Модные производства сегодня активно развиваются в России, однако далеко не все бренды «доживают» до выпуска второй коллекции. О том, как локальным брендам расти и масштабироваться, а также какой стратегии придерживаться при создании модного производства, в ходе пленарного заседания международной выставки индустрии моды «МодаФест» рассказали представили власти, участники рынка и дизайнеры.
Создание бренда
Как отметили эксперты, даже если предприятие смогло нанять сотрудников и выпустить первую коллекцию одежды, из-за отсутствия верной стратегии развития и продвижение оно может быстро стать банкротом.
По мнению референта департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Анны Максимовой, для успешного старта модного бизнеса можно создать контрактное производство, с открытием которого помогает государство.
«Это очень важно. Если предприниматель совершает ошибку и сразу переводит производство в статус собственного проекта, это неверный путь. Лучше параллельно развивать контактное производство и постепенно увеличивать долю собственной продукции», — сказала она.
По словам президента бизнес-сообщества брендов Юга, основателя бренда одежды, директора выставки «МодаФест» Татьяны Орган, для развития стартапам крайне нужны определенные знания в бизнесе и в моде.
«Модный бизнес выглядит очень заманчиво со стороны. Это красивый, яркий бизнес. Он захватывает воображение и мотивирует на создание. <…> И кажется, что существует только красивая часть. Но на самом деле, можно сказать, что это каторжный бизнес, и с точки зрения финансовых инвестиций он не сразу окупается, тем более сейчас. И тем, кто хотел бы воплотить свою мечту в реальность, конечно же, нужно пойти и поучиться ведению бизнеса. Как его строить, как считать цифры, рентабельность, точку безубыточности, как составить бизнес-план», — посоветовала Татьяна Орган.
Стиль бренда
Перед тем, как запустить свой бренд, дизайнеру следует определиться с нишей. Как рассказала дизайнер, основатель торговой марки VickyMails Виктория Маилян, за последние 3 года покупательский спрос изменился в сторону женственного, самобытного и эксклюзивного стиля.
«Вместо расслабленной одежды, которую мы предпочитали эти три года, мы сейчас выбираем тихую роскошь. Это немного другой кежуальный, я бы сказала ближе в сторону офисного стиля и тихой роскоши», — отметила она.
Дизайнер-модельер, основатель и креативный директор Лаборатории моды SuzieMFashionLAB, основатель и популяризатор направления Этнофутуризм в России и фестивально-конкурсного движения «Этномода», «Цифровая этномода» Сусанна Макерова добавила, что этника сейчас в тренде.
«Сегодня мы, наконец, говорим об этнокультурной составляющей моды. Это то, что подчеркивает нашу индивидуальность, уникальность. Наша сущность. Актуализируя и активизируя культурный код в фэшн, мы одновременно решаем ряд задач политического, культурно-просветительского и социального характера, деликатно и элегантно транслируя свою принадлежности к этносу и, что особенно важно, проявляя уважение и интерес к другой культуре. Своего рода межкультурный диалог. Мода — это мощный социальный институт и инструмент эстетического воздействия на широкую аудиторию, мягкая сила», — сказала она.
Сусанна Макерова отметила, что работать с этническими мотивами нужно аккуратно, с учетом тонких нюансов, руководствуясь эстетикой культуры и, в то же время, учитывая модные тенденции.
«Мы проживаем эпоху этноренессенса, всплеска интереса к этнике, и это тоже опасно. Даже в этот короткий промежуток резкой смены парадигма стало очевидно, что обращение к этнике далеко не всегда качественно и профессионально. Аудитория «жаждет» того, что мы называем русским кодом, кавказский кодом в одежде. Очевидно, что это тренд. Ошибка в том, что авторы зачастую создают если не традиционные исторические костюмы, то что-то очень похожее. Используют кальку или традиционные элементы в силуэте, который этого абсолютно не предполагает. Делать модную этнику, неоэтник — задача сложная, но благородная», — подчеркнула эксперт.
Продвижение бренда
Онлайн-выпускница «Мастерской Новых Медиа», финалистка национальной премии платформы «Россия — страна возможностей» «Дело в людях» Валерия Робустова рассказала, что помочь молодым брендам может продвижение в соцсетях.
«К сожалению, я вижу в своей работе, что продвижение — это последнее, на что готовы тратиться бренды. Если это большие бренды, то вопросов нет. У них есть менеджеры, которые занимаются работой с различными блогерами, сегментами общественного мнения, дают рекламные кампании. А локальные бренды почему-то считают, что вот, мол, мы сейчас сделаем красивые вещи, и как-то их сами по себе найдут, купят. На самом деле это не так», — сказала Валерия Робустова.
Для того чтобы повысить узнаваемость бренда, сооснователь и совладелец брендов DNK Russia и DNK Kids Анна Ничкова посоветовала размещать информацию о коллекциях во всех возможных социальных сетях, выходить на маркетплейсы, посещать мероприятия.
«Для начинающих дизайнеров, для маленьких брендов сейчас это удобно. Не нужно много тратить денег на склад, на логистику, на формирование своей команды. Просто выходите везде, где можете выходить. Опять же, просто определяйте своего целевого клиента, рисуйте аватар, заходите на маркетплейс, либо посещайте модные пространства. Ведь без этого, даже если вы делаете самую лучшую одежду в мире, о вас не узнают», — отметила Анна Ничкова.
Эксперт в области PR и продвижения личного бренда, основатель модельного клуба «Мода идет», event-агентства Fashion Atr Party, недели моды Don Fashion Week Виктория Луговская также уверена, что молодым предпринимателям стоит проявлять активность.
«Мы столкнулись как-то с тем, что у молодых дизайнеров нет товарного запаса. Это первое, что мы видим. Второе, однозначно, цены, которые не стоит занижать. Потому что без стоимости все считывается плохо, а правильное ценообразование позволит выйти и на московский рынок», — отметила Виктория Луговская.
Дарья Коробская