фото: Глеб Садов

«Портных нужно воспитывать со школы»: игроки модного рынка Юга обсудили трудности фэшн-сферы

Трудности с подбором персонала  — одна из наиболее острых проблем, стоящих перед предприятиями легкой промышленности Юга. При этом поднимать сотрудникам зарплату могут не все компании — закупать сырье для пошива одежды все еще приходится за границей, что увеличивает себестоимость.

О том, что поможет ускорить развитие легкой промышленности в России, какую роль в этом могут сыграть южные регионы, как локальным брендам расти и масштабировать производство, в ходе пленарного заседания международной выставки индустрии моды «МодаФест» рассказали эксперты в модной сфере Юга.

Большие перспективы

Как рассказала референт департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Анна Максимова, власти видят большой потенциал в развитии локальных модных брендов, поддержке это отрасли уделяют большое внимание.

Выявлять и продвигать МСП в сфере модной индустрии, подчеркнула она, необходимо и на уровне регионов.

«Потенциал, по моим оценкам, высокий. <…> С точки зрения открытия новых производственных мощностей на региональном уровне мы и коллеги из Краснодарского края рассказываем, какие существуют меры господдержки, субсидии на закупку оборудования, либо помогаем в поиске площадок, где приземлить собственное производство», — отметила Анна Максимова.

фото: Глеб Садов

Она добавила, что большая часть отечественных модных брендов открывают производства в России.

«Я проанализировала около 1 тыс. брендов из всей России. <…> 95% брендов, производятся в России. Это очень хороший показатель», — подчеркнула Анна Максимова.

По словам вице-президента по выставочной и рекламной деятельности Союзлегпрома, CEO выставки легкой промышленности Fashion Style Russia, CEO региональных В2В выставок обуви и кожгалантереи SHOESSTAR Александры Сакаевой, доля отечественных брендов в торговых центрах выросла с 30% в 2021 году до 60% в 2023 году.

По ее словам, это свидетельствует о том, что к локальным брендам повернулись как торговые площадки, так и покупатели. «Перспективы и шансы на рост сейчас достаточно хорошие. И я считаю, что то, что делается со стороны правительства, со стороны различных институтов, органов местной администрации, это наше общее дело. Потому что создавать модную индустрию – это достаточно долгий процесс», — сказала Александра Сакаева.

По мнению эксперта, сейчас есть уникальный шанс объединиться и помочь российским дизайнерам в продвижении.

Как подчеркнул министр промышленной политики Краснодарского края Дмитрий Хмелько, в регионе выстроена инфраструктура поддержки отрасли, что позволяет наращивать объемы выпуска. В частности, в первом квартале 2024 года объем отгрузки продукции краевых предприятий легпрома увеличен на 15% в сравнении с таким же периодом прошлого года.

фото: Глеб Садов

«Это говорит о том, что у нас хорошо выстроена инфраструктура поддержки этой отрасли — субсидии из краевого бюджета и по линии Минпромторга России, льготные займы регионального фонда развития промышленности. Внимание губернатора края Вениамина Ивановича Кондратьева к развитию промышленности, понятные механизмы поддержки отраслевых предприятий — все это обеспечило увеличение объема производства, в том числе в легпроме. Мы вкладываем деньги в отрасль, она растет, появляются новые рабочие места, новые производства, повышается индекс промышленности, и, естественно, налоги. Это наши целевые показатели, это KPI. Безусловно, отмечу активность нашего бизнеса, его огромный вклад в развитие, инициативность и профессионализм», — подчеркнул Дмитрий Хмелько.

Кадры в дефиците

В числе главных факторов, сдерживающих развитие сферы легпрома, эксперты назвали дефицит кадров. Ее решение участники рынка видят в том, чтобы растить специалистов самостоятельно.

«Портных нужно воспитывать с этапа школы. Надо заниматься образованием деток, формировать их интерес к профессии, поддерживать на всех этапах становления! Помимо этого, необходимо понимать конкурентный уровень оплаты, чтобы сегодняшняя выпускница колледжа с удовольствием посвящал себя швейному делу, а не уходила за подругой, работать официантом, потому что та получает в 2-2,5 раза больше, порядка 80 тыс. рублей. Поэтому нами были предприняты интересные меры: мы начали заключать договора со студентами, поддерживать их стипендиями, и начинать вовлекать их в работу с первого курса. Забирать на практику и учить на нашей продукции, стимулируя материально. Это требует финансовых  и временных вложений, но только долгосрочные комплексные меры способны исправить ситуацию с кадрами в нашей отрасли», — отметила основательница бренда одежды Masha Goryacheva Мария Горячева.

фото: Глеб Садов

Она добавила, что ее компания наладила сотрудничество с детским домом, поставляя оборудование в профессиональный цех для обучения детей.

Аналогичного мнения придерживается руководитель швейного предприятия в городе Армавире YurMa-fashion Марина Торгашова. По ее словам, сейчас не стоит рассчитывать только на технологическое перевооружение. Первым человеком в цеху все равно останется швея.

«Она действительно задает оборот, задает объем работы, и от нее все зависит. На моем предприятии есть все звенья прямого производства. Это закройщик, технолог, конструктор, швеи. Причем у меня даже здание не арендованное, собственное. Но я хочу сказать, швей мне это не прибавило», — поделилась Марина Торгашова.

Она добавила, что в 2023 году на практику на четыре городских предприятия пришли 30 человек, однако работать на производстве никто не остался .

Предприниматель отметила, что не помогают и корпоративные бонусы, которые предлагает компания. Швеи из центра занятости также не стремятся устраиваться на работу.

фото: Глеб Садов

«Какой выход из этой ситуации? Он не популярен. Обязательная отработка 2-3 года после окончания учебного заведения. Понятно, что с этой инициативой нужно выходить на законодательный уровень. Так, давайте сделаем это», — предложила руководитель швейного предприятия в городе Армавире YurMa-fashion.

Заинтересовать молодых людей, по мнению основателя ателье Vgv by Vera Gavrina и студенческого сообщества молодых модельеров и портных «Швейный цех» Веры Гавриной, можно с помощью креативных проектов.

«Мы провели отбор в колледже, дали возможность представить свои эскизы, и по этим эскизам выбрали самых перспективных, на наш взгляд, студентов. Из шести человек, которые к нам пришли, четыре человека точно останутся работать у нас. <…> Уже через неделю мы представим свою коллекцию на подиуме Донской недели моды»,  — сказала она.

Управляющая ООО «Виво», бренда Vivo Style Юлия Прокудович рассказала, что в 2023 году привлечь новых сотрудников помогла инициатива администрации Краснодара.

«В прошлом году на производстве снимали ролики, и на билбордах, на больших экранах города крутили их. На них сразу были QR-коды на предприятия, и это хорошо работало. Я думаю, это хорошая инициатива», — отметила она.

В то же время руководитель группы компаний «МодаИдет», председатель комитета по развитию моды Ростовского областного отделения «Опоры России» Владимир Дудников отметил, что если зарплата для рабочего персонала будет низкой, то не поможет и «взращивание» кадров.

фото: Глеб Садов

«Единственный фактор, который может повысить престиж профессии, — это деньги. Другого варианта нет. <…> Для того чтобы повысить престиж профессии, необходимо поднимать заработные платы. Заработные платы швей в среднем до 40 тыс. рублей в месяц. Это нереально мало. И наши предприниматели не смогут платить больше до тех пор, пока у нас не будет конкурентоспособного сырья. Только в этом случае появится дополнительная маржинальность, и, соответственно, можно будет платить достойную зарплату», — сказал Владимир Дудников.

О проблеме отсутствия отечественного сырья говорила и замдиректора по производству АО «Александрия» Оксана Солодкая.

«У нас нет сырьевой базы, нет производств для выпуска качественных сорочечных тканей, поливискозных, костюмных тканей и т.д., нет предприятий химической промышленности, которые выпускают волокна для текстильщиков. Все везут из-за границы. Понятно, что возрождение текстильной промышленности  —  это процесс не одного года. Естественно, но это все в СССР было. И специалисты, даже если они и остались, уже находятся в очень преклонном возрасте», — сказала Оксана Солодкая.

В свою очередь, член международного профессионального союза художников Наталья Гайдаржа отметила, что сырье, в частности, лен, можно закупать из Беларуси. По ее словам, с такими поставками не возникает никаких проблем.

фото: Глеб Садов

И одеть, и обуть

Председатель Ассоциации русских дизайнеров, основатель бренда детской одежды Sovana Анна Рожина отметила, что юг по темпам развития и появления новых брендов не отстает от других регионов России.

По ее мнению, на юге есть все условия для развития и масштабирования локальных брендов. «Мы общаемся с различными фондами и видим, что в нашем регионе идет очень активная поддержка бизнеса», — сказала Анна Рожина.

Она добавила, что сейчас путь для молодых дизайнеров открыт, так как они могут изучить всю информацию о трендах и моде в интернете. Это поможет им на начальных этапах и при планировании концепции.

фото: Глеб Садов

Вице-президент по выставочной и рекламной деятельности Союзлегпрома Александра Сакаева также выразила уверенность, что российские предприниматели способны обеспечить жителей страны одеждой всех категорий. В то же время, добавила эксперт, отечественный рынок производства обуви пока развивается не так активно.

«Если говорить про обувную историю, то на сегодняшний день российское производство может обеспечить только 20% населения нашей страны. И остальное — это наша зависимость от Китая, Турции и других стран. <…> У нас нет производственных мощностей для того, чтобы обеспечить все. Но уверена, со временем и этот вопрос решится», — заключила Александра Сакаева.