Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

Ключ к продажам: почему в девелопменте растет важность цифровых сервисов

Усиливающаяся конкуренция между застройщиками юга России делает технологии «умного дома» важным фактором стимулирования спроса

Одним из главных трендов в строительной сфере сегодня можно считать цифровизацию. И речь уже не о точечном внедрении различных диджитал-продуктов, повышающих качество и удобство проживания в новых домах, а о комплексном внедрении IT-решений.

В частности, в 2024 году обязательным для всех строителей жилья в России становится использование BIM-проектирования, позволяющего сделать процесс возведения домов максимально прозрачным и прогнозируемым. А следующим шагом может стать внедрение правил, касающихся цифровизации самих жилых комплексов. Ведь, каким бы передовым ни был ЖК на момент его сдачи в эксплуатацию, важно, чтобы жильцы могли пользоваться сервисами не только первое время, а на протяжении многих лет.

Как отмечают эксперты, в особенной степени это актуально для юга России, где качество девелоперского продукта и требования покупателей жилья за последние годы очень сильно выросли.

От безопасности к комфорту

Основной причиной роста запроса на цифровизацию жилья является изменение самого этого понятия, считает директор направления «Умный дом» компании «Ростелеком» Дмитрий Андреев. Если раньше оно носило больше маркетинговый характер, то современные IT-решения действительно сильно влияют на сценарии жизни людей. В частности, увеличивается спрос на комплексные продукты, такие как цифровая система «Ключ», которую «Ростелеком» активно внедряет в новых жилых комплексах, в том числе на юге России.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

По словам Дмитрия Андреева, понятие «умного дома» можно разделить на две составляющие: комфорт и безопасность. Раньше застройщики делали акцент именно на втором компоненте. В частности, покупателей квартир привлекало наличие систем видеонаблюдения, поскольку оно значительно снижает вероятность совершения правонарушений на территории жилого комплекса: во дворе, на детской игровой площадке, на парковке и так далее.

Однако сегодня «умный дом» развивается в сторону повышения комфорта проживания, отмечает эксперт.

«Одна из составляющих безопасности проживания в жилом комплексе — это шлагбаум, который открывается с пульта или посредством мобильного приложения. Но мы пошли дальше и интегрировали в приложение возможность открывать его голосовым управлением, через помощника Siri. То есть можно дать команду на поднятие шлагбаума голосом — на телефоне или смарт-часах — до того, как вы подъедете к воротам, в область действия радиосигнала с брелока. И когда ваш автомобиль подъедет, нужные ворота или шлагбаум будут уже открыты, вам не придется ждать поднятия ворот. И это один из инструментов повышения комфорта жителей», — объяснил Дмитрий Андреев.

В этом контексте большим спросом пользуются технологии телеметрии, благодаря которым жителям не нужно самостоятельно передавать показания счетчиков коммунальных ресурсов и это делается полностью автоматически.

Также востребованным IT-решением является распознавание лиц в домофонах.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

Программное улучшение диджитал-решений, по словам Дмитрия Андреева, сегодня является важным элементом, поскольку позволяет оперативно вносить нужные изменения в программный продукт. Например, в уже реализованные проекты добавляются новые продукты и сервисы, одним из которых стали «Парковки», интегрированные в «Ростелеком Ключ». Это решение подразумевает, что пользователь непосредственно в мобильном приложении может увидеть свободные и занятые машино-места на схеме парковочных мест жилого комплекса. Кроме того, при желании можно переключиться на камеру и получить обзор интересующего участка двора. Кстати, первый, пилотный запуск продукта «Парковки» проводился в Ростове-на-Дону, и в результате 50% пользователей мобильного приложения пользуются сервисом.

Запрос на долгосрочное обслуживание

Как отметил эксперт «Ростелекома», сегодня следует разделять понятия «умный дом» и «умная квартира». Поскольку второе создается под потребности конкретного жителя и пользоваться такими решениями может только он. Чаще всего, если застройщик заинтересован в цифровизации своего ЖК, он предлагает оба этих варианта.

«Но о каком продукте мы бы ни говорили, существует правило: жители не хотят пользоваться двумя или тремя мобильными приложениями. Они хотят пользоваться одним. И именно поэтому мы видим запрос на такие экосистемы, как «Ростелеком Ключ», объединяющие полный набор услуг на одной площадке и обеспечивающие поддержку сервисов на долгосрочной основе», — прокомментировал Дмитрий Андреев.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

В то же время важным является вопрос содержания цифровой инфраструктуры после ввода жилых комплексов в эксплуатацию.

«Иногда мы видим ситуацию, когда построен действительно хороший объект, обеспеченный всеми необходимыми для жизни сервисами, но обслуживать его приходят неспециалисты, которые не могут качественно эксплуатировать оборудование. Разумеется, такой проблемы не возникает, если застройщик заключает сервисный договор и интегратор продолжает следить за исправной работой всех систем», — рассказал Дмитрий Андреев.

По его мнению, в России назрела необходимость создания единых правил, касающихся цифровизации объектов жилого строительства. И не только новостроек, но и вторичного рынка.

«Сформировался огромный массив уже построенного жилья, которое нуждается в качественном обслуживании существующих там IT-сервисов. В данный момент решение этой проблемы осложняет действующее законодательство, регулирующее порядок голосования собственников жилья. Но очевидно, что государство будет прорабатывать этот вопрос. Ведь сегодня, по сути, уже нельзя сдать дом без домофона, проводного интернета и многих других компонентов», — отметил эксперт.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

Больше сервисов выше спрос

В целом, по словам эксперта, востребованность цифровых экосистем в девелопменте юга России растет. При этом отчетливо виден тренд на увеличение количества одновременно используемых сервисов.

«Если раньше застройщики ограничивались двумя или тремя IT-решениями, то сегодня предпочитают интегрировать весь или почти весь существующий набор продуктов. Поскольку понимают, что это является действенным инструментом привлечения покупателей жилья и другие застройщики также будут это внедрять», — пояснил Дмитрий Андреев.

По данным «Ростелекома», за последние пару лет пользователи стали чаще пользоваться разными сервисами мобильного приложения «Ключ». Так, например, в 2,5 раза — с 20 до 48% — выросло использование функции открытия домофонов, ворот и просмотра дворового и лифтового видеонаблюдения, но главное — жители используют приложение ежедневно: средний пользователь открывает приложение 31 раз в месяц! Это также свидетельствует о росте популярности экосистемы.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

При этом конкуренция между девелоперами будет возрастать на фоне увеличения объемов ввода жилья, которое является одной из задач, поставленных президентом РФ. И спросом будут пользоваться жилые комплексы, которые могут предложить покупателям недвижимости широкий перечень цифровых сервисов.

«Краснодарский край, например, является одним из лидеров по объемам строительства в стране. И с учетом больших объемов предложения наличие современных цифровых сервисов будет становиться для застройщиков важным преимуществом и значимым фактором стимулирования спроса», — резюмировал эксперт.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Ростелеком»

https://krasnodar.rt.ru/