Фото: freepik.com.

«Шеф говорит!»: приемы ораторского искусства для предпринимателей

Голос человека также важен, как стиль одежды и манера общения

Люди бизнеса и руководители различных уровней живут в атмосфере конкуренции. Поэтому, если они хотят удерживать позиции в бизнесе, стоит постоянно развиваться и прокачивать «мягкие навыки», или soft-skills.

Один из важнейших навыков — навык коммуникации, куда входит владение приемами ораторского мастерства и голосовым аппаратом. Поставленный голос и грамотная речь помогают эффективнее коммуницировать с инвесторами, партнерами и сотрудниками. С помощью голоса и грамотной коммуникации можно добиться взаимопонимания, влиять на аудиторию, эффективно вести совещание, ставить четкие конкретные задачи.

Основатель школы постановки голоса «Говорилиум», тренер по технике речи, сценарист и ведущая Ирина Борисова во ходе старта работы акселератора центра «Мой бизнес» в Ростове-на-Дону рассказала «Деловой газете. Юг», какие лайфхаки можно использовать для эффективного разговора, что делать руководителю, если все запомнили его как далеко не самого лучшего спикера, а также какую гимнастику выполнять, чтобы научиться красиво говорить.

Слушайте, и будете услышаны

По словам эксперта, если подчиненные не слушают руководителя, то это, как правило, вызвано несколькими причинами: недостаточной четкостью и ясностью выраженных мыслей, отсутствием мотивации слушать или же недовольством словами. Вне зависимости от ситуации, предприниматели должны продолжать коммуникацию с подчиненными или партнерами, чтобы достичь своих целей. Здесь приходит на помощь навык коммуникации, который можно и нужно развивать.

«Эффективные коммуникации — это навык, и чем чаще вы его практикуете, тем увереннее, успешнее становитесь. В процессе общения важно также практиковать навык активного слушания, проявлять внимание и эмпатию к партнеру, иметь широкий кругозор. Будьте ясны и конкретны в выражении мыслей», — посоветовала Ирина Борисова.

Для развития навыка тренер по речи рекомендует как можно чаще практиковать Small talk — «легкую беседу». Непринужденный разговор обычно происходит между малознакомыми людьми. Такую беседу можно вести с коллегами, начальством, участниками какой-либо конференции либо же попутчиками в поезде или самолете.

«Обычно потребность в легкой беседе возникает, когда вы оказываетесь один на один с малознакомым человеком и хотите избежать неловкого молчания», — пояснила эксперт.

При подобной беседе также можно использовать прием «Эхо», суть которого заключается в повторении последних или наиболее важных слов говорящего. «Эхо» помогает сонастроиться с собеседником, прояснить какие-то условия и обстоятельства, а также показать вовлеченность в разговор.

В учении все индивидуально

По мнению эксперта, освоение ораторского мастерства и эффективной коммуникации — дело индивидуальное. Все зависит от мотивации человека, его способностей и времени, которое он потратит на обучение.

«Голос человека так же важен, как и стиль одежды, манера общения. Полетное, яркое, громкое, уверенное звучание голоса производит впечатление на окружающих, помогает формировать правильный образ, привлечь внимание. Красивая речь – это навык, тренируйтесь каждый день, и успех не заставит долго ждать», — отмечает Ирина Борисова.

Чтобы обрести красивую речь, нужно уделять внимание упражнениям по постановке голоса и дыхательным тренировкам как основе звукоизвлечения. Важно научиться правильной артикуляции и приданию «посыла», громкости голосу. Не помешает также убрать зажимы в теле и научиться «раскрепощать» себя и голос. Подобными знаниями обладает большинство актеров, телеведущих, политиков и крупных бизнесменов.

Влияние прошлых выступлений

Если спикер уже зарекомендовал себя как плохой оратор, шанс на успешное выступление все же есть. В этом случае важно больше времени уделить подготовке.

«Залогом успешного выступления служит подготовка к нему. Помимо написания текста, его репетиции, важно уделить внимание настройке голоса с помощью упражнений и речевой разминки. Но главное — это отслеживание реакции слушателей», — объясняет Ирина Борисова.

Во время выступления нужно следить, как реагирует зал. Вернуть внимание можно обращенным к слушателям вопросом или заготовленной историей/шуткой по теме выступления. Можно провести голосование или краткий опрос зала по теме речи.

Главное — выступать, даже если страшно. В крайнем случае, можно так и сказать зрителям: «Мне неловко/страшно/волнительно. Надеюсь на вашу поддержку». В большинстве случаев люди отнесутся с пониманием.

Практики и упражнения

Как рассказала Ирина Борисова, тем, кто хочет научиться ораторскому мастерству, стоит начать с аудита своей речи. Для этого нужно записать минутное видео с коротким рассказом о себе. На видео нужно рассказать, кто вы и в какой области работаете, в чем вы профессионал.

Что проверять на видео:

  1. Как звучит голос? Четко ли произносите слова?
  2. Есть ли слова-паразиты или звуки-паразиты?
  3. Как работает мимика? Скованы ли мышцы лица? Вы свободны в кадре, скованы или манерны?

Обычно эти упражнения дают хороший результат — становится понятно, в каком направлении нужно работать. Также эксперт рекомендует включить в ежедневную рутину легкую и эффективную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Она есть в свободном доступе в интернете, состоит из 11 упражнений.

«Чаще читайте вслух, записывайте себя и прослушивайте, анализируйте. Берите сложные чистоговорки, вычитывайте громко вслух. Найдите сообщество единомышленников и совместно практикуйтесь. Навык эффективных коммуникаций — это важный нужный инструмент, способный расширить круг общения, привлечь в вашу жизнь невероятные возможности», — подвела итог эксперт.

Дарья Храмочкина