freepik.com

«Главное препятствие для масштабирования»: как отпустить гиперконтроль в бизнесе

Традиционно причинами трудностей в масштабировании бизнеса называют минимальную финансовую грамотность, «узкие места» в производстве и неэффективных сотрудников. Однако порой препятствием в развитии дела может стать гиперконтроль со стороны собственника.

О том, почему возникает гиперконтроль, стоит ли нанимать дополнительного сотрудника для делегирования обязанностей и как избавиться от ощущения постоянного страха за бизнес, «Деловой газете. Юг» рассказала психолог для предпринимателей, основательница Центра бизнес-психологии «Полный контакт» Ирина Матухнова.

фото предоставлено Ириной Матухновой

От детства до сложностей в масштабировании

Гиперконтроль, как рассказала Ирина Матухнова, чаще всего возникает из-за детских травм. Как правило, пояснила эксперт, причина кроется в том, что в детстве человек не чувствовал себя в безопасности, и защитой был постоянный контроль своего поведения и отслеживание чужого эмоционального фона в попытках предугадать ситуацию.

Тогда и во взрослой жизни, пояснила эксперт, человек старается создать себе максимально безопасные условия. В первую очередь такие условия могут обеспечить деньги.

«Первое, что приходит в голову таким людям: если у меня есть деньги, то мне безопасно. Такие люди достигают больших успехов. Они талантливые, у них очень много идей, они классно работают в бизнесе. В этом плане у них все складывается хорошо. Но при этом для них тяжело вести свое дело, потому что нужно все контролировать, каждый шаг. Распределение всех денежных потоков, распределение работы с поставщиками, с клиентами, с сотрудниками. Все должно быть под контролем. И, с одной стороны, они очень быстро развивают бизнес, с другой — в один момент упираются в потолок», — сказала психолог.

Так, бизнес развивается ровно до того момента, пока у гиперконтролирующего собственника есть на это силы и время. Однако в один момент развитие приостанавливается, поскольку у человека физически не получается брать на себя больше задач.

«А передать кому-то управление человек не может. Ему кажется, что о деле никто не будет заботиться так же, как и он. Получается, что гиперконтроль в итоге становятся главным препятствием для масштабирования. Бизнес дальше не растет ровно потому, что человек не готов делегировать», — пояснила Ирина Матухнова.

Работа с гиперконтролем

freepik.com

Основным вопросом в работе с гиперконтролем, по словам психолога, является доверие. Собственникам с такой проблемой трудно передавать обязанности подчиненным, поскольку им кажется, что они сделают недостаточно, или воспользуются информацией в собственных целях.

«Нужно, чтобы люди научились доверять другим. Но им кажется, что это небезопасно, что если они расскажут, то человек уйдет и откроет собственный бизнес, или расскажет все конкурентам», — отметила она.

При этом у собственников с гиперконтролем, которые решили делегировать обязанности, может возникнуть чувство вины, отметила Ирина Матухнова.

«Бывает, собственник все же уходит в отпуск, отдыхает, все делегирует, но через месяц он видит, что показатели компании упали, а они зачастую падают. Почему? Потому что люди не знают, как управлять, им об этом не рассказывают. Потому что им не доверяют. Естественно, показатели падают, и собственники только больше убеждаются, что без них все рухнет. Также они испытывают вину, что все не проконтролировали, и опять начинают все усиленно контролировать до следующего выгорания», — пояснила эксперт.

Для того чтобы отпустить контроль, собственник может нанять директора и постараться доверять ему. При этом, как отметила психолог, человеку с гиперконтролем не следует отчитывать доверенное лицо при всех в случае, если что-то пойдет не так.

«Есть случаи, когда собственник просто начинает отчитывать руководителя при всех сотрудниках, потому что тот сделал что-то не так, как это привык делать собственник.  В результате подчиненные перестают уважать руководителя из-за таких ситуаций, и показатели опять падают. Соответственно, человеку вновь приходится возвращаться к контролю бизнеса», — рассказала Ирина Матухнова.

Однако если собственник ответственно решил подойти к делегированию, то делать это следует постепенно. Так, по словам психолога, можно начинать с мягкого делегирования маленьких задач, оставляя работу на сутки, а после разбирая ошибки с сотрудниками.

«Очень здорово, если человек готов уезжать хотя бы сначала на один день и не брать телефон. Желательно пробовать наблюдать, как все будет работать, разбирать, какие за день были допущены ошибки, и как в следующий раз их избежать. Но первый фокус внимания должен быть на отслеживание собственного состояния в моменты отсутствия контроля», — подчеркнула эксперт.

Так, Ирина Матухнова советует гиперконтролирующим собственникам задаваться вопросами о себе в моменты без контроля ситуации. Например, спросить себя: «Что я ощущаю? Что я чувствую? Что со мной происходит?».

«Следует сконцентрироваться на телесных ощущениях, на эмоциональном фоне. Хотя люди с гиперконтролем часто не могут отвечать на такие вопросы себе же, поскольку не могут выразить свою тревогу. Об этом тяжело говорить в силу детства и разочарования, но это может помочь отпустить ситуацию и сконцентрироваться на себе. Так, мягко делегируя, можно проработать эти места, чтобы потихонечку наращивать ответственность других. При этом в моменты отдыха фокус должен быть только на том, что ощущает сам человек, а не на работе и на том, что там происходит», — заключила психолог.

Дарья Коробская