Велосипед до сих пор остается самым экологичным транспортом: крутишь педали и едешь. Это двухколесное средство передвижения сегодня является не просто развлечением для детей или видом прогулки для взрослых, но и настоящим «боевым конем» для тех же курьеров, которые и в жару, и в холод наматывают десятки километров в сутки, чтобы доставить вам горячую пиццу.
Таким образом, велосипеды, как и появившиеся относительно недавно электросамокаты, в наши дни являются полноценными участниками дорожного движения. Но вот проблема: далеко не всегда обладатели велосипедов следуют правилам этого самого дорожного движения. А все почему? Потому что для них зачастую не оборудованы отдельные дорожки. Вот и приходится «наездникам» на двухколесном транспорте пугать пешеходов на тротуарах либо же все время оглядываться, опасаясь, что их собьют на автодорогах.
Поэтому-то власти городов и развернули свои головы в сторону решения запросов велосипедистов — создания городской велоинфраструктуры. Не являются исключениями Ростов-на-Дону и Краснодар. «Деловая газета. Юг» изучила, на какой стадии сегодня находятся программы велосипедизации донской и кубанской столиц.
Давайте сравним!
Давайте просто посчитаем. В Ростове-на-Дону над созданием 25 км велодорожек начали работать еще в далеком 2017 году. Тогда департамент автодорог проанализировал улично-дорожную сеть на возможность создания велосипедных маршрутов. Первым пилотом проекта велосипедизации стала 4-километровая дорожка на Пушкинской улице.
На сегодня в Краснодаре обустроено 16 веломаршрутов, общей протяженностью более 35 км. К 2034 году в городе планируется обустроить еще 35 велодорожек, протяженностью 75 км.
Для сравнения, в Казани суммарная протяженность велодорожек составляет 39 км, здесь велодорожки начали открывать в 2015 году. В Северной столице — Санкт-Петербурге — появились три новые велодорожки общей протяженностью 6,6 км. Таким образом, на сегодняшний день в Петербурге функционирует свыше 140 км пути для любителей активного отдыха. Эту цифру планируется увеличить в 2024 году на 10 км.
Как прокладываются велодорожки в Москве
Больше всего велодорожек в Москве — 500 км, что даже длиннее, чем расстояние от столицы России до Воронежа. По данным официального портала mos.ru, московские власти не собираются останавливаться на достигнутом и продолжают наносить на асфальт оранжевым цветом новые временные велополосы и обновлять разметку на уже ставших популярными у горожан участках.
В летнее время оценивается удобство и безопасность действующих велополос, анализируются точки притяжения велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности, проводится мониторинг актуальности и используемости существующей велоинфраструктуры. Кроме того, рассматриваются предложения по развитию велоинфраструктуры, поступающие от активистов велодвижения.
В Краснодаре: по тротуару, проезжей части и обособленные
Как писала «Деловая газета. Юг», еще три года назад, в мае 2021 года, число пользователей велосипедов в Краснодаре превышало 100 тыс. человек. Тогда же вице-мэр столицы Кубани Артем Доронин озвучил, что из 10,5 км существовавших на тот момент велодорожек большая часть представляет собой дорожки, совмещенные с тротуарами, «что не дает должного эффекта от их использования».
Поэтому с учетом опыта прошлых лет были разработаны маршруты выделенных велосипедных дорожек, соединяющих спальные районы между собой и с центральной частью города. Развивать городскую инфраструктуру в Краснодаре решили в шесть этапов: от Западного обхода до Фестивального микрорайона, далее по улицам Тургенева и Карла Маркса до Юбилейного микрорайона и по улице Кубанская Набережная до улицы Постовой.
Действующие велодорожки Краснодара:
— по ул. Красная для соединения Екатерининского сквера и парка «Чистяковская роща» – 1,8 км и 3,2 км;
— велодорожки, соединяющие Екатерининский сквер и парк «Ботанический сад» с Юбилейным микрорайоном, протяженностью 5,8 км;
— кольцевые велосипедные маршруты по ул. им. Благоева – ул. Трудовой Славы – ул. им. Мачуги – ул. им. Игнатова протяженностью 2,86 км;
— ул. им. Гагарина – ул. им. Герцена – ул. им. Атарбекова – ул. им. Ковалева до ул. им. Яна Полуяна, протяженностью 2 км.
— велосипедная дорожка, совмещенная с тротуаром на участке от ул. им. Ковалева до ул. им. Тургенева протяженностью 1 км;
— на ул. Новороссийской от ул. Северной до ул. им. Шевченко и ул. им. Тургенева от ул. им. Калинина до ул. Монтажников было введено в эксплуатацию 1,5 км и 0,2 км велодорожек соответственно;
— ул. им. Яна Полуяна от дома № 55 до ул. им. Тургенева протяженностью 0,23 км;
— по ул. им. Селезнева от дома № 203 «а» до ул. Сормовской протяженностью 1,03 км;
— по ул. Северной от ул. им. Тургенева до ул. Аэродромной протяженностью 0,856 км;
— по ул. им. Чапаева между ул. Рашпилевской до ул. Красноармейской протяженностью 0,3 км;
— по ул. им. 40-летия Победы от ул. Восточно-Кругликовской до ул. Героев-Разведчиков, протяженностью 0,7 км.
— по ул. им. Коржнева от ул. Яна Полуяна до ул. Константина Образцова и по ул. Константина Образцова до дома № 22, протяженностью 0,3 км;
— по ул. «Московской» выполнены работы по строительству велосипедных дорожек по обеим сторонам протяженностью 5,0 км.
в 2022 году в рамках реконструкции:
— ул. Зиповской на участке от ул. Московской до ул. Байбакова обустроена велосипедная дорожка – 0,8 км.;
— ул. Чепигинской и ул. Батуринской – 2,0 км.;
— ул. Александровской от ул. Букетной до ул. Константиновской – 1,0 км.
В настоящее время в Краснодаре завершаются работы по реконструкции отдельных участков дорог в рамках которых предусмотрено строительство еще 2,3 км велосипедных дорожек по ул. Симферопольская — протяженностью 1,6 км, а также по ул. Ратной Славы — протяженностью 0,7 км.
В Ростове велодорожки прокладывают поэтапно
В Ростове-на-Дону сегодня насчитывается около 100 тыс. велосипедистов. Так, еще в первом ростовском велопараде в 2017 году приняли участие 2,5 тыс. человек, а в 2023 году количество участников увеличилось до 7 тыс. человек. В 2024 году в донской столице велопарад пройдет уже в седьмой раз. Также в июле 2024 года запланировано проведение велопробега ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш». Велоактивисты, как они это делают ежегодно, выйдут на улицы и в очередной раз заявят о своих правах на этот город — о правах на велоинфраструктуру. А что в свою очередь город может им предложить в ответ?
Так, по мнению ростовского велоактивиста и автора фотопроекта «Велолица» Артура Шабанского, донская столица на данный момент мало адаптирована для поездок на двухколесном транспорте — велодорожки здесь просто нарисованы на асфальте, специального мягкого покрытия нет. Чтобы не быть сбитыми машиной, велосипедистам пока приходится постоянно оглядываться. Не помогают даже выставляемые в теплое время года вдоль велодорожек делиниаторы.
Проложенную от Театрального проезда до Доломановского переулка в 2021 году велодорожку на Пушкинской улице протяженностью 4 км глава администрации города Алексей Логвиненко решил протестировать лично. Новая дорожка появилась в 2023 году в Левенцовском микрорайоне. Она протянулась по улице Ткачева и проспекту Солженицына на участке от улицы Ткачева до улиц Еременко и Еляна. Еще одна велодорожка в донской столице должна появиться в 2024 году на улице Зорге между проспектом Стачки и Коммунистическим проспектом.
А вот создание велодорожки на набережной реки Дон было поставлено на паузу: проголосовавшие на портале «Активный ростовчанин» горожане не поддержали инициативу до того момента, как будет продлена городская набережная до улицы. К вопросу создания велодорожки власти обещали вернуться после завершения строительства дороги по улице Береговой от Богатяновского спуска до улицы 13-я Линия. Что произойдет не раньше переноса порта в левобережную зону — до 1 декабря 2025 года.
Мнение ростовского велоактивиста
Велоактивист, организатор ежегодного велопарада в Ростове-на-Дону Дмитрий Гусев отметил, что создание велодорожки на Пушкинской улице потребовало колоссальной работы, которая подразумевала под собой такое плотное взаимодействие разных чиновников, администрации, министерств, и горожан, конечно, в том числе.
«Внедрение велодорожки — непростой процесс, потому что много нюансов, много вопросов. Есть план, которому мы следовали, изначально сделанный в 2017-2018 годах. Здесь же мы пытались адаптировать и сделать компромиссное решение. Было больше затрат на реконструкцию, капитальные переделки, смены парадигмы и изменения парковочных пространств. Нам нужно достичь того, что появилась сначала временная дорожка, отмеченная оранжевым цветом. Только потом она была нарисована белым цветом», — уточнил велоактивист.
Сейчас Дмитрий Гусев с уверенностью отмечает, что велодорожка востребована, и эта востребованность растет — количество велосипедистов растет.
«Я вижу, что и горожане, и автомобилисты уже начинают с большим уважением относиться к этой зоне, к этой территории. И гораздо меньше людей, которые по ней ходят, и гораздо меньше автомобилей, которые неверно паркуются. Но они, так или иначе, есть. Это основные сложности. Сложности в первую очередь были связаны с непониманием горожан. Некоторые по-прежнему относятся к этой велодорожке к тому месту, где можно парковаться и ходить», — вздыхает с сожалением Дмитрий Гусев.
По мнению велоактивиста, любая припаркованная на всем протяжении всей велодорожки, припаркованной машина — это очень большая сложность. Гусев называет такую парковку «хамством» и отмечает, что подобное хамство проявляется не только в отношении к велодорожкам, но и к парковочному пространству в целом.
«Чтобы велодорожка в Ростове-на-Дону была полноценной, чтобы она была действительно элементом транспортной инфраструктуры, то важно создавать сеть велодорожек, продлевать велодорожки, продлевать эту дорожку в район и так далее. Я верю в то, что это будет продолжаться», — озвучил свои надежды Дмитрий Гусев.
Стоит сказать, что сегодня ежегодный ростовский велопарад, организуемый местными велоактивистами, становится символом развития велосипедной культуры и велосипедной инфраструктуры.
Великие планы на велики
Как было сказано, работа по созданию 25 км новых велодорожек в Ростове-на-Дону ведется с 2017 года, когда специалисты департамента автомобильных дорог проанализировали улично-дорожную сеть на предмет возможности организации велосипедных маршрутов и выявили маршруты движения велосипедистов, используемые чаще остальных. Тогда же были разработаны и схемы организации велосипедных дорожек на улично-дорожной сети.
Маршруты прошли по следующим улицам: проспект Коммунистический, проспект Стачки (площадь Тружеников — площадь 5-го Донского корпуса), улица Зорге (проспект Стачки — проспект Коммунистический), бульвар Комарова (улица Добровольского — улица Волкова), проспект Космонавтов (улица Волкова — площадь Королева), улица Волкова (площадь Борко — площадь Космонавтов), проспект Шолохова (проспект Шолохова, 246а — улица 14-я Линия), проспект Сельмаш (площадь Октябрьская — проспект Сельмаш, 6), проспект 40-летия Победы (улица Вересаева — проспект 40-летия Победы, 95), переулок Доломановский, переулок Братский (площадь 5-го Донского корпуса — улица Пушкинская).
В планах департамента было создать велодорожки трех типов: для совместного движения велосипедистов и пешеходов, обособленные велосипедные дорожки и велополосы на проезжей части. Однако вопрос развития велоинфраструктуры уперся в высокую стоимость проекта: на тот момент она составляла более 165 млн рублей. В результате было принято решение о поэтапном развитии велоинфраструктуры донской столицы.
Анастасия Талызина, Дарья Храмочкина