«Деловая газета.Юг» уже писала, что в условиях санкций, сложности получения виз и закрытия южных аэропортов в России стал активно развиваться локальный туризм. Так, в Ростовской области многие туристы (да и местные жители) обратили свое внимание на полузаброшенный рыбацкий район Таганрога – Богудонию.
Это место на побережье Таганрогского залива хранит в себе море тайн, легенд, а также отличается своей кухней, в которой уверенно солирует рыба. Корреспондент «Деловой газеты.Юг» отправилась в приморский город, чтобы отведать местных гастрономических специалитетов и узнать байки и истории Богудонии.
Лихие места и немцы
Сразу после спуска по извозу к морю группа туристов откуда-то сверху слышит сердитый женский голос: «Кто это тут ходит?!». Но тут же гнев сменяется на милость, и приезжие приглашаются в дом, стоящий на обрыве.
Зинаида Ильинична Шкипидар, так зовут местную жительницу, — хлебосольная хозяйка. Туристов она встречает накрытым столом с легкими закусками и натуральным лимонадом.
Пока туристы охотятся за отварной свежей картошечкой с чесноком и зеленью и слабосоленым сальцем, гид Альберт Смирнов погружает их в исторические «дебри».
«Места у нас лихие – без экскурсовода не выйдете. Самый бандитский район был – Богудония. Немцы даже боялись сюда заходить! Представьте, Таганрог освободят 30 августа 1943 года, а сюда первые советские солдаты по льду придут в ночь с 10 на 11 февраля 1943 года. Сюда придет разведка — они будут по этим улочкам идти, разведают немецкие позиции и потом обратно по льду уйдут в Азов», — вспоминает экскурсовод заметку в газете «Правда».
Поскольку Таганрог – это порт, то во времена Александра II и Александра III на берегах Богудонии была развита контрабанда из «заморских стран». Местные контрабандисты и купцы умудрялись обходить закон и, фиктивно уничтожая товар без документов, продавали его дешевле, чем по рынку, и богатели.
Ресторан с театральным представлением
Ильинична – женщина с юмором, немного похожим на юмор Ольги Картунковой из команды КВН «Пятигорск». «Местная жительница» знает ни одну народную примету: что первым в новый дом должен заходить мужчина, что перешедшая пустым ведром женщина – это к беде. Но, пожалуй, самая плохая примета такая: если мужчина ей отказал – то это к беде, для него, прежде всего.
Все угощения, наряды, шутки и истории – часть экскурсионной программы «Легенды и мифы Богудонии», придуманной еще три года назад компанией Anyticket.travel. Предприниматели нашли и отремонтировали брошенный дом, накрыли его тентом от солнца, на балконе развесили настоящие рыбацкие сети и якоря… Снаружи постройка, конечно, напоминает настоящее жилище рыбаков, но у тех все более «брутально».
В самом гостевом дворе туристов с ходу погружают в театрализованное представление и предлагают на выбор: чаепитие или полноценный «пир», который заканчивается далко не только картофелем с салом.
Лукоморье на краю Атлантики
Со двора Зинаиды Шкипидар открываются красивейшие виды на залив, пусть и купаться в нем не особо удастся – слишком мелко. По словам гида, виднеющаяся в дали «беленькая полоска» суши — это уже Азия, а край балкона этого двора – это чуть ли не край Европы.
«Советские географы предложили считать, что граница Европы и Азии проходит по Кумско-Манычкой впадине. Река Кума, которая впадет в Каспий и левый приток Дона. И если турки построили через Босфор три моста и построили на них платные смотровые площадки, то в Ростове-на-Доу можно совершено бесплатно фотографироваться на мосту, соединяющему Европу и Азию», — рассказывает Альберт Смирнов.
Более того, продолжает гид, побережье Таганрогского залива – это еще и край Атлантики (смотря с какой стороны посмотреть). Отсюда на яхте можно через Керченский пролив, Босфор и Гибралтар, уплыть даже в Бразилию, Австралию и Антарктиду.
Кроме того, побережье Таганрогского залива представляет собой дугу, или как раньше говорили, — «луку» у моря, настоящее лукоморье. Как говорится в «Слове о полку Игореве», даже лукоморские половцы жили на берегу Таганрогского залива.
«Таганрогские семечки» и уха из трех видов рыбы
Именно тут всегда водилась «царица морей» — тюлька, которая была на столах и богачей, и бедняков. Недавно местные прозвали жареную тюльку «таганрогскими семечками», которые разу же тали местным специалитетом. В жареном виде в тюльке съедобно абсолютно все, в вяленом – рыбе нужно оторвать голову и съесть, оставив только хвостик.
«Рыба прочно вошла в жизнь таганрожцев. Так, когда весной 1942 года немцы оккупировали Таганрог, и тут пошла тюлька… Никто не смог остановить рыбаков! В 18 веке местные даже топили другой мелкой костлявой рыбой свои печи», — рассказывает экскурсовод.
Не обходится за столом таганрожцев и без донской ухи из трех видов рыбы. Зинаида Шкипидар приносит туристам большую кастрюлю с половником: уха наваристая, горячая… Обязательно с помидором. Также местными специалитетами являются черная осетровая икра (осетр – царская рыба) и баклажанная икра. И если у вас хватит сил, то стоит отведать и их.
По словам организатора театрализованной экскурсии, операционного директора турфирмы Anyticket.travel Евгения Анисимова, угощения Богудонии и ее закатные виды полюбились шоумену Тимуру Родригесу, когда во время съемок передачи «Орел и решка» от вытянул «решку» и приехал в эти «дикие» места. Особенно его сердце тронули те самые «таганрогские семечки» покорили.
Редакция «Деловой газеты. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявил глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Анастасия Талызина
Информационный обзор редакции
16+
Повтор материала от 6 июня 2024 года