Фото: freepik.com.

Крепче за баранку держись, шофер: поедут ли по донским полям беспилотные комбайны, а по улицам – беспилотные такси и мусоровозы

Консервативность российского законодательства мешает внедрять беспилотные системы в общественный транспорт, сельское и коммунальное хозяйство, считает гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков

Острый дефицит водителей

В Ростовской области в начале 2024 года был зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы – 2,7%. Многие отрасли донской экономики даже стали испытывать острый кадровый голод, не исключением стали сферы АПК и ЖКХ, а также общественного транспорта.

В апреле 2024 года учредитель регоператора «Экострой-Дон» Альфред Минин, выступая в Заксобрании Ростовской области, рассказал о дефиците кадров в отрасли – больше всего не хватает водителей и грузчиков. Чтобы удержать специалистов, компания повысила им зарплату на 25-30%. Но и это не помогло — в приграничных регионах зарплаты этих специалистов в разы больше.

Дает о себе знать и острая нехватка водителей пассажирских автобусов. Так, по данным ростовской мэрии, в феврале 2024 года дефицит водителей на городских маршрутах составил 47%, или 992 водителя.

По данным сервиса «Авито Работа», в конце 2023 года число вакансий в сфере АПК в донском регионе выросло в 3,7 раза, а предлагаемая зарплата — на 75%, что также говорит о дефиците кадров. Как считают в донском правительстве, в последующие шесть лет потребность в кадрах в донском АПК превысит 3,5 тыс. человек: агросфере потребуется еще более 2,8 тыс. человек по рабочим специальностям и свыше 670 агрономов, бухгалтеров и ветеринаров.

Безопасное беспилотное такси – в Северную Америку

Одним из способов решения проблемы нехватки водителей является внедрение беспилотных систем, однако этому процессу мешает консервативное российское законодательство. Такую мысль в ходе Открытого межрегионального форума «Новое время. Новые мы» озвучил председатель комитета Заксобрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, генеральный директор «Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.

По его словам, благодаря тому, что в Таганроге существует компания, которая разрабатывает «мозги» для беспилотных автомобилей марки KIA, Россия могла бы ввести беспилотные такси еще в 2023 году — технологически мы к этому готовы.

«У нас бы сейчас могло ездить беспилотное такси, мы бы могли ликвидировать проблему дефицита водителей. Сервис «Яндекс. Такси» в этом уже далеко продвинулся. Как вы думаете, где он будет продавать эту свою услугу? К сожалению, это будет не Ростовская область. И даже не Россия. Скорей всего, это будет Северная Америка — с точки зрения законодательства там к этому подготовились. Мы же — не летим впереди паровоза, мы не хотим рисковать. Есть большое количество вопросов, например, кто будет отвечать, если произойдет ДТП без участия человека», — объясняет чиновник.

Фото: пресс-служба РРО «ОПОРЫ РОССИИ».

У беспилотного транспорта есть ряд преимуществ перед транспортом, управляемым человеком. Во-первых, беспилотный транспорт – это высвобождение большого числа людей. Во-вторых, это повышение безопасности на дорогах: транспорт начинает двигаться быстрей, а количество ДТП снижается, поскольку исчезает пресловутый «человеческий фактор».

Вместо беспилотного комбайна – роевая техника

Законодательно можно описать и зарегламентировать только те процессы, которые уже происходят, отмечает чиновник. И в этом плане российское законодательство очень консервативно: сегодня существует много препятствий, которые способствуют тому, что высокие технологии, придуманные в России, впервые внедряются лишь за ее пределами.

«Да, у нас есть экспериментальные правовые режимы, есть «Иннополис» в Республике Татарстан, где беспилотные такси могут ездить. Но и там существует требование, чтобы в машине присутствовал человек. Наш президент сказал, что создание беспилотных систем станет отдельным национальным проектом, он оценил емкость рынка в 1 трлн рублей. Но практики, которые работают в этой сфере, сталкиваются с такой зарегулированностью воздушного пространства, что мы туда со своими беспилотниками в гражданских целях просто не пробьемся»,  — отмечает чиновник.

Игорь Бураков привел в пример беспилотный комбайн, разработанный инженерами донской компании «Ростсельмаш». На демонстрацию новой технологии были приглашены почетные гости, включая председателя правления ПАО «Сбербанк России» Германа Грефа и губернатора Ростовской области Василия Голубева. По словам законодателя, разработка всем понравилась, но возникли проблемы с внедрением ее в практику.

Фото: пресс-служба РРО «ОПОРЫ РОССИИ».

«Бегают у нас беспилотные комбайны по полям? Ну, нет… И, скорее всего, они у нас не успеют появиться. Технологии так стремительно развиваются, что беспилотный комбайн – это уже вчерашний день. «Ростсельмаш» сейчас работает над целым «роем» беспилотной техники. Это уже будет не одна машина, а несколько: один комбайн разделят на несколько машин и будут ими управлять. Пока мы думаем, что нам нужно поменять в законодательстве, чтобы беспилотные комбайны и тракторы вышли на поля, технологии шагнут далеко вперед, и у нас с вами появится роевая техника», — очертил будущее сельскохозяйственной техники Игорь Бураков.

«Умные» контейнеры и мусоровозы-беспилотники

Как отмечает чиновник, сегодня в Ростовской области не существует ни одного муниципалитета, где люди бы не жаловались на то, что ухудшилась ситуация с вывозом мусора. Эту проблему могла бы решить разработка студентов Южного Федерального университета.

«Ученые ЮФУ представили технологию, которая бы позволила решить проблему с мусором. Они предложили внедрить в практику «умные» контейнерами с датчиками, которые оценивают, когда контейнер заполнился. Эти контейнеры анализируют даже запахи — летом мусор нужно будет чаще вывозить», — рассказывает о передовой технологии законодатель.

Беспилотные  технологии могли бы даже управлять  мусоровозами. На сегодня в регионе, по словам чиновника, достаточное количество мусоровозов, но главной проблемой в этой отрасли является нехватка водителей, которые не всегда готовы работать на мусоровозах даже при зарплате в 100-120 тыс. рублей.

«Они не идут на эту работу, потому что водителям в других секторах предлагают зарплату выше. Да и для редкого человека работа на мусоровозе – мечта всей жизни. А внедрили бы мы беспилотные технологии — у нас этой проблемы не было бы. У нас бы вывоз мусора из списка жалоб населения ушел бы с первого места далеко вниз», — считает чиновник.

Сегодня перед властями стоит важный вызов, из технологически передовой страны, где развивается инженерная школа, превратить Россию в передовую страну высокотехнологического законодательства. Сделать так, чтобы отечественные передовые разработки могли «шагнуть» в народное хозяйство, чтобы можно было с помощью беспилотных технологий решить вечный кадровый вопрос.

Анастасия Талызина