Проведение фестивалей физической активности вовлекает все больше людей в индустрию спорта, а тренд на здоровый образ жизни только начинает набирать обороты. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева рассказала «Деловой газете. Юг», почему малый и средний бизнес активно развивается в сфере фитнеса, какие тренды существуют в бизнесе, связанном со здоровым образом жизни, и чем обусловлен спрос на физическое и ментальное благополучие.
— Как, на ваш взгляд, сейчас развиваются направления, связанные с трендами на здоровый образ жизни?
— Начиная с 2020 года тренд на ЗОЖ очень активный. Хочу сказать, что это не только в России, но и во всем мире. Все понимают, что физическая активность связана и с ментальным здоровьем, неважно, фитнес ли это, или пищевые добавки, ходьба, бег, любая физическая активность, здоровое питание и так далее. Всему этому дал серьезный толчок 2020 год. Когда были локдауны, люди гораздо меньше двигались, и все это влекло за собой нестабильность, более низкую сопротивляемость организма к заболеваниям. Поэтому в России эта история совершенно точно стала переломным моментом.
Также нужно понимать, что сейчас в активную экономическую жизнь вступают поколение миллениалов и поколение зумеров, поколение 2000-х. Они очень осознанно относятся к собственному здоровью — ментальному и физическому, поэтому это тоже один из трендов, которые повлияли на то, что ЗОЖ становится активным.
— По вашим оценкам, насколько в России развита фитнес-индустрия? И как на этом фоне выглядят южные регионы?
— Фитнес-индустрия в России сейчас находится на этапе максимального роста, даже некоего старта. Но у любой организации, у любой отрасли всегда есть старт, когда идет максимально интенсивное развитие, а потом достигается некоторое плато, возникает стагнация. Повторюсь, сейчас — активный рост.
Индустрии меньше 30 лет, она зародилась в больших городах, в первую очередь в Москве. И сейчас еще не до всех маленьких региональных городов фитнес дошел в цивилизованном формате. Но индустрия развивается. Потенциал роста у этой индустрии до 15–20% в среднем по стране означает, что любые деньги, любые инвестиции, которые будут в это вложены, при эффективном управлении будут стабильны и хорошо окупаемы. Поэтому индустрии в России расти и расти.
Соответственно, это очень потенциально. С одной стороны, это социально ответственный, здоровый бизнес, а с другой стороны, высокоэффективный с точки зрения стабильности и маржинальности.
Относительно юга, согласно данным FitnessData, оборот фитнес-предприятий в январе — мае 2024 года превысил 6 млрд рублей, рост — выше 20%. Лидер по темпам развития — Ростовская область, там прирост составил порядка 30%. В Краснодарском крае же около 15%.
— Появляется ли больше малого и среднего бизнеса в сфере фитнес-услуг?
— Из вновь открывающихся проектов фитнес-индустрии (под проектами я понимаю любые локации, в которых оказываются коммерческие физкультурно-оздоровительные услуги) 80% — это микробизнес.
Бум микробизнеса в сфере ЗОЖ как раз связан с тем, что потребитель становится все более требовательным с точки зрения трат собственного времени. Маленькие студии очень часто занимают нежилые помещения многоквартирных домов. И иногда вместо того, чтобы ехать в большой фитнес-клуб, гораздо удобнее спуститься, что называется, в тапочках на первый этаж дома.
Направлений в студиях очень много, и человеку, который живет в этой локации, в этом жилом комплексе, очень легко выбирать. Это одна причина, почему этот бизнес сейчас так развивается.
Также мы можем вспомнить о зумерах и миллениалах, которые очень часто готовы платить только за то, что потребляют. Поэтому мультифункциональный фитнес-клуб для них кажется неэффективным. То есть я хожу только на йогу или только на сайкл, зачем платить за тренажерный зал и бассейн? С одной стороны, у зумеров такой подход, а с другой стороны, у миллениалов это решение для своей тусовки в сообществе. Это тоже дает возможность студийному бизнесу хорошо и быстро развиваться.
Еще одна причина, почему студии получили такое развитие, в том, что многие тренеры, которые работали или продолжают работать в фитнес-индустрии, создают собственные бизнесы. У этой тенденции есть противоположная сторона. Она связана с тем, что чаще всего тренер не является бизнесменом. То есть у него нет предпринимательского опыта. И поэтому, конечно, 2022 и 2023 годы показал, что из 100% вновь открывающихся в этих годах студий выживали 70–80%.
— В каких направлениях обычно развиваются такие МСП?
— Такие студийные бизнесы обычно предлагают одну-три услуги, например пилатес и растяжку, аэройогу и растяжку. То есть это те направления, которые между собой пересекаются, потому что аудитория, которая будет приходить на одну из услуг, точно будет потреблять другую.
Предприниматели, которые обычно являются тренерами, понимают это, поскольку раньше были погружены в данную индустрию. Они понимают, какая аудитория какие услуги потребляет.
С точки зрения конкретных направлений — йога, пилатес, растяжка, HIIT — это высокоинтенсивные нагрузки, танцы любого направления, любого сегмента, любой ниши. Есть еще джампинг — это тренировки на батутах. Есть такие маленькие батуты, на которых люди делают специальные упражнения, проводят групповые занятия. Последние четыре-пять лет очень активно развивается.
— В 2022 году многие спортивные бренды ушли из России, в связи с этим рынок повернулся лицом к отечественным дизайнерам. Удалось ли нашим швейным и обувным предприятиям разработать комфортную одежду для занятий спортом?
— Вижу большое количество новых марок, которые стараются сделать комфортную интересную одежду. Насколько они массовые, насколько они могут закрыть потребности аудитории, занимающейся спортом, в том объеме, в котором закрывали крупные бренды, — пока не очень понятно. Я вижу пока только нишевость этой истории.
Я знаю, что у ребят из триатлона большие проблемы с компрессионной одеждой в тренировочных процессах. Для фитнеса это чуть проще, потому что одежда для потребителей в фитнесе более простая с точки зрения технологий производства. Но тем не менее дышащие, хорошо впитывающие влагу материалы — с этим пока также есть определенная проблема. Мой вывод: пока никто эту нишу не занял так же, как крупные производители одежды, которые были там до 2022 года.
— В России ежегодно проходят фестивали, связанные со спортом: забеги, велозаезды и другие. Помогают ли они популяризации ЗОЖ? Наблюдаете ли вы рост посещаемости таких мероприятий?
— Мы понимаем, что такого рода фестивали — возможность попробовать разные виды спорта, потренироваться. Это все подогревает интерес к сфере со стороны людей, которые никогда не занимались физической активностью.
Участие в подобных мероприятиях увлекает людей сильнее, чем просто анонсы, помогает преодолеть стереотипы о фитнесе.
Сейчас же в России 4,5% жителей занимаются фитнесом. В развитых отраслях других стран — до 20%, а иногда и больше. И это важно, потому что такого рода фестивали дадут определенный вес при принятии решения о том, куда он потратит свой бюджет. Например, на алкоголь — или все-таки на физическую активность.
Это в целом очень важно для развития индустрии с одной стороны, с другой стороны — для здоровья нации. Потому что люди, которые когда-то получили адреналин от физической активности, не бросают этот процесс.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться индустрия?
— У нас около 4,5% людей занимается фитнесом. В европейских же странах, которые раньше начали развивать эту отрасль, — от 15 до 20% населения. В США такой бизнес появился в середине 1960–1970 годов, там и вовсе в некоторых городах 30–37% населения занимается фитнесом. Поэтому у России с точки зрения развития бизнеса в этой сфере есть очень хорошие перспективы.
Я вижу огромные перспективы для инвестиций в фитнес в частности и в бизнес в сфере ЗОЖ в целом. Мне кажется, что это очень правильные вложения, с одной стороны, а с другой стороны — очень «здоровые» деньги. «Здоровые» в плане того, что они помогают развиваться людям, помогают сохранять и укреплять их здоровье.