Гламурный кемпинг
Глэпминг — разновидность кемпинга, сочетающая комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Сам термин образован в результате слияния слов «гламурный» и «кемпинг».
По сути их можно рассматривать как усовершенствованную версию кемпинга, его разновидность, рассказала гендиректор ООО «СЗ «ГОА», специализированный застройщик АО «Турбаза «Волна» Александра Ной.
Она отметила, что глэмпинг-парки имеют высокий уровень обслуживания и дополнительные услуги: спа, бани, ресторан. В кемпинге сервис более простой: душ, место для приготовления пищи, электроточки для зарядки оборудования.
«Глэмпинг — это более комфортабельные средства размещения, которые могут иметь в модуле несколько зон, санузел, удобную мебель. Тогда как кемпинг — это чаще всего просто расчищенный и выровненный участок земли, где можно поставить свою палатку», — пояснила Александра Ной.
Сравнение кемпингов и глэмпингов
Если рассматривать с позиции потребителя, то эксперт выделила следующие преимущества кемпингов и глэмпингов:
— и глэпминг, и кемпинг позволяют посмотреть труднодоступные локации, где построить обычную гостиницу слишком сложно и затратно: в горах, на участках без дорог;
— и глэмпинг, и кемпинг подходят для людей, которые любят экстремальный, походный, спортивный отдых;
— позволяют максимально слиться с природой;
— при этом в глэмпингах условия проживания не уступают гостиничным и удовлетворяют высокие требования к комфорту у современного туриста;
— если в глэмпингах проживание стоит примерно так же, как и в обычных гостиницах, то кемпинг;
— кемпинги — намного экономичнее, стоимость аренды места под палатку в среднем составляет 500 рублей, а иногда и дешевле.
Если рассматривать данные средства размещения как бизнес-проект, то Александра Ной выделила следующие моменты:
— география возведения ограничена только тем, смогут ли до вас добраться гости — поставить модули можно практически в любом месте, даже там, где строительство капитальных объектов запрещено;
— глэмпинги строятся быстро — от идеи до первых гостей может пройти несколько месяцев;
— глэмпинги могут быть очень разными, срок окупаемости может варьироваться, но в целом он все равно короче, чем у гостиницы. По оптимистичным прогнозам, для комплекса в 10-15 юнитов на окупаемость можно выйти уже через 1,5-2 года, при загрузке более 50%. Средний срок окупаемости 4-5 лет, тогда как капитальных гостиниц 8-10-12 лет;
— порог входа в бизнесе вариативный, но может стартовать с 3-5 млн рублей, что не идет ни в какое сравнение со строительством капитальных гостиниц;
— серьезную поддержку глэмпеньерам оказывает государство;
— возводить кемпинги еще проще и дешевле.
Глэмпинги и кемпинги могут быть сезонными, функционировать только в теплое время года, а могут быть и круглогодичными — отапливаемые, где можно отдыхать круглый год. При этом, по данным эксперта, 90% кемпингов работает только летом.
Концептуально кемпинги и глэмпинги могут быть:
— тематическими: объединять людей с общим хобби — например, рыбалка, йога и др.;
— событийными: приуроченные к какому-то фестивалю или культурной программе;
— частью природно-экологического туризма;
— частью агротуристического объекта: это можно назвать тематическим глэмпингом, а можно выделить в отдельную категорию, так как тренд на агротуризм стремительно набирает обороты.
«Глэмпинг помогает максимально прочувствовать сельскую романтику, поэтому число подобных объектов будет расти», — сказала Александра Ной.
Она добавила, что росту числа глэмпингов и кемпингов способствует развитие автотуризма.
«Популярность автотуризма увеличивается, возможно, из-за роста цен на другой транспорт: авиаперевозки подорожали за последнее время на 30%, а ж/д на 35%. Автокемпинги становятся особенно интересным направлением в свете того, что недавно правительство утвердило правила развития автотуризма до 2035 года», — отметила Александра Ной.
По типу модулей глэмпинги бывают:
— каркасно-тентовая конструкции: сафари-тент, бел-тент, лотос-тент, тент на простом каркасе, бабл-тент, типи, юрта, купольная каркасно-тентовая конструкция;
— кабины: мобильные модели, а-фреймы;
— модули на основе средств передвижения: домик пастуха, автофургон, цыганская повозка;
— модули, созданные на основе природных ресурсов и ландшафтов: домик на дереве, иглу.
«Отдельно стоит поговорить про караванинг, как самостоятельную концепцию автокемпинга и даже как отдельный вид туризма. Он представляет из себя путешествия в оборудованном для жизни автофургоне. Автомобили для караванинга бывает двух типов — полноценные автодома или прицепы (караваны)», — отметила эксперт.
Туристический набор
В глэмпинге питание и место для сна уже заведомо готово, поэтому из личных вещей понадобится привычный минимум.
«В кемпинге базово потребуется то, что необходимо в любом самостоятельном походе. Для сна: палатка, спальный мешок, пенка. Также инструменты, приспособления, посуда, чтобы готовить еду. Лучший вариант — газовая горелка. Также может пригодиться складная мебель, топорик или пила, изотермический контейнер, фонарики», — обратила внимание Александра Ной.
Современные кэмпинги оборудованы электрическими приборами, здесь также можно взять все необходимо в аренду, однако это стоит уточнить перед поездкой.
«Глэмпинг подойдет для всех категорий туристов. Здесь могут остановиться гости любого возраста, компанией или соло, семьи с детьми, однако важно учесть концепцию глэмпинга. Кемпинг — скорее история для подготовленных к походной жизни людей, которые имеют представление, а лучше — опыт, подобных путешествий», — отметила Александра Ной.
Требования к организации глэмпинга
Александра Ной выделяет следующие критерии организации глэмпинга:
— красивая локация с водоемом рядом;
— аутентичный, уютный интерьер;
— комфортабельные домики с душем, туалетом внутри;
— гастрономическая составляющая — людям важно, чтобы их кормили и делали это действительно вкусно. Растет тренд на гастротуризм;
— концепция, культурная и событийная насыщенность.
«Профессионалы, занятые в отрасли, говорят о том, что плотность рынка растет, как и требования туристов — людям уже мало просто заехать в уютный домик. Им нужно чем-то себя занимать. Необходимо предусмотреть соответствующий позиционированию досуг. С другой стороны, есть запрос на полное отключение от социума, информационный детокс», — отметила эксперт.
Перед открытием бизнеса в этом направлении она советует обязательно изучать рынок.
«Необходимо провести PEST-анализ — выявление, группировка и ранжирование факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на деятельность объекта, необходимо учитывать политические, экономические, социальные, технологические. SWOT- анализ позволит увидеть главные преимущества, слабости, возможности и угрозы вашего проекта. Также необходимо провести анализ конкурентов, что поможет на берегу выявить и оценить основные проблемы в данной нише региона, конкурентность и свой потенциал в борьбе с ней, а также сформулировать свое УТП и прочее. Третий важный предмет исследования — потребители», — рассказала Александра Ной.
Какие ЧП могут произойти на площадке
Иногда на территории базы могут происходить непредвиденные ситуации, связанные с разными факторами. Александра Ной рассказала, что бываю возгорания, связанные с наличием открытого огня на территории: камины, мангалы.
Происшествия, связанные с погодой: сильный ветер может сорвать тент или палатку, возможно обрушение деревьев, а если, например, кемпинг находится на самом берегу моря или реки, есть вероятность подтопления или сильных волн.
Бывают нападении животных: диких или питомцев других гостей, несчастные случаи, травмы, кражи вещей у гостей, а также драки, дебоши, слишком шумные празднования в результате злоупотребления гостей алкоголем. Однако все подобные ситуации можно решить с помощью охраны и правил поведения.
Полезные советы туристам
Всю информацию об объекте размещения необходимо выяснять заранее и максимально подробно! Сюда же относится заблаговременное изучение отзывов. Многие кемп-стоянки устанавливают временные рамки, когда можно заселиться — опаздывать нельзя», — советует Александра Ной.
Также она рекомендует позаботиться о том, есть ли рядом нужная инфраструктура и возможность получить услуги. Например, если путешествуете с животными, стоит изначально уточнить, возможно ли заселение с ними, есть ли необходимый инвентарь для кормления, сна и ухода за питомцем.
«Особенно тщательно готовьтесь к кемп-путешествию — промониторьте возможность купить еду, воду. Научитесь пользоваться всем оборудованием, которое берете с собой», — заключила эксперт.
Алина Гафарова