freepik.com

Инструмент для развития: что дает государству и бизнесу маркировка товаров

Маркировка товаров способствует снижению доли контрафакта и реализации товаров с истекшим сроком годности, помогает производителям анализировать оборот собственной продукции и может стать действенным инструментом надзорных органов для выявления недобросовестных участников рынка. Такое мнение высказали участники дискуссии «Диалог власти и бизнеса: как маркировка усиливает потенциал отечественного бизнеса», которая состоялось 6 июня 2024 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Государственную систему маркировки «Честный знак» в России начали внедрять в 2019 году. Ее оператором выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сегодня маркировка распространяется на 17 товарных групп, в числе которых молочная продукция, бутилированная вода, лекарственные препараты и др.

С 1 сентября 2024 года, по данным Минпромторга, вводится маркировка растительных масел, кормов для животных, ветеринарных препаратов, отдельных видов консервов и безалкогольного пива.

«Обеление» рынка и защита потребителей

freepik.com

Как отметил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, расширение товарных позиций, попадающих под требование маркировки, – главный приоритет. В первую очередь рассматривают товары, где доля контрафакта оценивается в 25-30%.

Снижение доли контрафактной продукции и объемов реализации просроченных товаров он назвал в числе основных эффектов внедрения маркировки. Так, по словам министра, число продаж просроченных лекарственных средств с момента запуска маркировки в 2019 году сократилось в три раза.

Он подчеркнул, что отчеты ЦРПТ также помогают отслеживать исполнение госконтрактов, оценивать риски дефицита и мониторить цены. Кроме того, добавил Антон Алиханов, система маркировки принесла в бюджет РФ порядка 800 млрд рублей дополнительных доходов.

Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин напомнил, что с апреля 2024 года в России кассовые аппараты работают в разрешительном режиме. Это позволяет блокировать продажу товаров, у которых есть проблемы с кодами Data Matrix. Например, истек срок годности или цена не соответствует установленному государством порогу.

По словам Михаила Дубина, за счет этого удалось на 67% снизить количество случаев реализации просроченной молочной продукции и на 34% – бутилированной воды с признаками контрафакта.

Тот факт, что случаи реализации товаров с истекшим сроком сегодня скорее исключение из правил, отметил и статс-секретарь – заместитель руководителя Роспотребнадзора Михаил Орлов.

«С мая эффективность увеличилась кратно. Историй продажи просроченной продукции практически нет», – сказал  Михаил Орлов.

Он подчеркнул, что также благодаря системе маркировки фиксируют рекордные темпы «обеления» рынков бутилированной воды, шин, а также товаров  легпрома.

Как подчеркнул министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, сокращение объемов реализации контрафакта способствует росту продаж товаров добросовестных производителей. По его словам, дополнительные доходы, которые получает бизнес в результате «обеления» рынка, перекрывают расходы на внедрение системы маркировки.

В помощь бизнесу

freepik.com

Помимо защиты потребителей, система маркировки работает и на развитие самих производителей. Как отмечают представители бизнеса, данные о продажах собственных товаров, которые они получают в режиме реального времени, помогают оптимизировать процессы.

«Как производитель я вижу весь маршрут своей продукцию, в каких регионах продается, скорость продаж», – сказал вице-президент компании «Чистая линия», занимающейся производством мороженого, Армен Бениаминов.

Он подчеркнул, что анализ данных системы «Честный знак» позволяет, в том числе, перераспределять товарные потоки.

По мнению генерального директора ГК «Холдинг Аква» Святослава Вилька, компании, анализирующие данные системы маркировки, сегодня получают конкурентное преимущество.

«Потенциал в том, как работать с данными. Те, кто научится прогнозировать и планировать на основе полученных данных, будут иметь конкурентное преимущество», – сказал Святослав Вильк.

Генеральный директор АО «Кордиант» (производство шин) Вадим Володин также видит пользу в введении маркировки товаров.

«Это маркетинговый инструмент. Мы видим продажи, видим остатки, можем влиять, понимания, какие шины были востребованы», – отметил Вадим Володин.

Президент АО «АКРИХИН» Денис Четвериков подчеркнул, что качество получаемых данных дает уникальные возможности для анализа. По его словам, компания использует данные «Честного знака», чтобы прогнозировать производственные процессы, формировать товарные запасы сырья.

Инструмент для надзорных органов

По словам председателя совета директоров ЦРПТ Михаила Дубина, система «Честный знак» накопила значительный массив данных, которые могут использовать не только компании. Анализ собираемой информации может быть полезен и для госструктур, поскольку показывает, насколько добросовестно работают компании.

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко отметил, что благодаря маркировке проблемные ситуации, возникающие в процессе обращения лекарственных препаратов, решают оперативно. Сообщить о проблемах, например, претензии к качеству, потребитель может в один клик. «Претензии по препарату решаются мгновенно», – сказал Михаил Мурашко.

Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт считает, что следующим шагом может стать использование данных системы надзорными органами. В том числе, для усиления контроля в отношении недобросовестных производителей и минимизации проверок тех, кто работает без нарушений.

С ним согласились и другие участники мероприятия. Планируется, что в будущем интеграции системы маркировки с информационными системами органов власти уделят особое внимание.

Читайте нас в социальных сетях