Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляют проект «Бизнес по-нашему» о предпринимателях Юга России, рассказывающих свои истории создания бизнеса. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров — жизнеутверждающих и вдохновляющих историй о том, как местные предприниматели адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Новым героем проекта стала Татьяна Церенова из Элисты. В 2022 году женщина запустила собственный бренд одежды TEYU, который сейчас продается не только в России, но и в ОАЭ. Татьяна Церенова рассказала, как господдержка позволила начать свой бизнес, какой была ее первая коллекция одежды и какие возможности открылись у российского легпрома после введения санкций.
— Как и когда вы начали вести свой бизнес? Помните ли первую коллекцию?
— Бизнес по производству женской одежды я впервые начала в 2014 году. Это была первая попытка, первый заход в эту нишу. Мы существовали 5 лет, после чего закрылись из-за пандемии и неблагоприятного стечения обстоятельств. В 2022 мы получили поддержку от фонда развития Калмыкии и вновь запустили свой бренд одежды.
Естественно, помню всю первую коллекцию. В ней было представлено 4 вида верхней одежды, 3 вида платьев, а также порядка 4 или 5 костюмов. Самой первой вещью, которую мы продали, было платье с леопардовым принтом.
— А в каких сферах были заняты ранее? Дизайнерское направление — первое в вашей бизнес-деятельности?
— Это не первый мой бизнес. Ранее я занималась продуктами питания в направлении HoReCa, и развивалась как предприниматель в онлайн-пространстве. Поэтому это, наверное, мой четвертый бизнес. Именно в нише производства одежды это, получается, второй бизнес.
— Вы с детства мечтали запустить собственный бренд?
— Вполне может быть. Изначально одеждой занималась моя бабушка, затем моя мама. Они, конечно, не развивали свои бренды, но они обучали портных. У моей мамы было свое ателье с большим штатом сотрудников — порядка 40 или 50 человек.
Собственно говоря, думала ли я, что я буду этим заниматься? Точно не думала. Я сама не умею шить, но ситуация сложилась таким образом, что я пришла в эту сферу, потому что мне всегда нравилось создавать одежду для себя. То есть не только покупать ее, но и отшивать у местных мастериц платья по собственному дизайну. Наверное, это и послужило причиной того, чтобы начать такой бизнес.
— Какую одежду вы сейчас отшиваете? Сколько человек работает на предприятии?
— Мы отшиваем все виды одежды. Это верхняя одежда, пальто и пиджаки, брюки и юбки, повседневная и спортивная одежда. В нашем магазине можно купить и худи, и джоггеры, и спортивные брюки. Можно сразу же подобрать классический образ для работы. Отмечу, что я сейчас в одежде собственного производства.
На нашем производстве сейчас работает 7 человек. Мы в основном используем ручной труд несмотря на то, что у нас очень классные современные машинки, которые облегчают жизнь нашим портным. У техники очень много функций, но мы все равно больше обращаемся к ручному труду, потому что тогда вещь классно сидит на человеке. Это всегда идеальные лацканы.
— А из каких стран и регионов покупают ваши вещи?
— Какие страны и регионы покупают? В основном, если мы говорим о России — Москва, Север, Санкт-Петербург и Московская область. За пределами России это Америка, ОАЭ и Казахстан.
— Что было самым трудным в период запуска бренда?
— Самое трудное в запуске бренда, наверное, было время. Я начала писать бизнес-план, когда началась СВО. Собственно говоря, именно тогда мне пришла идея вернуться к этому бизнесу. Я понимала, какие последствия могут быть, и со временем они подтвердились: западные компании начали уходить с рынка. И если для некоторых это было время кризиса, то для нас — время возможностей. Возможности выйти на другой уровень и заявить о себе.
В этот период было сложно просчитать все шаги. Даже когда мы писали бизнес-план, мы не знали, как будет двигаться рынок, мы не знали, какие изменения нас ждут. Мы жили в этой реальности и максимально подстраивались под нее. А такие вещи, как поиск поставщиков тканей, фурнитуры, поиск помещения, набор сотрудников — они уже текучие для предпринимателей. Нет предпринимателя, который бы не справлялся с такими трудностями. Самое тяжелое было адаптироваться, и чтобы это было максимально гладко.
— Как вы считаете, появилось ли у наших дизайнеров больше возможностей после введения санкций? Открылся ли для них рынок?
— После введения санкций, я считаю, что возможностей у наших дизайнеров, у наших предпринимателей однозначно стало больше. Я повторюсь, что это время — время возможностей. Возможности выйти на рынок, расширить зону своего присутствия.
Мы тоже планируем представляться не только в Калмыкии, но и в других регионах России, именно в офлайн-точках. Сейчас появилась возможность занять нишу, которая стала более-менее свободной, и показать потребителю, какие варианты возможны. Доказать, что вещи российского производства могут быть такими же крутыми, такими же качественными и такими же стильными.
В целом, я думаю, после введения санкций российский бизнес однозначно станет сильнее. Во-первых, для нас это возможность возродить те ниши, те производства, которые либо просели, либо вообще ушли, в том числе и текстильное производство. Если раньше его было мало, то сейчас мы активно в этом направлении развиваемся. Так что я думаю, что введение санкций дает нам классную возможность поднять все эти сферы на новый уровень.
— Помогают ли вам региональные власти в развитии бизнеса?
— Местные власти дают сейчас много поддержки для предпринимателей. Это и льготные налоги, это и займ, который мы взяли в фонде развития под низкий процент. Недавно мы получили, кстати, поддержку от администрации города в виде возмещения части затрат на оборудование. Есть поддержка на маркетинг, которую можно получать каждый год. То есть заказывать вывеску, подарочный сертификат. И это только то, что я знаю. Кстати, еще знаю, что «Мой Бизнес» помогает выходить на маркетплейсы, оплачивая комиссию. На самом деле, я уверена, что мер поддержки еще больше. Это то, чем пользуемся именно мы.
— На ваш взгляд, влияет ли успех вашего бизнеса на успех региона в целом?
— Успех бизнеса влияет на успех региона однозначно. В первую очередь это потому, что появляются новые рабочие места. Это налоги, которые мы, предприниматели, платим. Это узнаваемость бренда, и, соответственно, приток гостей в регион. Ведь люди, зная, где производится эта одежда, будут интересоваться, в том числе, и регионом. А наша природа, атмосфера нашего города очень интересная. Я думаю, что даже за счет нашего товара может подняться и сфера туризма в республике.
— Успешен ли ваш бренд сейчас?
— Я думаю, что наш бизнес сейчас только развивается. Может быть, он успешен на этом этапе. Нам сейчас всего один год, мы отметили его 27 января.
Но у всех понятие успеха разное. Для кого-то успех — это много выручки, большие доходы. Для кого-то успех — это когда компания является классным работодателем, и все хотят там работать. Для кого-то успех — это быть популярным. Для меня успех, наверное, это чтобы то, что мы создаем, действительно приносило удовольствие нашим клиентам. И в целом мы хотим, чтобы каждая девушка, которая носит нашу одежду, чувствовала себя счастливее. Это может происходить в моменты, когда она ловит взгляды прохожих, когда ей делают комплименты, и когда она сама чувствует себя уверенной в одежде.
— Какие у вас дальнейшие планы по развитию бизнеса?
— У нас очень много планов. Мы бы очень хотели представляться в разных регионах России, развить онлайн-продажи. Сейчас мы продаем через социальные сети, но в будущем планируем запустить и свой сайт, где можно будет приобрести товары. Мы бы хотели эту часть онлайна развить в нечто большее.
— Как вы считаете, в чем заключается социальная и патриотическая функция вашего бизнеса?
— Социальная функция нашего бизнеса — это, прежде всего, обеспечение рабочих мест. Это, наверное, фундамент экономики.
А патриотическая функция — это своего бренда именно российского производства, и введение его в массу на новые рынки. Потому что я считаю, что сейчас очень классное время, когда российские предприниматели могут не только выходить в новые города России, но и выходить за ее пределы.
— А бизнес по-нашему — как это?
— Бизнес по-нашему — это креатив, смелость и уверенность!
Информационный обзор редакции