стремиться к этому направлению.
— Бизнес по-нашему — как это?
— Бизнес по-нашему — это честно, порядочно, вкусно и сладко!