фото из личного архива Даниэля Башмакова

Даниэль Башмаков: Сегодня бизнес открывают иногда сразу после окончания школы

О том, что мотивирует жителей Краснодарского края открывать свой бизнес, какие отрасли в регионе преуспевают в импортозамещении и почему среди молодежи растет интерес к бизнесу, «Деловой газете. Юг» рассказал председатель Краснодарского краевого отделения «Опора России» Даниэль Башмаков.

— В России средняя выручка субъектов МСП в первом квартале 2024 года, согласно аналитике компании «Эвотор», выросла на 15%. По вашим оценкам, ситуация в Краснодарском крае совпадает с общероссийской?

— В том, что выручка выросла, нет какой-то интриги. Рост выручки больше обусловлен такими факторами, как рост курс доллара, высокая ставка рефинансирования, сложность поставки продукции из-за санкций, дополнительные неналоговые платежи. Также растет стоимость услуг во всех сферах, отели поднимают цены. Но предприниматели говорят о том, что выручка выросла, а прибыль упала. Раньше делали наценку, чтобы заработать, а сейчас получается так, что наценку делают все меньше и меньше, потому что платежеспособность населения упала.

— Какие еще факторы влияют на снижение прибыли?

— Факторов много. Например, маркировка. Для бизнеса этот процесс достаточно сложный и дорогой с точки зрения как оборудования, так и реализации. Маркировка прибавила затрат предпринимателям.

Например, маркировка молочной продукции в среднем бизнесе выливается в очень большие затраты. Бизнес в сфере ритейла также понес расходы, в том числе, когда ввели требование по маркировке. В настоящий момент обязательной маркировке подлежат многие товары, в том числе обувь, товары лёгкой промышленности, лекарства, духи и туалетная вода, шины и покрышки, упакованная питьевая вода, молочная продукция.

— Как бы вы оценили существующие на Кубани условия для создания и развития бизнеса?

— Кубань — уникальный регион. У нас и количество субъектов предпринимательства значительное, и к нам едут из других регионов. Туризм, море, большая численность населения привлекают людей из других регионов, и мотивируют местных жителей открывать бизнес. Это стимулирует власти принимать те меры, которые бы могли улучшить условия для предпринимателей.

— Можно сказать, что по условиям для бизнеса Кубань относительно большинства регионов России выигрывает?

— Есть регионы, в которых лучше условия по налогам и по предоставлению всевозможных мер поддержки, но туда не очень хорошо едут, потому что там маленькое население и маленький спрос. У нас условия не самые лучшие, но достаточно хорошие. На Кубани много мер поддержки, благодаря которым возможно получить кредит на минимальных процентах, таких вариантов практически нет в других регионах.

Я всегда говорю, что у нас хорошие условия, но почему мы должны на этом останавливаться? Давайте делать еще лучше.

— Если говорить об импортозамещении в контексте малого и среднего предпринимательства, то насколько МСП вовлечены в этот процесс?

— Импортозамещением чаще всего занимается крупный и средний бизнес. К примеру, в моей компании одно из направлений деятельности — разработка и производство электрических моторов для скутеров. У нас есть большое желание открыть производство этих электрических моторов у нас, тем более в России такие моторы еще не производят. Но мы как малый бизнес не можем предоставить залоги и обороты, требуемые для льготного финансирования.
Для малого бизнеса эта тема достаточно сложная, но среднему бизнесу проще. Это, если говорить про производство. Если брать такие отрасли, где особо не нужны финансовые вложения, например IT, то там ситуация иная. Наши программисты всегда считались очень грамотными, много российских продуктов, которые не хуже, а то и лучше, чем западные. Сейчас в IT очень много, в том числе разработок кубанских программистов, которые будут замещать программное обеспечение западных компаний.

Также у нас сильные позиции по виноделию, хотя на полках магазинов еще достаточно много импортной продукции.

— Есть ли запрос на создание импортозамещающей продукции у малого и среднего предпринимательства на Кубани?

— Есть компании, которые с удовольствием бы начали выпускать импортозамещающую продукцию. Но не у всех представителей малого бизнеса достаточно средств для того, чтобы сделать следующий шаг. Мы предлагаем сделать доступ к льготным кредитам еще более простым. Если финансирование будет более доступным, то и процесс замещения импорта в сегменте малого предпринимательства пойдет активнее.

— Как можете описать собирательный образ кубанского предпринимателя?

— Непростой вопрос. На Кубани много предпринимателей, которые приехали из других регионов. Сейчас у нас интернациональный кубанский предприниматель, который изучает новшества не только в стране, но и за рубежом. Если говорить о приезжих бизнесменах, на мой взгляд, они все-таки более активны. Это объяснимо. Они приезжают в другой регион, у них мало контактов, новый рынок, поэтому они пытаются больше рекламировать себя и предлагать свой продукт. Все-таки кубанские предприниматели в этом плане менее активные.

фото: Краснодарское краевое отделение «Опоры России»


— Изменился ли средний возраст предпринимателя за последние 5-10 лет?

— Средний возраст предпринимателя сильно уменьшился, поскольку в эту сферу все чаще идет молодежь. Сегодня свое дело открывают сразу после окончания вуза, а, иногда и сразу после выпуска из школы, после армии.

Многие пробуют развивать бизнес на цифровых платформах и маркетплейсах. Для того, чтобы начать торговать на маркетплейсах не требуется много вложений, надо только знать и понимать товар, благодаря этому очень много молодых предпринимателей начинают свой бизнес. Сейчас средний возраст предпринимателя на Кубани — 35-40 лет.

— Девушки идут в предпринимательство?

— Да, девушки идут. У нас есть комитет по развитию женского предпринимательства, очень активные девушки. Мы, мужчины, удивляемся, как они успевают заниматься своим делом и семьей. Причем есть много случаев, когда женщины ведут бизнес более успешно, чем мужчины.

— Если заглянуть далеко вперед, какой будет предпринимательская сфера в будущем?

— Кубанские предприниматели всегда были в тройке — пятерке по внедрению передовых технологий. Соответственно, я думаю, мы и дальше будем на передовой. От цифровизации не уйдем, а многие сферы в ней определенно нуждаются. Также во время пандемии мы стали больше проводить встреч и совещаний онлайн, а также внедрять удаленную работу, что привело к более широкому распространению этой системы.

Анастасия Матевосова