freepik.com

Дорасти до массмаркета: как модному бренду вырасти в серийное производство

Уход иностранных ретейлеров с российского рынка открыл перед отечественными предпринимателями новые возможности. Только в 2023 году, по данным консалтинговой компании Nikoliers, в России появилось около 40 новых локальных брендов, большая часть из которых — 42% — производители одежды и обуви

Представители отрасли легкой промышленности рассказали «Деловой газете. Юг», как изменилось отношение к российским брендам за последние два года, что поможет начинающим производителям удержать на плаву и когда стоит переходить к масштабированию бизнеса.

Наблюдают страна и мир

За российским легпромом сейчас наблюдает весь мир, говорит руководитель председатель Ассоциации русских дизайнеров и основательница бренда детской и подростковой одежды Sovana Анна Рожина.

Вопреки всем прогнозам и санкциям, отечественные производители одежды наращивают обороты и растут. В регионах, в том числе и южных, появилось много новых модных стартапов. В Краснодарском крае в 2023 году объем производства одежды вырос на 45,4% — до 3,53 млрд рублей.

фото предоставила Анна Рожина

«Весь мир смотрит на то, как мы работаем в период санкций. У нас развиваются все сферы экономики. Поэтому сейчас и в сфере легкой промышленности многие имеют возможность заявить о себе», — уверена Анна Рожина.

Дизайнер отметила, что о популярности и востребованности этого направления свидетельствует положительная динамика роста числа новых российских брендов, появляющихся на маркетплейсах.

«Они, конечно, не претендуют на ту моду, что демонстрируют на подиуме, но в сфере массмаркета прекрасно себя чувствуют. Отшивают все здесь же, в России. И процесс импортозамещения происходит, мне кажется, благополучно. Мы видим, что нашему российскому потребителю проще заказать что-то отечественное, а не ждать неделями, пока вещь придет из-за границы», — отметила руководитель Анна Рожина.

Переход клиентов на отечественные бренды подтверждает и создатель бренда фартуков Grey Goose Wings Станислав Глазачев. По его словам, после ухода иностранных компаний с отечественного рынка заказов стало значительно больше.

«Некоторые бренды ушли с рынка, в том числе в нашей сфере — бренд фартуков для садовников и флористов из Великобритании. На нас стали обращать внимание, в том числе в Центральной России и в садовых центрах. Они начали отправлять запросы, а мы с радостью на это ответили. До этого они покупали великобританские фартуки в Москве, они стоили под 10 тыс. рублей, мы же предложили другую цену. И качество товаров у наших отечественных мастеров бывает даже выше зарубежных брендов», — сказал Станислав Глазачев.

Устойчивое развитие

По словам экспертов, некоторые бренды закрываются после первого года существования. Причиной этого, считают основатели и главные дизайнеры брендов DNK Russia сестры Анна и Ольга Ничковы, становится страх, возникающий после первых ошибок.

«Почему они закрываются? Потому что боятся после первых ошибок. А их не надо бояться, над ними надо работать, делать выводы. На первых этапах сложно сохранять устойчивость, поэтому надо искать разные пути продвижения, задействовать все информационные каналы, чтобы о вас узнало как можно больше людей. Хорошо, что сейчас для этого есть все возможности», — сказали сестры.

Девушки добавили, что сейчас предпринимателям очень важно правильно подобрать нишу и площадки для реализации продукции.

фото из личного архива Анны и Ольги Ничковых

Создатель бренда Grey Goose Wings Станислав Глазачев советует сразу выбирать не одну площадку для продаж, а несколько. Это позволит предпринимателю проанализировать, где выше спрос, а также понять, какой канал приносит больше прибыли.

«Новому производству нужно быть устойчивым в плане постоянного потока клиентов. Именно это и позволит зарабатывать. Для того чтобы обеспечить постоянные продажи, любому производству или бренду следует диверсифицировать свои потоки маркетинга, то есть товар не должен быть размещен лишь на одном канале. Предприниматель должен продавать через все каналы, которые только можно. Это маркетплейсы, соцсети, офлайн и так далее», — полагает Станислав Глазачев.

Наращивать число клиентов, советует предприниматель, также стоит за счет участия в профессиональных мероприятиях целевой аудитории и выставок.

«Также можно искать клиентов в различных чатах, мониторить сообщества, предлагать свою продукцию напрямую. Стоит заниматься активными продажами, сделать сайт с настроенной таргетированной рекламой. В целом поток клиентов со всех каналов позволит устойчиво продавать. Все маленькие каналы продаж будут сходиться в одну большую реку прибыли», — отметил Станислав Глазачев.

Рост популярности

Перед масштабированием производства участники рынка советуют активно поработать над повышением узнаваемости бренда — это позволит увеличить выпуск продукции с пониманием, что товар не останется пылиться на складе. Для популяризации коллекций, по словам основателей и главных дизайнеров брендов DNK Russia Анны и Ольги Ничковых, следует прибегать к коллаборациям — выпускать совместные коллекции с другими дизайнерами или компаниями.

«В 2015 году мы начинали с маленьких детских коллекций, которые хранили на балконе и продавали в соцсетях. В то время никто не знал, как правильно продвигаться, мы учились на собственном опыте. Чтобы масштабировать проект, вы должны быть заметными, быть на слуху», — сказали девушки.

Ставка на уникальность

Основателю бренда стоит сразу определить, в чем его уникальность, чтобы при продвижении делать на ней акцент. Для того чтобы сохранять преимущество, стоит проводить постоянный мониторинг рынка, советует производитель фартуков Станислав Глазачев.

«Если бренды хотят работать дольше, чем один сезон, и далее стать предприятиями легпрома, они должны закрывать боль потребителей, то есть привносить в сферу новый функционал, встраивать изюминку. Даже не обязательно что-то изобретать, можно смотреть на уже существующее, потому что на нашем перенасыщенном рынке уже многое сделано. Но и уже существующие разработки можно улучшить, чтобы продукт выгоднее смотрелся для покупателя», — сказал предприниматель.

Он добавил, что помочь в развитии бренда может и анализ негативных отзывов.

«Негативные отзывы читать необходимо. Нужно понимать, что именно не нравится клиентам, и отталкиваться от этого для улучшения бренда. Бывает и такое, что клиенту нравится продукт, но он был плохо упакован или не хватило вау-эффекта. Значит, нужно создать такой эффект, красиво упаковать или изменить дизайн на более яркий. Иногда требуется даже менять основной материал изделия или поставщика, чтобы максимально улучшить продукт», — отметил Станислав Глазачев.

При этом бизнесмен настоятельно не рекомендует расширять ассортимент или профиль деятельности предприятия на начальных этапах: это приводит к большим затратам и не всегда может принести достаточную окупаемость.

«Не стоит раздувать ассортимент. Нужно найти флагманский продукт, самые актуальные позиции и заниматься именно их развитием. Идти в совсем другую сферу легпрома не стоит, потому что придется закупать совершенно иной вид ткани, и так далее. В процессе всплывет много нюансов, о которых и не думаешь. Мы, например, только спустя пять лет начали внедрять другую продукцию, и то не в промышленных масштабах. Распыляться точно не нужно», — сказал создатель бренда Grey Goose Wings.

Выстроить будущее

Для того чтобы бренд одежды не ушел в убыток и не закрылся после первого же сезона, Анна Рожина рекомендует заранее продумать коллекции на разные времена года. Также она советует ответственно подойти к выводу коллекции на маркетплейсы.

«Если это сезонная одежда, то нужно заранее просчитывать варианты. Нужно понимать, что, например, летняя коллекция должна выходить на всех площадках уже в апреле. Очень часто новички, которые сделали летнюю капсулу, запускают ее в мае. Это уже очень поздно. Нужно стартовать как минимум в марте-апреле, чтобы люди потихонечку присматривались, привыкали к бренду», — поделилась дизайнер.

Также она советует учитывать регион, в котором представлены коллекции. Так, по словам Анны Рожиной, в средней полосе России в июле уже можно выставлять на продажу осеннюю коллекцию, на юге же такая схема может не сработать, поскольку в сентябре на Кубани, как правило, еще стоит теплая погода.

«Если молодые бренды не предусмотрят этот момент, то они недополучат прибыль, которую планировали собрать за сезон. Соответственно, продадут не весь товар, это тоже уводит в минус. Всегда нужно составлять четкий план», — заключила руководитель Ассоциации русских дизайнеров.

фото предоставлено пресс-службой министерства
промышленности Краснодарского края

Дмитрий Хмелько, министр промышленной политики Краснодарского края

В последние полтора-два года предприятия легкой промышленности показывают устойчивый рост. Только по итогам первого квартала этого года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года объем отгрузки текстиля вырос в 1,4 раза, одежды — в 1,9 раза.

Всего в Краснодарском крае работают более 100 предприятий легкой промышленности, на которых занято более 4 тыс. человек. В основном это средние и малые предприятия. Это небольшие фабрики, которые серийно выпускают широкую линейку продукции собственных торговых марок и других брендов. Это одежда для детей, начиная от рождения и заканчивая школьной, спортивной, казачьей формой; одежда и униформа для взрослых, включая спецодежду для работников медицинских учреждений, охранных предприятий, промышленных производств, а также деловые костюмы, вечерние платья.

Доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства региона составляет 1,5%.

Одни из ведущих предприятий отрасли — компания «Александрия», швейная фабрика «Славянская», предприятие индивидуального предпринимателя Ларисы Беловой, а также компании «Виво», «Белтекс», «Централ» и многие другие. На Кубани также работает один из крупнейших на юге России производителей сырья для изготовления кожаной обуви, одежды и галантереи из кожи — компания «ЮгСпецКож».

В 2023 году на поддержку швейных, текстильных и кожевенных производств направили свыше 230 млн рублей субсидий и льготных займов.

фото предоставлено Татьяной Орган

Татьяна Орган, президент бизнес-сообщества брендов юга, основатель бренда одежды с 2016 года, директор выставки «МодаФест»

Часто молодые бренды закрываются после первого сезона, потому что предприниматель не рассчитал силы. Стоит отметить, что ошибки в бизнесе — это хорошо, на ошибках учишься, но только тогда, когда ты можешь их исправить и идти дальше.

Что может помочь избежать неудачи? Нужно сначала получить знания, составить бизнес-план, проанализировать конкурентов. Все то, что я перечисляю, бесплатно предоставляют в центрах поддержки предпринимателей. Государство заботится о том, чтобы было меньше неудач, чтобы было больше успешных бизнесов.

При этом для того, чтобы перерасти в последующем в легпром, нужно придерживаться некоторых правил. Главное — это дисциплина. Это очень скучно звучит, но без дисциплины никуда. Что она подразумевает? Это планомерное выполнение действий, которые приведут к успеху. Не тогда, когда тебе хочется. Не тогда, когда настроение есть, а когда поставил себе цель и идешь к ней. Что дальше? Учиться, тестировать гипотезы и постоянно идти в развитие.

Начинающему бренду стоит направлять все усилия именно на область продаж, на популяризацию своего бренда. И здесь, конечно, очень большую роль играют выставки.

И последнее, о чем я хотела бы сказать, но не последнее по важности — это ценность бизнес-сообществ. Когда ты один, у тебя меньше информации, и мотивация — это такая непостоянная переменная. Когда у тебя есть отклик в виде результатов, у тебя мотивация растет. Когда результатов на каком-то промежутке времени нет, то мотивация падает. И здесь очень важна поддержка единомышленников. Сейчас мы формируем бизнес-сообщество брендов юга, где можно встречаться и делиться опытом.

Поэтому совет от меня: когда вы хотите заняться каким-то делом, то не спешите сразу в это окунаться с головой. Нужно получить представление об этой нише, поэтому следует погрузиться в бизнес-сообщество. Ничто вам не даст такого понимания сферы, как отраслевые выставки.

Дарья Коробская