На экране центра «Новый Ростов» — алый логотип KOD, на подиуме — модели в костюмах с авторскими принтами и необычных вязанных псевдоочках. По реакции зала понимаешь: зрителям «зашло».
Дизайнера и основателя бренда Олеси Молдавской сегодня нет в зале, она в деловой поездке — выбирает ткани для будущих коллекций. На поклон к собравшимся выходит младший художник бренда Матвей Молдавский, племянник Олеси, на спине которого красуется тряпичная кукла — прообраз тети.
Большая творческая семья
Олеся Молдавская — представительница творческой семьи: ее бабушка вышивала крестиком настоящие картины, мама вяжет крючком, тетя — член Союза художников, родной брат — старший преподаватель кафедры технологии формообразования и художественной обработки материалов ДГТУ, его жена — учитель изо, а их сын — уже состоявшийся художник, по эскизам которого создаются принты и вышивки KOD.
Фото: предоставлено KOD.
Сама Олеся — преподаватель изобразительных искусств по образованию, выпускница художественно-графического факультета Педагогического института ЮФУ. Вся семья работает на создание одного яркого бренда: брат изготавливает фирменные пуговицы, мама создает ажурные детали, а племянник Матвей вдохновляет дизайнера своими неординарными рисунками и вместе с мамой плетет для KOD гобелены.
«Я родилась в семье художников и одного военного, — рассказывает дизайнер при встрече в мастерской бренда. — Я всегда спрашиваю папу: «Как ты это все выдерживаешь?» Потому что он у меня человек дисциплины, а мы все очень творческие».
Олеся показывает вышитые крестиком цветы — работа ее бабушки Ларисы, которая сама просчитывала схемы и вышивала полотна, сидя вечерами под коптящимися лампадками.
Фото: предоставлено KOD.
«Когда мне было лет семь, мы жили у бабушки. В это время мамина сестра училась в архитектурной академии, в доме царила атмосфера созидания: макеты, пленэры, этюдники, живопись… Я всегда была в эпицентре этого всего, уже тогда начинала впитывать творчество».
Жизнь на корабле напротив 35-й гимназии
Папа Олеси служил в Военно-морском флоте, семья часто переезжала, но окончательно осела в Ростове-на-Дону. Первые два года жили на корабле УТС-519, который папа пригнал из Темрюка и который сейчас служит учебным для студентов мореходного училища.
«Этот корабль находился на набережной напротив нашей 35-й гимназии. Когда меня в школе спрашивали домашний адрес, я отвечала: военная часть такая-то, причал такой-то. Весь класс был в недоумении: «Что? Как это?» Изначально не было задачи сделать из нас с братом художников — это просто была ближайшая гимназия, поэтому нас направили туда. А творческий опыт, полученный в семье, помог нам поступить: я пошла в восьмой класс, брат — в девятый».
Фото: предоставлено KOD.
По словам Олеси, в школе были сильные педагоги: там работали преподаватели из архитектурной академии и художественно-графического университета.
«У меня всегда была сильная живопись. Собственно, благодаря ей я успешно закончила гимназию и поступила на художественно-графический факультет в 2002 году. А мой брат поступил на отделение ювелирки», — вспоминает Олеся.
Холсты и подрамники
На худграфе Олеся попала в творческую веселую компанию молодых ростовских художников — вместе Максимом Ильиновым, с которым дружит по сей день.
«Но к концу обучения в университете я перенасытилась красками, рисунками и композицией и не хотела этим заниматься: тубусы, этюдники, огромные холсты, масло… Руки все время в красках, ты не выглядишь как девочка, ты все время что-то на себе тащишь… В профессии художника романтики мало — ты просто пашешь и пашешь. Я решила, что художником я не буду».
Проработав после университета полгода в банке, Олеся снова решила сменить профессию — стала фотографом. Снимала много, в том числе моду. Этот опыт ей очень пригодился, когда три года назад она запустила собственный бренд одежды.
Одежда с двумя «лицами»
Сегодня команда бренда KOD насчитывает порядка 20 человек. Олеся вместе с командой работает в мастерской в центре Ростова-на-Дону. Сюда же любят прийти на примерку постоянные покупатели.
Остальные клиенты покупают изделия бренда на сайте, в корнере KOD в универмаге TrandIsland в московском «Авиапарке», в мультибрендовых магазинах в Ростове-на-Дону, Перми, Екатеринбурге и Сочи (в Красной Поляне).
Одежда KOD — унисекс. Для понимания, как смотрится вещь, бренд предоставляет на сайте фотографии каждого изделия на мужчине и на женщине. Большинство моделей двусторонние: одна сторона всегда более сдержанная, а другая — более яркая.
Фото: предоставлено KOD.
Принты на ткани авторские, уникальные. Это оцифрованные живопись и графика Олеси, фактуры, получившиеся в результате ручного окрашивания ткани, рисунки Матвея. Здесь нет случайных элементов: красная отделка швов — это символ артерий, синяя — символ вен. Ювелирно изготовленные пуговицы, заклепки, молнии и шнурки-резинки — все брендированное, все KOD.
Сама дизайнер говорит, что ее одежда относится к ценовому сегменту middle-up: «У нас нет прямых конкурентов в плане соотношения качества тканей, количества ручного труда, идей. Мы отшиваем коллекции ограниченным тиражом, который позволяет создавать эксклюзивность: сложно встретить второго человека в таком же костюме или рубашке».
Одежда, вызывающая эмоции
Олеся Молдавская создает одежду, которая отражает посыл: внутренний ты = внешний ты. Клиенты бренда выбирают баланс между искусством и функциональностью, им недостаточно, чтобы костюм сидел идеально или ткань на рубашке струилась, им нужна одежда, отражающая их внутреннее состояние.
«Наши покупатели — креативные прагматики. Их гардероб всегда уместный, но нескучный. Они знают, сколько раз и куда наденут каждую вещь, как обыграют оба ее «лица». Их образ может быть сдержанным, а может в полной мере раскрыть индивидуальность человека. Они позволяют себе свободу быть собой».
Фото: предоставлено KOD.
Люди, которые носят одежду бренда KOD, несомненно, платежеспособны: пиджак от KOD в среднем обойдется в 30 тыс. рублей, а брюки — в 17–18 тыс. рублей.
Зачастую клиенты бренда — представители творческих профессий, которые носят одежду KOD и в повседневной жизни, и на красной дорожке, и на сцене. Среди известных почитателей бренда — шоумен Митя Фомин, для которого дизайнеры KOD создавали несколько эксклюзивных костюмов, ведущие Павел Воля и Тимур Батрутдинов, актер Александр Петров, певцы Jony и Анатолий Цой, ростовская джаз-дива Оксана Ференчук и другие артисты.
«Русская» коллекция с FoxRed
Сейчас в работе у Олеси Молдавской коллаборация с известным ростовским художником Ириной Андрющенко FoxRed. Большая часть новой коллекции уже отшита. Сейчас проходят съемки для сайта и социальных сетей. В полном объеме онлайн и офлайн коллекция будет представлена с середины июня.
Вдохновением для коллекции послужили воспоминания из детства. Совсем ранние: летние каникулы у бабушки, в доме которой висели репродукции сказочных работ Васнецова, застолья с песнями, вплетенные в волосы ленты, народные сказки и былины на ночь. Отсюда образ яркой и сильной русской женщины, а на рисунках — березы, сирины, кокошники и косы.
Дальше — подростковый период: школьные дворы на окраине Северного, семечки в карманах, старшие братья подруг. Вечерами жгли костры за гаражами, пели песни под гитару, бывали уличные драки — Ростов 90-х годов. На костюмах — принты с кастетами, картами, нардами, сигаретами и «семками».
Олеся всегда с удовольствием и гордостью рассказывает, что KOD — бренд с южными корнями, ловит удивленные взгляды покупателей и приглашает их в ставший родным Ростов-на-Дону, город, где из художника она выросла в дизайнера.
Недавно бренд KOD принял участие в спецпроекте «Территория стильных» РБК Юг и Северный Кавказ.
Как сообщает РБК Ростов, в этот раз моделями стали корреспонденты Ангелина Зиньковская, Анастасия Назарова и Анастасия Талызина из РБК Юг и Северный Кавказ.
Девушки в одежде ростовского бренда KOD гармонично вписались в ландшафт хутора, где бережно хранят декорации с экранизации культового произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съемки прошли в самое красивое время года на Дону — цветущей весной.
Редакция «Деловой газеты. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявил глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина