В своей деятельности как начинающие, так и опытные предприниматели могут сталкиваться с кассовыми разрывами, отсутствием прибыли и неверным подсчетом расходов. О том, какие показатели бизнеса важно учитывать первостепенно, как рассчитать точку безубыточности и как эффективно распределить прибыль, на семинаре в лектории «Мой бизнес» в Краснодаре рассказала доктор экономических наук и руководитель онлайн-школы финансов Наталья Климова.
Основные показатели
Как рассказала эксперт, сейчас многие допускают ошибки при подсчете прибыли из-за того, что учитывают лишь «доходы минус расходы», не учитывая дополнительные факторы.
«Как показывает опыт, каждый пятый совершенно неправильно считает свою прибыль. Совершенно неправильно. И мы начинаем пересчитывать. Оказывается, что это были убытки, потому что в подсчеты не включили ряд расходов», — отметила Наталья Климова.
Так, самой главной ошибкой становится не включение в подсчет собственной зарплаты предпринимателя. К этому фактору эксперт рекомендует относиться внимательнее.
В целом же, для подробных расчетов, руководитель онлайн-школы финансов советует завести таблицу с отдельными страницами затрат, доходов и финансового результата. Среди важных аспектов эксперт рекомендует подсчитывать:
- Точку безубыточности;
- Средний чек;
- Рентабельность бизнеса;
- Продажи;
Анализ отчета финансовых результатов
По словам Натальи Климовой, при заполнении отчета о финансовых результатах важно учитывать прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
«С чистой прибылью все понятно — это то, что вы лично положили себе в карман и используете. Но что насчет прибыли от продаж и прибыли до налогообложения? Если у вас получается, что прибыль от продаж прекрасная, а прибыль до налогообложения небольшая, то это показывает огромные кредиты. Получается, вам нужно работать с кредитами», — сказала она.
Для того, чтобы увеличить прибыль, эксперт рекомендует обратить внимание на относительные показатели.
«Выручку берем за 100% и считаем, сколько процентов занимают коммерческие и управленческие расходы. Если такие расходы занимают более 30%, значит, это и есть та проблемная зона, с которой необходимо работать», — рассказала руководитель онлайн-школы финансов.
Точка безубыточности
Рассчитывать прибыль, по словам эксперта, также необходимо по точке безубыточности. Она отметила, что точка безубыточности — это универсальный показатель, который характеризует, в каком моменте бизнес начнет получать прибыль. Она покажет, стоит ли заниматься предпринимательством в определенной сфере или нет.
«Например, человек хочет построить небольшую кофейню около дома. Сколько ему ежедневно нужно будет продать чашек кофе, чтобы выйти на прибыль? Среди примеров также могу рассказать, что у нас был клиенты, которые сами шили одежду и продавали на маркетплейсе. И здесь нужно было подсчитать, сколько необходимо сшить и продать? На какую сумму? Это как раз точка безубыточности, которая показывает вам, выйдете ли вообще на получение прибыли или не стоит это начинать. Этот показатель будет характеризовать вашу дальнейшую прибыль», — сказала Наталья Климова.
Так, рассчитать данный показатель можно по формуле: точка выручки х сумма постоянных затрат / выручка – сумма переменных затрат. Руководитель онлайн-школы финансов добавила, что для таких расчетов есть специальный калькулятор, который можно найти онлайн.
«Представьте, себестоимость 100 рублей. Часть из них будет заложена в постоянные затраты, а часть — в переменных. Допустим, переменные затраты будут составлять 80%, т.е. 80 рублей. И мы будем продавать по цене 90 рублей. Знаменатель получается 90 минус 80. Прибыль же, правильно? Положительный результат. Расчет точки бузубыточности покажет сколько я должна продать, чтобы выйти в прибыль, даже если цена, ниже себестоимости. Продам больше — буду получать больше прибыли», — пояснила она.
Среди постоянных затрат следует учитывать оклады управленческому персоналу, аренду, ЖКХ и амортизацию, среди переменных — затраты на сырье, расходные материалы, задействованные энергоресурсы, транспортные услуги, зарплату основного персонала и др.
«Переменные затраты прямо пропорционально зависят от объема продаж, либо от объема производства. И когда мы определяем, сколько мы должны продать, мы можем варьировать цену. Потому что цена однозначно должна быть больше, чем удельные переменные затраты на единицу», — сказала она.
Точка безубыточности, по словам Натальи Климовой, также позволяет рассчитать оптимальные скидки для привлечения клиентов.
«Мы все с вами ходим в магазин, но не всегда понимаем, как работает скидка “два по цене одного”. Это как раз использование того, что вы начинаете продавать больше, и затраты перекрываются за счет объема, поэтому это особенно хорошо подходит для тех, кто торгует на маркетплейсах. Если у вас есть залежавшиеся товары, то вы можете подсчитать долю переменных затрат, которая была, и с максимальной скидкой продать», — объяснила эксперт.
Рентабельность
Наталья Климова подчеркнула, что рентабельность подсчитывать важнее, чем прибыль бизнеса, поскольку она показывает эффективность использования ресурсов.
«Очень важно знать, насколько вы эффективно используете свои ресурсы. Поэтому более важный показатель – это рентабельность. Допустим, рентабельность у вас — 70%, значит, с каждых 100 рублей выручки вы получили 70 рублей прибыли. А с прибыли от продаж еще нужно заплатить налоги», — сказала руководитель онлайн-школы финансов.
По словам эксперта, существует два вида рентабельности: рентабельность бизнеса и рентабельность продаж.
«Чем они отличаются? Рентабельность продаж вы делите на выручку. Вы понимаете, сколько вы получили, продав товар или оказав услугу на 100 рублей. А рентабельность бизнеса – это сколько вы потратили денег. Вы потратили 100 рублей, а сколько назад вернулось? Это будет рентабельность бизнеса», — пояснила она.
Данные показатели важно сравнивать с показателями конкурентов, чтобы понимать, насколько эффективен ваш бизнес.
Чистый денежный поток
Рассчитывать данный показатель, по словам Натальи Климовой, необходимо для избежания кассового разрыва.
«Важным показателем является и соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. То есть это сколько дебиторской и задолженности приходится на 1 рубль кредиторской. Кредиторская — вы должны, дебиторская — вам должны. Нужно создать для себя оптимальный вариант этой единицы, но я всегда так говорю: лучше в бизнесе я буду кому-то должна, чем мне», — сказала она.
Экономические показатели
По словам эксперта, в данной сфере следует учитывать два показателя: зарплатоемкость и производительность труда. Это нужно для того, чтобы увидеть, сколько вам приносит денег каждый работник, и сколько вы ему платите. Так, сразу будет понятно, экономически оправдана ли зарплата сотрудников.
Показатели продаж
Среди показателей продаж, по словам Натальи Климовой, важно учитывать:
- Средний чек. Это средняя сумма, которую клиент тратит за одно посещение или заказ. Этот показатель помогает оценить ценность предлагаемых товаров и услуг;
- Коэффициент конверсии. Т.е. долю клиентов, которые совершают покупку, регистрацию, заявку и т.д. от общего числа посетителей. Данный показатель отражает эффективность воронки продаж;
- Количество повторных продаж. Данный аспект показывает, насколько клиенты лояльны к бренду. Высокий показатель повторных продаж говорит о качестве обслуживания и ценности предложения;
- Стоимость привлечения клиента. Показатель высчитывается из суммы затрат на маркетинг и продажи, которые приходятся на привлечение одного нового клиента. Помогает оценить эффективность вложений в привлечение аудитории.
«Каждый новый клиент обходится на 70% дороже старого. Научно доказано», — отметила руководитель онлайн-школы финансов.
Личные финансы и финансы бизнеса
Большой ошибкой, по мнению эксперта, может стать смешивание финансов бизнеса и личных финансов. Оно может привести к нечеткому представлению о финансовом состоянии бизнеса, сложностям в планировании и прогнозировании, а также повышенному риску финансовых проблем.
Для того, чтобы разделить данные виды доходов, Наталья Климова рекомендует:
- Использовать раздельные банковские счета — один для бизнеса, другой для личных расходов, также можно создать накопительные счета на ежедневный остаток. Это помогает четко отслеживать денежные потоки и сохранять деньги, несмотря на рост инфляции;
- Завести бизнес-карту. «Есть бизнес-карта, привязанная к моему расчетному счету. Это позволяет мне оплачивать все бизнес-расходы, не смешивая их с личными тратами, — делится Наталья Климова. — Здесь же формирую резервный фонд»;
- Вести подробный учет и грамотно распределять прибыль. «Веду детальный учет всех доходов и расходов бизнеса, — сказала эксперт. — Это помогает оперативно рассчитать прибыльность и оптимизировать затраты. Бизнес средства на личные цели учитываю как займ».
Распределить прибыль
Для того, чтобы эффективно распределить прибыль малого бизнеса, руководитель онлайн-школы финансов рекомендует 50% от суммы направлять в фонд накопления, 40% — в инвестиционный фонд, и 10% — в резервный фонд.
«Если ваш бизнес находится на начальной стадии, то долю инвестиционного фонда можно увеличить до 80% прибыли. Это позволит вам реинвестировать средства в рост и масштабирование вашей компании», — заключила она.