При ведении бизнеса у многих предпринимателей возникает идея о масштабировании, однако для больших целей требуется соответствующий бюджет. О том, как предпринимателю получить дополнительные доход для развития бизнеса, какие риски и незапланированные расходы при этом возможны и откуда получить финансирование, «Деловой газете. Юг» рассказала доктор экономических наук и руководитель онлайн-школы финансов Наталья Климова.
Эксперт выделила 5 основных способов, которые помогут предпринимателю сформировать доход для масштабирования:
Увеличение продаж — первый способ, позволяющий получить дополнительный доход, средства из которого можно отложить на масштабирование. В этом ключе Наталья Климова выделила несколько способов увеличения продаж.
— Расширение клиентской базы: поиск новых клиентов через маркетинг, рекламу, участие в отраслевых мероприятиях.
— Повышение среднего чека: увеличение объема продаж существующим клиентам за счет дополнительных услуг, комплексных предложений, премиум-версий продуктов.
— Увеличение частоты покупок: стимулирование повторных заказов с помощью программ лояльности, скидок, акций, персонализированных предложений.
Оптимизация бизнес-процессов также поможет получить дополнительные средства для развития бизнеса, считает доктор экономических наук. Сделать это можно следующими способами:
— Снижение издержек: автоматизация рутинных задач, оптимизация логистики, сокращение нецелевых расходов.
— Повышение производительности: внедрение новых технологий, обучение сотрудников, оптимизация рабочих процессов.
— Улучшение качества продукции/услуг: повышение удовлетворенности клиентов, снижение затрат на исправление ошибок и возврат товаров.
Монетизация существующих активов это третий путь к увеличению бюджета компании, для того, чтобы получать наибольшую прибыль, считает Наталья Климова, действенными будут:
— Продажа непрофильных активов: высвобождение ресурсов для развития бизнеса.
— Аренда помещений/оборудования: получение дополнительного дохода от использования неиспользуемых активов.
— Лицензирование технологий: предоставление другим компаниям права на использование разработок.
Диверсификация бизнеса помимо того, что и так направлена на развитие, помогает выручить дополнительные средства для масштабирования. Этот способ, как отметила доктор экономических наук, включает в себя:
— Выход на новые рынки: расширение географии продаж, выход на новые целевые аудитории.
— Разработка новых продуктов/услуг: предложение новых решений, отвечающих потребностям рынка.
— Создание новых бизнес-моделей: использование франчайзинга, партнерских программ, подписки.
Привлечение инвестиций — заключительный способ, с помощью которого можно сформировать бюджет для дальнейшего расширения. Он предусматривает:
— Венчурные инвестиции: получение средств от венчурных фондов для реализации перспективных проектов.
— Краудфандинг: сбор средств через онлайн-платформы от широкого круга людей.
— Бизнес-ангелы: привлечение частных инвесторов, обладающих опытом и связями в сфере масштабируемого бизнеса.
Как объяснила эксперт, выбор метода зависит от специфики бизнеса, его целей и ресурсов. Необходимо тщательно проанализировать все варианты и выбрать наиболее эффективный, рекомендует Наталья Климова.
«Масштабирование бизнеса — это не просто увеличение выручки. Это создание устойчивой и прибыльной компании, способной к долгосрочному развитию», — объяснила эксперт.
Какие расходы важно заложить в бюджет на масштабирование
Разрабатывая план по формирования бюджета на дальнейшее масштабирование, в расчеты эксперт советует также включать дополнительные расходы.
Расходы на персонал:
— Зарплата: увеличение штата сотрудников, повышение оплаты труда для привлечения квалифицированных специалистов.
— Обучение: тренинги, семинары, курсы повышения квалификации для сотрудников.
Маркетинговые расходы:
— Реклама: расширение рекламных кампаний для охвата новых клиентов.
— PR: работа с общественностью, участие в отраслевых мероприятиях.
Расходы на инфраструктуру:
— Аренда: расширение офиса, склада, производственных помещений.
— Оборудование: покупка нового оборудования, программного обеспечения.
Технологические расходы:
— Внедрение новых технологий: автоматизация бизнес-процессов, разработка новых продуктов/услуг.
— Защита информации: обеспечение кибербезопасности.
Прочие расходы:
— Юридические услуги: сопровождение сделок, оформление документов.
— Консалтинг: помощь специалистов в разработке стратегии развития.
Как уточнила эксперт, точный список дополнительных расходов зависит от специфики бизнеса. В этом вопросе, сказала Наталья Климова, важно тщательно просчитать все расходы, чтобы избежать кассовых разрывов. Необходимо закладывать в бюджет резервный фонд для покрытия непредвиденных расходов.
«При грамотном подходе к планированию можно минимизировать дополнительные расходы и сделать масштабирование бизнеса максимально эффективным», — добавила доктор экономических наук.
Еще один важный аспект в подготовке к масштабированию — определение размера резервных средств, который стоит предусмотреть на непредвиденные ситуации.
Как считает Наталья Климова, размер резервного фонда для предпринимателя — индивидуальный вопрос. При этом эксперт рекомендует определять бюджет так:
— 3-6 месяцев текущих расходов — для стабильных бизнесов.
— 6-9 месяцев — для компаний в сферах с высокой волатильностью.
— 9-12 месяцев и более — для стартапов и бизнесов, выходящих на новые рынки.
Эксперт также объяснила, что при определении объема резервного фонда следует учесть историю расходов, возможные риски (сезонность, поломки, рост цен), и поставить реалистичные цели.
«Резервный фонд — это финансовая страховка, которая поможет пережить трудные времена и сохранить бизнес, — сказала Наталья Климова. — Необходимо регулярно пополнять резервный фонд, использовать его только в крайних случаях, анализировать расходы и корректировать размер фонда по мере развития бизнеса. Надежная «подушка безопасности» поможет пережить кризисные моменты и сохранить свой бизнес».
Даже понимая способы формирования бюджета, бизнесу необходимо знать источники финансирования. Так, чтобы бизнесу получить средства на реализацию амбициозных планов, эксперт советует обратить внимание на:
Внутренние источники:
— Прибыль: используйте чистую прибыль для финансирования роста.
— Резервные фонды: задействуйте ранее отложенные средства.
— Продажа активов: расстаньтесь с неиспользуемыми активами.
Внешние источники:
— Кредиты: займы в банках под проценты.
— Венчурные инвестиции: привлечение средств от инвесторов в обмен на долю в компании.
— Гранты: государственная поддержка инновационных проектов.
— Краудфандинг: сбор средств через онлайн-платформы.
Доктор экономических наук объяснила, что выбор источника зависит от стадии развития, специфики бизнеса и дальнейших целей.
Для того чтобы выбрать правильный вид финансирования, эксперт советует тщательно анализировать все предложения, сравнивать условия и выбирать наиболее выгодный вариант, учитывая риски и ответственность.
Зная способы формирования бюджета, определив подходящий источник финансирования, важно правильно распределить средства по этапам и срокам. В этом, по мнению Натальи Климовой, поможет:
Планирование:
Определите цели: чего хотите достичь на каждом этапе.
— Составьте план: пропишите задачи, сроки, необходимые ресурсы.
— Распределите бюджет: определите, сколько средств потребуется на каждый этап.
Приоритеты:
— Начните с ключевых задач: те, без которых масштабирование невозможно.
— Заложите резервный фонд: на непредвиденные расходы.
— Будьте гибкими: корректируйте план по мере необходимости.
Контроль:
— Отслеживайте расходы: ведите финансовую отчетность.
— Анализируйте результаты: корректируйте стратегию при необходимости.
— Используйте инструменты: программы для управления проектами, CRM-системы.
Важно запомнить, отметила Наталья Климова, что грамотное распределение бюджета — это залог успешного масштабирования бизнеса.
Анастасия Матевосова