фото: Дарья Дикалова

Зоя Новикова, VK Fest: «Невозможно полностью заменить живые эмоции диджитальными»

Выступления звезд в офлайн-формате с каждым годом привлекают все больше посетителей, интерактивные площадки на фестивалях мотивируют людей приезжать из других городов, подогревая интерес к креативным индустриям. Руководитель VK Fest Зоя Новикова рассказала «Деловой газете. Юг» о том, насколько фестивали помогают в популяризации артистов и какой финансовый эффект такие мероприятия дают регионам.

фото: VK Fest


— Как вы оцениваете развитие креативных индустрий в России? Растет ли рынок? Получается ли отечественным артистам завоевать сердца слушателей и готовы ли у нас платить за творческий продукт?

— Рынок растет и развивается, локальные бренды и артисты активно растут в своей нише. Люди начали смотреть российское кино, больше слушать российских артистов. Если есть спрос, всегда растет и предложение. Сильно изменилось качество продукта в лучшую сторону.

Развитию креативных индустрий в России способствует ряд факторов: например, наличие локальных социальных платформ в стране и их использование молодой аудиторией, которая драйвит рост UGC и PUGC контента. Кроме того, растет спрос рекламодателей на контент, что формирует запрос к развитию рынка креативных индустрий. Это все влечет к изменению качества продукта в лучшую сторону.

— Насколько помогают фестивали в раскрутке артистов?

— Не могу сказать про все фестивали, но на VK Fest есть наглядный пример, как артист с Фиолетовой сцены фрешменов дорос до самой большой Синей сцены с самыми популярными исполнителями.

Артисты Фиолетовой сцены выбираются по принципу перспективы. Это начинающие, но, на наш взгляд, очень талантливые артисты, которых мы хотим показывать аудитории самого большого фестиваля страны.

Исполнители Синей сцены традиционно занимают первые строчки VK Музыки и других стриминговых площадок. Таким примером роста артиста буквально на наших глазах стали Эльдар Джарахов и Клава Кока. Когда-то они были фрешменами, а теперь в числе самых популярных звезд. Не могу сказать, что это только наша заслуга, над продвижением артиста работает целая команда, но если мы видим талант, мы показываем его своей аудитории.

фото: VK Fest

— Говорили, что после ковида все уйдет в онлайн, а «живые» фестивали по-прежнему популярны. Как вы считаете, почему? Почему люди готовы платить за живую музыку?

— Мнение, что после ковида все уйдет в онлайн, было ошибочным. Невозможно полностью заменить живые эмоции диджитальными. Артисты по-прежнему выпускают клипы, мы смотрим интервью с ними онлайн, но живые эмоции от концерта — это совсем другое. Часто бывает, что артист находит свою новую аудиторию именно на концерте или на фестивале, потому что там энергетика бешеная. И песни, прослушанные онлайн, в реальности ощущаются совсем иначе. Гораздо сильнее, эмоциональней.

— Расскажите о VK Fest в цифрах. Сколько гостей принимает фестиваль? Растет ли их число? Растет ли число площадок и активностей? Как отражается на фестивале в Сириусе логистические проблемы юга?

— Фестиваль растет по посещаемости каждый год и знание о нем среди аудитории тоже. Например, согласно независимому исследованию за прошлый год, знание о VK Fest среди аудитории выросло на 70%. Одна из важнейших предпосылок к этому — наше решение проводить фестиваль по всей стране.

В 2022 году, как раз после пандемии, мы впервые провели фестиваль в трех городах. Причем одновременно. Кроме Петербурга мы поехали в Сириус и в Москву. С тех пор мы решили показывать фестиваль новым городам. Люди ждут нас по всей стране, мы провели VK Fest уже в 7 разных городах.

В каждом регионе свои особенности, и каждый раз мы с интересом принимаем этот вызов. Нам важно, чтобы на выходе все получилось идеально, поэтому делаем для этого все, что в наших силах.

— Как фестивали помогают туризму, приносят деньги регионам? Много ли на VK Fest гостей, которые специально приехали на событие?

— У нас есть целое исследование на эту тему. В среднем в каждом городе проведения фестиваля его аудитория на 50% состоит из людей, которые специально приехали из другого города к нам. В Сириусе 70% аудитории фестиваля — туристы.

фото: VK Fest

— Зачем VK организовывает фестивали? Как живое мероприятие помогает диджитал-площадке?

— Это отличная возможность максимально вовлеченного контакта с нашей аудиторией. Мы видим этих людей, они видят наши продукты вживую. Их буквально можно потрогать, встретить блогера и сфотографироваться с ним, пропеть песню любимого артиста из трек-листа в VK Музыке вместе с ним, смотря на него. Десять лет назад мы решили показать все самое лучшее из соцсети ВКонтакте офлайн — сообщества, блогеров, музыку, игры, наших любимых маскотов. Была даже идея на этот день отключить социальную сеть, но мы этого, конечно, не сделали, иначе всей стране пришлось бы срочно ехать в Петербург. Но уже с первого года проведения фестиваль оказался очень востребован. Наша главная фишка — в разнообразии форматов. Здесь каждый найдет для себя много всего интересного. Прямо как в социальной сети.

— Привлекаете ли локальных артистов для своих фестивалей? Стараетесь ли открывать новые имена? Именно местные.

— Наш главный ориентир при подборе артистов — чарты VK Музыки. В Сириусе выступила Юля Паршута, Сочи — ее родной город.

Мы всегда привлекаем локальных спикеров в наш лекторий. В этом году в Сириусе у нас была панель от архитекторов об урбанизации южных городов и влиянии Олимпиады на них. В Красноярске мы представили локальных рестораторов, потому что Красноярск считается столицей гастроиндустрии. Мы считаем, людям важно видеть тех, кто создает индустрию в городе, строит город и способствует его развитию своими силами.

Информационный обзор редакции