Фото: freepik.com.

Обходным путем: новая логистика экспорта для МСП

Как субъекту МСП создать внешнеэкономический проект, найти подходящие логистические пути, организовать экспорт продукции за рубеж и импорт из-за границы в Россию

Число экспортеров среди малого и среднего предпринимательства (МСП) в России с 2020 по 2023 годы выросло на 60% — до 83 тысяч. Такие данные озвучивала генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина. По ее словам, экспортером может стать любой предприниматель, выпускающий конкурентоспособную продукцию. Продажа товаров за границу станет как дополнительным рынком сбыта, так и одним из способов развития своего дела.

Вместе с экспертами рассказываем, как субъекты МСП сегодня могут выйти на иностранные рынки, какие логистические пути сейчас актуальны и с какими международными перевозчиками стоит работать.

Актуальные логистические пути

После введения западных санкций привычные логистические пути были нарушены — многие европейские страны перестали сотрудничать с российскими компаниями. Практически весь российский экспорт развернулся на Восток, на новые рынки сбыта.

По словам заместителя директора международной транспортно-экспедиторская компания ООО «ВТА Лайн» Андрея Шарыгина, сегодня насчитывается шесть основных актуальных логистических путей.

Перевозка морем в контейнерах в порты «Владивосток / Восточный» и далее: перевозка по железной дороге в контейнерах, как в составе ускоренного контейнерного поезда, так и одиночными отправками. Транзитное время – 35-45 суток. Для компаний Ростовской области доступен контейнерный сервис на станции «Ростов-Товарная» и «Ростов-Западный».

Перевозка морем в контейнерах через порт «Новороссийск» и далее: доставка автотранспортом до склада назначения либо в контейнерах, либо с перетаркой из контейнеров в фуры. Транзитное время – 25-50 суток.

Перевозка морем в контейнерах через порт «Санкт-Петербург» и далее: доставка автотранспортом до склада назначения либо в контейнерах, либо с перетаркой из контейнеров в фуры. Транзитное время – 45-60 суток.

Прямая железнодорожная перевозка в контейнерах со станций Китая до станций Московской железной дороги через станции Казахстана, либо через Забайкальск. Транзитное время – 25-30 суток.

Прямая автомобильная перевозка через Благовещенск, Казахстан или Забайкальск. Транзитное время – 25 суток.

Авиа-перевозки из Китая и Гонконга. Прямые рейсы со сроком доставки в 3-4 дня. Транзитные рейсы через Стамбул, Дубай, Каир, Ташкент со сроком доставки в 6-8 дней. Также по данным направлениям доступен регулярный сборный сервис, как в контейнерах через порты «Владивостока/Восточный» в прямом железнодорожном сообщении через Казахстан/Забайкальск, так и автомобильный сборный сервис.

«До февраля 2022 года более 80% оборота перевозок обеспечивали глобальные игроки – такие как MAERSK, CMA, CGM, MSC и ZIM. Взрывной рост показали турецкие компании, грузооборот которых достиг 38%. Доля российских перевозчиков до февраля в порту Новороссийска была всего 0,3%, сегодня же этот параметр составляет 28%. Новые альтернативные игроки (Китай, ОАЭ и др.) сегодня держат 19% рынка», — рассказал Андрей Шарыгин.

Перевозки из Турции в Россию

По словам эксперта, из Турции в Россию существуют следующие варианты перевозки груза:

— контейнерные перевозки генеральных грузов (FCL);

— контейнерные перевозки сборных грузов (LCL);

— регулярный авиа-сервис;

— автомобильные перевозки, в том числе сборные.

«С декабря 2022 года регулярные рейсы осуществляет паром по маршруту «Самсун — Новороссийск». На сегодняшний день из Турции в Новороссийск осуществляют доставку порядка 30 контейнерных линий. Некоторые были на рынке еще до введения западных санкций, такие как ARKAS. Но основное число игроков вышло на рынок после введения санкций и ограничений», — отмечает эксперт.

Перевозки из Европы

Несмотря на санкции, перевозки из Европы в России возможны. Сейчас они осуществляются через Республику Беларусь и Турцию. Андрей Шарыгин называет следующие варианты:

Перевозки через Республику Беларусь — для товаров, не попавших в санкционный список. Перевозка осуществляется автомобильным транспортом с перегрузкой / перецепкой на приграничный ТПЦ в Республике Беларусь, либо с использованием автотранспортных средств дружественных стран до склада выгрузки в России.

Перевозка через Турцию для товаров, попавших в санкционный список. Перевозка осуществляется автотранспортом с доставкой на таможенные склады Турции в адрес турецкого получателя/агента.

В Турции переоформляют документы на российского получателя, выполняется перегрузка в автотранспорт и перевозка в Россию через автопаром.

Погрузка в контейнер и доставка морем в порт Новороссийск с дальнейшей доставкой до склада выгрузки.

«В 2022 году объем грузовых автотранспортных перевозок составил 11,7 млн тонн на 54,2 млрд евро, а в 2023 году – на 55,5% меньше, то есть 5,2 млн тонн на 37,9 млрд евро», — прокомментировал Андрей Шарыгин.

Пять шагов навстречу экспорту

Гендиректор РЭЦ Вероника Никишина в ходе пленарного заседания в рамках Дня предпринимательства на выставке «Россия» назвала пять шагов на пути экспортера.

Первый шаг — необходимость научиться навыкам внешнеэкономической деятельности. В этом бизнесу помогают образовательные программы, вебинары и консультации, пособия и интерактивные сервисы от РЭЦ и Школы экспорта.

Второй шаг — найти подходящий для себя экспортный рынок и потенциального клиента или партнера. Третье — адаптировать продукцию к экспортному рынку, получить необходимые сертификаты, проработать упаковку и маркировку.

Четвертый шаг — организовать доставку. Пятый шаг — решить финансовые вопросы: сократить издержки на экспорт помогут страхование, кредитование и государственная поддержка.

Большая часть мер господдержки компаний при выходе на внешние рынки, по словам Вероники Никишиной, доступна онлайн на платформе «Мой экспорт».

Заместитель директора компании «ВТА Лайн» Андрей Шарыгин описывает алгоритм работы свнешнеэкономическим проектом следующим образом:

  1. Исследование рынка, анализ цен на рынке аналогичных товаров и поиск покупателя.
  2. Подготовка товара к поставке. Работа с таможенным представителем в части определения кода ТН ВЭД на товар, размера таможенных платежей, существующих ограничений на ввоз/вывоз товара, требований к документообороту для ввоза/вывоза сертификатов, маркировки на товар.
  3. Проведение переговоров с покупателями, согласование условий поставки и подписания контракта. При заключении соглашения необходимо учесть следующие основные моменты: условия поставки, ее сроки, условия и сроки оплаты, валюта платежа, условия возврата валютного платежа, перечень отгрузочной документации, применимое законодательство, форс-мажор.
  4. Оплата валютных платежей.
  5. Производство товара.
  6. Таможенное оформление.
  7. Логистика, то есть перевозка товара.
  8. Окончательный расчет.

Список необходимых документов

Для таможенного оформления товаров на экспорт потребуются следующие документы: контракт (договор) на поставку; сведения о контракте, в котором указывается Уникальный номер контракта (УНК), ранее – паспорт сделки; платежное поручение и выписку со счета о поступлении/списании денежных средств (если контракт предусматривает предоплату), счет-фактура, упаковочный лист, техническая документация с указанием наименования, назначения, материала, технических характеристик и фирмы производителя, позволяющая однозначно идентифицировать товар по коду ТН ВЭД, разрешительные документы  (заключения Минобороны РФ, ФСТЭК), сертификаты происхождения (если товар запрещен по постановлению Правительства РФ №311), транспортные документы, накладные (ж/д, авиа) и TIR Carnet (для автоперевозки).

«При импорте в РФ у вас в контракте обязательно должен быть прописан пункт, по которому деньги за товар будут возвращены в случае непоставки товара в РФ. В контракте необходимо сразу прописывать все необходимые для ввоза товара в страну сертификаты и разрешения. Также в договоре необходимо прописать применяемое законодательство и форс-мажор», — отметил Андрей Шарыгин.

Информационный обзор редакции

Алина Гафарова

Читайте нас в социальных сетях