Цифровые решения сегодня помогают застройщикам на всех этапах возведения жилья — от разработки проекта комплекса до продажи квартир. Метавселенные жилых комплексов, цифровые продажи и автоматизация строительства за счет новых материалов — именно так выглядят определяющие тренды инновации на рынке возведения недвижимости. О том, как сфера строительства уходит в «цифру», какие решения помогают застройщикам продавать жилье и растет ли спрос на «умные дома», «Деловой газете. Юг» рассказали участники рынка недвижимости юга России.
Цифровые стройки и метаквартиры
Повсеместная цифровизация сейчас один из главных трендов на строительном рынке, говорит исполнительный директор российской компании «Юникорн» — разработчика платформы Ujin Кирилл Романченко.
При этом интерес к таким технологиям проявляют не только застройщики, но и государство.
«Минцифры и Минстрой РФ проводят большое количество мероприятий на тему цифровизации недвижимости и сферы ЖКХ, стало больше мер поддержки, и в целом наблюдается активное участие госсектора в развитии отрасли. Здесь можно отметить приложение «Госуслуги Дом» и другие продукты», — отметил Романченко.
Эксперт добавил, что тренд на цифровые решения и технологичность сейчас активно развивается как в крупных федеральных городах — Москве и Санкт-Петербурге, так и на юге России.
«Все происходит достаточно органично. И многие застройщики так или иначе к этому приходят — кто-то раньше, кто-то позже. Крупные московские компании начали цифровизацию раньше — в 2020–2021 годах. После успешных пилотов они стали формировать стандарты строительства с проектирование под потребности «умного дома» и повсеместно их внедрять — от эконома до бизнес-класса. После чего и регионы подхватили эти тренды», — отметил Кирилл Романченко.
Коммерческий директор AVA Group Тамара Коломийцева отметила, что цифровые решения сейчас применяются как в производственных процессах строительных компаний, так и в сфере продажи готовых объектов. В результате цифровые платформы позволяют сократить цикл сделки с клиентом в четыре раза, а также снизить издержки до 80%.
«В условиях быстроменяющейся реальности клиентам больше не хочется тратить время на сложные чертежи и изменчивые условия покупки. Соответственно, меняются подходы к продаже недвижимости. Сегодня успешны те девелоперы, чьи решения позволяют экономить время клиента, систематически оправдывать его доверие, а также делать клиентский опыт простым и комфортным», — отметила Тамара Коломийцева.
Коммерческий директор AVA Group добавила, что в строительной сфере сейчас есть и специальные студии разработки IT-решений, которые создают интерактивные презентации и 3D-макеты жилых комплексов, а также touch-столы с визуализациями. Помимо этого, появляются целые метавселенные строительных комплексов.
«В метавселенной можно работать с визуализацией жилых комплексов, городов и транслировать это на разные источники. Тouch-столы позволяют избавиться от старых архитектурных макетов, а также способствуют осуществлению быстрых дистанционных продаж, полностью погружая покупателя в атмосферу его будущей квартиры. Благодаря этим решениям можно оценить будущий вид из окна и прогуляться по территории жилого комплекса», — сказала Тамара Коломийцева.
«Умные дома»
Как рассказал исполнительный директор российской компании «Юникорн» — разработчика платформы Ujin Кирилл Романченко, еще один тренд на строительном рынке — интерес к технологиям «умного дома».
«Тренд очевиден. Если в 2021 году единицы застройщиков внедряли решения «умного дома», по экспертным данным, доля составляла 8%, то в 2023 году она выросла до 20%. <…> Сейчас от Калининграда до Сахалина есть запросы от застройщиков, многие хотят сделать свои мобильные приложения, подключить дома к платформе и реализовать большое количество цифровых сервисов. Это, в свою очередь, дает отклик от жителей, они ими пользуются активнее с каждым годом», — сказал он.
Романченко уточнил, что если в 2021–2022 годах активность использования сервисов «умного дома» и «умной квартиры» составляла 45–50%, то сейчас сервисами пользуются около 60–65% жителей таких домов, а в 2024 году ожидается рост использующих сервисы до 70–75%.
Цифровое производство
Новые технологии и цифровые решения могут не только упростить процесс продажи объектов недвижимости и создать комфорт для жителей новых домов, но и поспособствовать формированию новых элементов для строительства и частично решить вопрос кадрового дефицита. Участник выставки YugBuild, генеральный директор компании «Экодеко» Владимир Нешта отметил, что сейчас такие наработки на юге есть в сфере фасадных навесных систем.
Так, модульные навесные системы будут изготавливать в укрупненных модулях прямо на заводах, что увеличит автоматизацию и сократит потребность в кадрах на стройплощадке. Также это ускорит процесс строительства новых объектов, поскольку технология сразу будет интегрироваться в BIM-технологию проектирования.
«Для этого необходимо <…> разработать программный комплекс, который интегрируется в BIM-технологию проектирования. Соответственно, это программное обеспечение будет делать раскладки и передавать эти модули не только для строительной площадки, но еще и в производство», — отметил Владимир Нешта.
Он добавил, что в результате с помощью программного комплекса готовые модульные решения могут сократить длительность монтажа облицовочных материалов в три раза.
«В то же время на стройплощадках будет требоваться в три раза меньше людей, и при этом скорость строительства будет даже выше», — заключил генеральный директор компании «Экодеко».