фото из личного архива Юлии Горгоровой

Юлия Горгорова: «Южный город — это зелень и смешение стилей»

Профессор кафедры архитектурного и средового проектирования Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, член Союза архитекторов России Юлия Горгорова рассказала «Деловой газете. Юг», почему в южных городах надо делать ставку на открытые пространства и рекомендуется совмещать несочетаемые на первый взгляд элементы, а также как бизнесу выделяться в городской среде.

— Можно ли сказать, что предпринимательское сообщество сегодня полноценный участник формирования городской среды? Каково, по вашим оценкам, влияние малых и средних предприятий на облик южных городов?

— Роль бизнеса в формировании городской среды — это очень важный момент. С одной стороны, у каждого предприятия есть сложившийся бренд, визуальные и цветовые решения, которые каким-то образом должны быть интегрированы в архитектуру, в облик города. С другой стороны, есть сам город, который должен быть интересным, привлекать туристов. И не всегда, например, яркие цветовые решения, используемые бизнесом, могут быть уместны в исторической среде.
Когда разрабатываем регламенты для городов, мы понимаем, что у нас есть бизнес и у этого бизнеса тоже есть какие-то требования. Некоторые предприятия также понимают, что их объекты должны органично интегрироваться. Все должно быть уместно, какая-то общая культура должна быть.

— На центральных улицах южных городов можно встретить исторические здания. Как и бизнесу, и властям работать с архитектурным наследием?

— Здесь нужно действовать комплексно и поквартально, сразу привлекая инвесторов и потенциально заинтересованных лиц. И стоит не только думать, скажем, о цветовом оформлении или внешнем облике, но и считать экономику. Важно понимать, какие инвесторы могут сюда прийти, и конкретно под их задачи реконструировать кварталы. Тогда это будет рентабельно, и тогда исторические здания заживут другой жизнью.

Есть интересный опыт реконструкции различных заводов и в Москве, и в других городах. Например, иркутских кварталов. Он показывает, что в исторических зданиях можно создать необходимую инфраструктуру и при этом сохранить историческое наследие, туристическую привлекательность этой среды.

— Как брендинг коммерческих зданий может преобразить город?

— Я отвечу так, как вижу, как архитектор. У нас появились требования, которые связаны с архитектурно-градостроительным обликом городов. Здесь нужно действовать комплексно, полностью понимая, что мы можем изменить, насколько это повлияет на город. Мне кажется, нужно отталкиваться от города, от регламентов, которые следует создавать. Эти регламенты дадут четкие инструкции для девелоперов.

Я участвовала вместе с Южным градостроительным центром в разработке таких регламентов для Саратова и Энгельса. Они были сделаны на основе научного обоснования. Чтобы понять, какая может быть колористика, освещение, высотность зданий, как регламенты могут повлиять на облик, нужно понимать и историко-культурные особенности города, и природно-ландшафтные особенности.

— Как творческие концепции южной архитектуры могут позволить предпринимателям привлекать больше клиентов? Стоит ли им еще больше работать над дизайном архитектурно необычного здания?

— Поскольку в южных городах есть возможность достаточно много времени проводить на открытом воздухе, то здорово и интересно создавать открытые пространства: амфитеатры, площадки для уличных музыкантов, площадки для гастрономических фестивалей на свежем воздухе.

И мне кажется, очень важно привлекать туристов, наверное, какими-то событиями, мероприятиями в городской среде. Одна из таких тенденций в том, чтобы сделать городскую среду более эмоциональной, более открытой для взаимодействия с горожанами, туристами.

По поводу необычных зданий. Когда у нас строится какой-то новый объект, когда приглашается архитектор с мировым именем, это, конечно, привлекает туристов. Но если брать, например, Ростов, то у нас такие здания есть. Нужно использовать тот потенциал, который имеется. Например, театр Горького. И его внешний вид, и сама архитектура уникальны, в других городах такого нет.

И мне кажется, важно еще развивать не только бренд этих зданий. Важно развивать среду вокруг здания, подчинять этому же стилю. Когда в городской среде события и мероприятия также подтягиваются под облик архитектуры.

Есть очень много моментов, которые усиливают архитектуру. Например, в Ростове можем создать парк-авангард, который выйдет к набережной, где можно будет увидеть различные интересные скульптуры. Это может быть парк интеллектуальных развлечений, где будут выступать различные коллективы.

— Сейчас идет повсеместный брендинг городов и регионов. Как к этому стоит относиться предпринимателям?

— Начнем с того, что брендинг — это такая маркетинговая история. Я архитектор, я вижу это немного иначе. По сути дела, брендинг придумали для того, чтобы сделать город более конкурентоспособным. Вот, например, когда-то в Кирове была такая акция, которую придумали маркетологи, она называлась «Раскрасим город в дымку». Они брали серые безликие здания и раскрашивали их цветами, узорами дымковской игрушки.

Архитекторы должны понимать механизмы брендинга для того, чтобы те здания, которые появляются, не были безликими, а были интересными. Чтобы было видно, что это южная архитектура, было понимание того, где мы находимся.

— Как предприниматели могут выделяться среди конкурентов во внешнем оформлении?

— С одной стороны, важно, чтобы они выделялись, с другой стороны, чтобы была комплексность. Но есть такое понятие — кобрендинг, когда люди собираются под каким-то общим брендом и продвигают свою линию. Мне кажется, если брать город, можно оформлять в едином стиле отдельные улицы с заведениями, например рассчитанными на определенный сегмент: премиум или средний класс.

Что касается вопроса, чем выделяться. Сейчас, мне кажется, важно выделяться качеством, безопасностью среды, экологическим подходом, инклюзивным дизайном.

— Какие удачные примеры оформления зданий с учетом кодов города вы можете назвать?

— Мне кажется, код города — это термин, который все применяют, но никто не знает, что это вообще такое. Если брать какие-то требования по дизайн-коду, то во всех городах они разные. Иногда они такие, что и непонятно, откуда пришли. Потому что их просто копируют друг у друга.
Если мы берем наши южные города, то их код связан с природой, с климатическими условиями. Плюс нужны элементы, связанные с южным менталитетом, социальными, экономическими условиями.

Южный город — это зелень, это разнообразная колористика, смешение стилей. Города на севере более лаконичные, архитектура сдержанная, а вот юг предполагает наличие ярких разнообразных зданий. Это тоже нужно почувствовать. Это и разнообразные цвета, совместимость несовместимого.

Например, в Петербурге или другом городе такое здание будет смотреться несколько излишне вычурным. У нас важно это сохранить, не стараться все приглаживать под какой-то условный стиль, минималистичный. Потому что для южного человека все-таки это не очень характерно.

— Не так давно вы говорили о том, что у Ростова есть три пути развития. Туристический центр, связанный с авангардом, город, подчеркивающий южное происхождение, и Ростов творческий. Какой из них, на ваш взгляд, будет самым подходящим выбором и почему?

— Если брать мировые примеры, то у городов существует не один бренд, их может быть несколько. Потому что бренды создаются для того, чтобы привлечь разных туристов.

Поэтому, мне кажется, из этих трех брендов все же Ростов в авангарде, он связан с театром, со зданиями конструктивизма. Он проявляется не только в архитектуре, но и в желании горожан быть первыми, например, в области гастрономии, спорта, в различных видах искусств и другой деятельности.

Почему возник Ростов в авангарде? Есть у нас туристический бренд России, который был официально утвержден, и он представляет собой супрематическую карту. Где-то в других городах он не развивается. А в Ростове есть и здание в стиле конструктивизма, есть театр. И вот эта общероссийская идея могла бы развиться в городе. Мы обсуждали это с другими специалистами, они посчитали эту мысль достаточно интересной, потому что это тоже придает уникальности городу.

Причем если мы берем идею авангарда, то она достаточно притягательная еще не только для россиян. Здесь возможно сотрудничество с Беларусью, где есть Витебск, у них вся история связана с этим направлением авангарда. И другие города могут подключаться, это будет как зонтичный бренд.

А то, что касается южного города, — это тоже важно. Туристы поедут, чтобы почувствовать особенности юга. Это должно быть и определенное озеленение, и создание фонтанов, и южный базар. Еще один момент, который мне кажется тоже важным, — два города в одном. То есть у нас есть Ростов и Нахичевань. Получается, человек, который приезжает в наш город, может посетить, по сути, два города в одном. Я бы более активно использовала этот ресурс.

Например, в городской среде можно выделиться каким-то мощением условных границ города, установкой арт-объектов, скульптур, которые были связаны с армянской культурой. У нас сейчас есть только один знак, который показывает, где в Ростове Нахичевань. Он поставлен силами краеведов, и мало кто вообще знает об этом знаке.

А нужно более эффективно использовать этот ресурс, рекламировать, показывать, взаимодействовать как-то. Тоже достаточно важное направление, которое можно развивать.

— Что является туристическим символом Ростова-на-Дону?

— Все зависит от самого туриста, то есть его культурного и интеллектуального багажа, возраста. Если брать архитектуру, то это все-таки театр, историческая часть Ростова, начиная с Солдатской слободы, и часть города, которая идет от собора вниз к Дону. Это все — часть нашего бренда.

Информационный обзор редакции