Переработка пластика, бумаги, текстиля и даже металла позволяет создавать новые продукты, сохранять природные ресурсы и при этом получать доход. На прилавках российских магазинов сегодня все чаще можно увидеть товары, изготовленные из сырья, «проживающего» свой далеко не первый жизненный цикл: будь то плетеные половички из кусочков ткани, шариковые ручки или туалетная бумага из макулатуры.
«Деловая газета. Юг» узнала у краснодарских и ростовских производителей товаров из вторсырья, как они наладили свой экологичный бизнес, удается ли им зарабатывать на этом, а также с какими проблемами они сталкиваются.
Полипропиленовые гранулы
У многих людей возникает вопрос, куда попадает пластик, который сдается на переработку.
Один из вариантов развития событий — создание из этого пластика полипропиленовых гранул — небольших шариков полипропилена, из которых производители создают множество вещей. Например, ящики, непищевые емкости, канализационные трубы, поддоны, предметы мебели, бытовые изделия (ведра, совки, прищепки и т.д.). Пакеты, мешки, мягкие контейнеры для грузов, емкости, укрывной материал, пластиковая посуда и упаковка, трубы для водоснабжения и канализации перерабатываются именно в такой продукт. Главный плюс полипропиленовых гранул в том, что благодаря переработке, создается бесконечный цикл использования пластика.
В Краснодарском крае полипропиленовые гранулы производит компания ООО «ВМВ», разместившаяся в поселке городского типа Афипский. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте компании, в год производство сортирует 12 тыс. тонн вторсырья и создает 8,5 тыс. тонн гранул. Оборудование компании позволяет утилизировать отходы 1-4 класса в соответствии с международными требованиями по охране окружающей среды. По словам директора «ВМВ» Александра Закутаева, количество получаемого компанией вторсырья за последний год увеличилось на 10%.
«На данный момент переработка — больше идейное дело, но мы надеемся на прибыль, если все принятые законодательные акты о расширенной ответственности производителей упаковки будут работать на деле, а не только звучать на бумаге», – комментирует ситуацию со вторпереработкой директор предприятия.
Экологичные малые архитектурные формы и уличная мебель
Из переработанного пластика также производят малые архитектурные формы и уличную мебель, например, скамейки, контейнеры для мусора, урны, ограждения и даже детские песочницы. Так, компания «Чистая планета», функционирующая в кубанском городе Славянск-на-Кубани, специализируется на создании экомебели из переработанного пластика.
«Население и организации до сих пор в основном ориентированы на деревянные, бетонные и металлические изделия, которые имеют гораздо более низкие потребительские характеристики, чем изделия из полимерпесчаного композита», – рассказывает учредитель компании Алексей Кучеров.
По его словам, поставки вторсырья компания принимает с Кубани, Ставрополья, а также из Ростовской области. Из вроде бы никому не нужных уже отходов предприятие производит садово-парковую мебель, малые архитектурные формы (МАФ) для городской инфраструктуры и детских игровых площадок (диваны, скамьи). Из переработанного пластика выпускаются строительные материалы: доски, тротуарная плитка, брусы и колпаки для заборов.
В 2023 году объемы реализованной компанией продукции по стройматериалам составил 2664 единиц, МАФов – 2068. Продукция компании поставляется не только в южные регионы, но также в Москву, Новосибирск и Абхазию.
«За последний год наблюдался незначительный рост прибыли. Переработка вторичного пластика – больше идейное дело, которое нас привлекло возможностью участия в экологических мероприятиях, желанием сделать окружающее пространство чище и производить полезные вещи практически из мусора. За предыдущие 12 месяцев значительно увеличилось количество людей и организаций, которые собирают и сдают вторичный пластик на переработку в обмен на продукцию компании», – отмечает Алексей Кучеров.
Апсайклинг, кастомизация и натуральные ткани
Новые изделия можно создавать также из старых или бракованных предметов одежды. Речь идет об апсайклинге и кастомизации. Апсайклинг – это креативный подход к «новому прочтению» старого предмета, который придется по душе творческим людям и любителям хендмейда. Кастомизация – это маркетинговый подход, подразумевающий изменение массового товара под запросы потенциальных клиентов. Кастомизация сегодня стала находкой для миллениалов, которые транслируют свой внутренний мир через одежду.
Основательница двух ростовских брендов одежды Love is Love и «Оушен» Вера Першина создает вещи в стиле «авторский панк» из новых, но местами бракованных вещей. Вещи выходят из-под ее руки лимитированными коллекциями — дропами. Вера приходит по магазинам и покупает там вещи, которые могут быть слегка с браком или немного запачканные, не всегда целые, но всегда новые.
«Материалы, которые я использую, — это, как правило, готовые вещи. Бренды, с которыми я сотрудничаю, отсылают мне свои прошлые коллекции, которые не продались. Так мы даем новую жизнь», — объясняет Вера.
В настоящий момент дизайнер работает с компаниями, у которых очень много магазинов мужской коллекции. Раньше они отправляли одежду на благотворительность, а теперь эти вещи попадают в руки ростовскому модельеру, которая их кастомизирует.
Если дизайнер бренда «Оушен» переделывает готовые изделия, то дизайнеры другого ростовского бренда одежды Krapiviya изначально создают одежду из натуральных тканей, которые более экологичны нежели синтетические. Приведем пример: на создание одной футболки из генно-модифицированного хлопка тратится порядка 2,7 тыс. литров жидкости, а на изготовление натуральной ткани используется 243 литра воды, что на 91% меньше.
По словам дизайнера-стилиста торговой марки KRAPIVIYA Светланы Ковалик, когда человек покупает одежду из натуральных материалов, он становится приверженцем «устойчивой» моды (прим. устойчивой к изменению).
Ткани растительного производства состоят из крапивы, эвкалипта, льна, конопли и кукурузы, поэтому они сохраняют свой изначальный вид в течение трех лет. Они дольше сохраняют свое качество в сравнении с хлопком.
Одежда из такого материала не вызывает аллергических реакций и уменьшает раздражение, а также, обладая хорошей теплопроводностью, согревает в холодное время. В результате использование таких вещей замедляет перепроизводство, перетоваривание и, следовательно, захламление шкафов.
«Человек избавляется от шопоголизма и сосредотачивается на иных ценностях. Появляется время на другие более важные моменты в жизни. Мы распространяем мысль не только о качестве одежды, но и о важности заботы над планетой. Раз будут меньше потреблять – значит меньше ресурсов, электричества и воды израсходуется», – заключает генеральный менеджер торговой марки Елена Толстопятова.
Компания закупает экологичные ткани в Китае, действуя через московских посредников. По словам представителя бренда, иметь свое ткацкое производство в России сегодня нерентабельно по ряду причин. Во-первых, у нас в стране используемые для создания экологичных тканей растения просто не произрастают. Во-вторых, технология производства натуральных тканей очень сложная, она требует больших мощностей производства. Легче закупить готовые ткани в Китае, который сегодня имеет лучшие в мире технологии и оборудование по производству тканей. Да и не секрет — лидер по пошиву одежды.
Стеклотара для пивоваренных и ликеро-водочных заводов
Стекло разлагается более тысячи лет. Примерно 10-12 последующих поколений увидят осколки той самой бутылки, которую кто-то выкинул сейчас. Однако есть возможность продлить ее жизненный цикл — сдать на переработку и получить новую бутылку или тару.
В Ростовской области вторичной переработкой стекла занимается новочеркасская компания АО ОП «Гланит». По словам начальника ОМТС компании Никиты Поленова, потребность стеклобоя составляет 10 тыс. тонн в месяц. В то время как производство самих бутылок доходит до 1 млн. в сутки.
«Сортировка и мойка стеклобоя проводится при помощи сортировочного комплекса «BT-W Binder». После этого подготовленный стеклобой попадает в технологический процесс варки и производства полых стеклянных изделий», — описал технологию переработки стекла Поленов.
Основными потребителями стеклянных изделий являются пивоваренные и ликеро-водочные заводы, комбинаты винных и шампанских вин — как российских, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время АО «Гланит» проходит процедуру по включению в реестр утилизаторов РФ.
Кто собирает и перерабатывает макулатуру
Для дальнейшей переработки в макулатуру сдаются старые тетрадки, ненужные книги и газеты, из которых позже создаются новая бумага, салфетки и коробки. Так, донская компания «Ростоввторпереработка» является заготовителем и экспортером макулатуры, и одновременно с этим — поставщиком картона и бумаги. Заготовщик занимается сбором, подготовкой к переработке макулатуры и другого вторичного сырья, а также его транспортировкой.
По словам директора по развитию компании Андрея Позднякова, за последний год количество вторсырья разнообразилось: теперь принимают не только бумагу, но также и различный пластик. Объем перерабатываемой макулатуры на этом предприятии составляет от 2,5 тыс. до 3 тыс. тонн в месяц. Переработка полимерных групп (пленки, пластика, канистры) выходит в 300 тонн в месяц. Вторсырье попадает на предприятия преимущественно от юридических лиц, частники участвуют в процессе сдачи вторсырья значительно реже.
В Ростовской области комбинаты по переработке макулатуры располагаются в Ростове-на-Дону и Новочеркасске. Самый крупный из них — «Донская Гофротара», с суммарной мощностью — 3,5 тыс. тонн макулатуры в месяц. У «Донской Гофротары» работает собственный вывоз вторсырья.
Вторсырье заготавливают и отправляют на переработку не только в Ростовскую область, но также в Орел, Москву и в Подмосковье.
«Изначально сортировка для нас была идейным, а не прибыльным делом. Мы работали как комбинат, который принимает вторсырье, а также продает готовую продукцию. Работали тогда с Рубежанским комбинатом, находящимся на территории Украины. После мы перешли к российским комбинатам, где уже пошел разговор про прибыльность», – признается Андрей Поздняков.
Сегодня «Ростоввторпереработка» занимается коммерческой деятельностью, но продолжает проводить экологические мероприятия. За последний год прибыль компании оказалась почти нулевой, что, по мнению руководства компании, связано с изменением внутреннего рынка РФ.
«Цена понизилась, а прибыль соответственно сократилась. На некоторых позициях она даже упала до нулевой. Но это явление временное, так как рынок рано или поздно перестроится. Надеемся на его возрастание», — озвучил свои ожидания представитель компании.
Помочь заготовщикам, занимающимся сбором и перепроизводством вторсырья в новые изделия, могут гранты государства – господдержка. Та же «Ростоввторпереработка» получала денежные дотации за успешное выполнение просветительской деятельности и установку накопителей в школьных и дошкольных образовательных организациях.
Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции
Кристина Бочарова