Денис Серков и Дмитрий Чернов - производители моторок и катамаранов. Фото: предоставлено героем публикации.

Пойдет ли по Дону водный пассажирский транспорт местного производства

Ростовский производитель моторных лодок и катамаранов рассказал о готовности выпускать пассажирские суда

«Деловая газета. Юг» продолжает тему развития пассажирского водного транспорта в Ростовской области. В октябре прошлого года генеральный директор судоходной компании «Дон» Герман Лопаткин в интервью изданию сообщил, что запуск регулярных водных перевозок по реке планируется уже весной.

Для этих целей правительством Ростовской области уж закуплены два судна «Валдай 45Р» вместимостью 45 мест, также в 2024 году планируется закупить еще судно «Метеор» вместимостью 120 мест. Разработкой этих судов занимается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р. Е. Алексеева в Нижем Новгороде. Подобного масштаба производств на Дону пока не существует.

Мы поговорили с ростовским производителем моторных лодок и катамаранов, сооснователем компании BRO Денисом Серковым и узнали, способна ли Ростовская область стать «родиной» для пассажирского водного транспорта – насколько здесь возможно развитие производства речных и морских судов, чем по своему функционалу катамараны превосходят лодки и как работает господдержка в сфере судостротельства.

— Сейчас правительство Ростовской области активно развивает водный транспорт. Скоро планируется запуск «Валдаев». Насколько суда такого размера, по вашему, смогут окупать свою себестоимость?

— На мой взгляд, развитие речного судоходства имеет большой потенциал. В нашей стране множество водоемов и рек, которые простираются через всю нашу огромную территорию. Развитие этого направления интересно как в туристических целях, так и в плане повышения мобильности населения. В последние годы очень активно развиваются каршеринг, самокаты и другие элементы микромобильности.

Однако раньше такому важному направлению, как водный транспорт, не уделялось достаточного внимания. Я очень рад, что сейчас судоходство набирает обороты. Это не только сами суда, но и причалы, места стоянок, набережные, вся инфраструктура. Конечно, учитывая масштаб действий и инвестиций, сложно рассчитывать на быструю окупаемость подобных проектов. Кроме того, необходимо не только создать предложение услуг, но и сделать их удобными и доступными для потребителей. Только тогда водные прогулки станут частью нашей повседневной жизни.

Считаю, что через 3-5 лет системной работы передвижение по рекам на всех типах водного транспорта станет удобным и естественным для каждого. Что касается типа судна, то самую быструю окупаемость демонстрируют небольшие суда. Например, наши катамараны BRO pontoon на 12 человек окупаются за один-два сезона, в зависимости от длительности сезона, места эксплуатации, потока клиентов, экспертизы предпринимателя.

— Насколько новые суда будут востребованы, и в какие месяцы года?

— В Ростове-на-Дону суда обычно эксплуатируются с апреля и вплоть до ноября месяца. Технически их можно эксплуатировать круглый год, но нужно подходить к этому с учетом целесообразности. Мне кажется выбор 45-местного «Валдая» для первых судов — это отличный вариант, который с одной стороны сможет обеспечить стартовый спрос, а с другой — не требует слишком больших инвестиций. Эксплуатация «Валдаев» предоставит данные и опыт, на базе которых можно улучшить прогнозирование и выстроить дальнейшую стратегию развития речного судоходства региона.

Считаю, что такие проекты могут окупиться через 5-10 лет. Это широкий диапазон и очень приблизительная оценка. Для более точной оценки необходимо знать все вводные данные, начиная со стоимости билетов и прогноза спроса, до зарплат персонала и стоимости обслуживания. Уверен, что эти расчеты квалифицированно сделаны правительством Ростовской области.

Лодки в основном покупают для рыбалки. Фото: предоставлено Денисом Серковым.

— Как считаете, будут ли ваши суда использованы для регулярного водного пассажирского сообщения?

— Наши катамараны активно используются для перевозки туристов от Калининграда до Иркутска. В настоящее время обсуждаются несколько проектов для регулярного водного пассажирского сообщения. Я думаю уже в этом году это вполне реально.

— Вы начали свое производство с моторок для рыбалки и прогулок. Какие модели лодок и катамаранов выпускается сейчас?

— Действительно, наше первое судно — лодка 4,2 метра. Продажи стартовали в конце 2021 года. На данный момент в нашем модельном ряде 12 типов лодок от 3,9 до 5 метров и восемь типов катамаранов от 6,5 до 11 метров.

— Сколько вы выпускаете катамаранов и моторных лодок в месяц?

— На данный момент в зависимости от типа и комплектации в месяц мы выпускаем 15-20 лодок и 4-6 катамаранов. Наша ключевая сложность и важнейшая задача — это масштабирование и технологизация производства. Этим мы сейчас активно занимаемся.

— Как быстро продаются готовые лодки и катамараны?

— Все наши лодки и катамараны изготавливаются на заказ. Очередь составляет 3-4 месяца. Все продажи осуществляются напрямую с завода. На данный момент у нас нет дилеров, но мы рассматриваем возможность сотрудничества с ними в будущем, после масштабирования производства.

— Кто ваша основная целевая аудитория, клиенты? С какими целями они покупают лодки и катамараны?

— Наша целевая аудитория — это в основном это мужчины или семейные пары. Лодки в основном используются для рыбалки и отдыха на воде. Размер лодки от 3,9 до 5 метров оптимально подходит для таких задач. В настоящее время мы разрабатываем лодку длиной 3,7 метров и более крупные лодки свыше 5 метров. Катамараны могут использоваться как в коммерческих целях, так и для отдыха на воде.

Катамаран может использоваться как для водных прогулок, рыбалки, так и для спорта. Фото: предоставлено Денисом Серковым.

— Сейчас у вас в производстве прогулочные катамараны на 12 человек. Кто основной покупатель этих судов?

— Примерно 60% покупателей катамаранов — это бизнес, а 40% покупают для частного использования. Мы делаем акцент на современном дизайне и красоте катамаранов, оснащаем суда множеством опций, адаптированных под каждого клиента. Поэтому наблюдается тенденция к росту количества покупок для личного использования.

У катамарана есть много преимуществ перед килеватыми лодками. Это очень остойчивое судно, по нему удобно передвигаться. По сравнению с лодками тех же размеров, в катамаране существенно больше полезного пространства и с комфортом разместится большая компания. Внутри можно установить все, что необходимо, от камбуза и гальюна, до отопителя и гриля. При этом катамаран может использоваться как для водных прогулок, рыбалки, так и для спорта, развивая достаточно высокую скорость.

— Город и регион помогают малому и среднему бизнесу льготными кредитами, смягчением налоговых отчислений… Как именно помогает город и Ростовская область вам?

— Действительно, существует много программ поддержки бизнеса и особенно производителей. Так, в лизинг по льготной ставке мы приобрели оборудование, также были софинансированы затраты на маркетинг в АНО МФК «РРАПП». Мы получали микрозайм по льготной ставке от Микрокредитной компании «Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства». Кроме того, совместно с администрацией города сейчас мы изучаем возможность приобретения участка для строительства своего завода. Мы высоко ценим подход к работе сотрудников администрации и организаций, которые оказывают нам поддержку. Это действительно клиентоориентированный подход, который помогает нам в наших начинаниях.

— Что уже позволила сделать такая господдержка?

— Приобретенное оборудование позволило нам сформировать производство полного цикла на заводе. Микрозаймы обеспечили ликвидность, когда это было необходимо.

— Существует ли сегодня госзаказ на суда вашего производства?

— На данный момент нет. Однако, я убежден, что мы способны реализовать проект, подобный «Валдаю». У нас свое собственное конструкторское бюро, и все разработки являются нашими собственными. Техническая база и опыт позволяют нам решать задачи высокого уровня сложности. Я верю, что в перспективе по Дону будут ходить суда местного производства. Мы уже готовы предметно обсудить такого рода проекты.

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции

Анастасия Талызина