На данный момент внешняя обстановка для рубля складывается благоприятно. Высокие цены на нефть способствуют росту экспортных доходов и солидному притоку иностранной валюты на внутренний рынок, при этом фактически деньги по нефтяным контрактам поступают с отсрочкой до 2 месяцев, поэтому мы до сих пор получаем более высокие доходы за март-апрель, когда взлетели цены на нефть. В свою очередь, продление президентского указа об обязательной продаже валютной выручки способствует еще большему объему предложения валюты на рынке. Чем больше нефтегазовые доходы – тем больше валютной выручки продается. Однако эта мера на данный момент оказывает более сдержанный характер поддержки, чем ранее, поскольку сохраняется тенденция к сокращению притока твердой валюты в страну: в марте доля экспортных расчетов в твердой валюте снизилась до 17,8% по сравнению с 23,8% в начале года.
В то же время импорт в гораздо большей степени осуществляется в расчетах в твердых валютах (25,3% в марте 2024 года). И если сейчас импорт показывает умеренные темпы роста из-за проблем с проведением трансграничных платежей, то на более отдаленном горизонте мы полагаем, что будут найдены или будут находиться пути решения вопроса с расчетами за импорт. Это может повлечь за собой рост импорта и снижение торгового баланса, что, в свою очередь, станет негативом для курса рубля.
Пока высокий объем экспорта при низком объеме импорта способствуют формированию положительного сальдо счета текущих операций, но мы полагаем, что ситуация может измениться. В частности, конъюнктура на рынке нефти уже несколько изменилась в худшую сторону, и мы не исключаем, что такая тенденция может сохраниться по мере ослабления конфликта на Ближнем Востоке, роста добычи в США и странах вне-ОПЕК. Не оказало поддержку ценам на нефть продление сокращения добычи нефти ОПЕК, поскольку альянс сохранит обязательное сокращение на уровне 3,66 млн б/с до 2025 года, но в период с октября 2024 года по сентябрь 2025 года начнет постепенно сворачивать объем добровольных сокращения, который сейчас составляет 2,2 млн б/с. Соответственно, формируется дополнительный риск повышения предложения на мировом рынке нефти, что может оказывать давление на цены. Для нас это важно, поскольку в структуре доходов федерального бюджета нефтегазовые доходы занимают более 33%. Соответственно, снижение доходов с нефтянки скажется на наполняемости бюджета.
Резюмируя вышесказанное, мы полагаем, что текущее укрепление рубля не будет носить долгосрочного характера. И вполне вероятно ожидать, что в июне вырастет спрос на иностранную валюту со стороны населения в период отпусков. С другой стороны, мы ожидаем восстановления более заметного роста импорта за счет реализации отложенного спроса при замедлении темпов роста экспорта, что снизит объем предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Таким образом, в краткосрочной перспективе баланс рисков складывается в пользу стабильного рубля, который будет оставаться в диапазоне 88-94 руб. за один доллар США, 12,12-12,76 – за один китайский юань, 95,5-101,5 руб. за один евро.
Информационный обзор редакции