Фото: freepik.com

Инвентаризация и обучение сомелье: что поможет развитию виноделия на Кубани

Почему рестораторы не активно предлагают гостям отечественные вина, как сомелье влияют на продвижение продукции локальных виноделен, смогут ли российские виноделы отказаться от импорта комплектующих материалов и что поможет развитию винного туризма, обсудили эксперты отрасли на совещании по итогам аудита винодельческих предприятий Кубани, которое провел «Винный гид России».

Краснодарский край — крупнейший регион по выращиванию винограда. По данным министерства сельского хозяйства, на Кубань приходится около 30% от общей площади российских виноградников. Сегодня в регионе насчитывается более 27 тыс. га технических сортов винограда и еще около 5 тыс. га столовых сортов.

В министерстве отметили, что урожайность виноградников Кубани значительно выросла за последнее время. Так, в 2023 году собрали 285 тыс. тонн винограда, тогда как в 2021 году этот показатель составлял всего 200 тыс. тонн.

Как отметила заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Российской Федерации  Ирина Федина, производство вин на Кубани за I полугодие 2024 года выросло на 15%. Она добавила, что наибольший прирост в Краснодарском крае показывают категории игристых и крепленых вин.

В целом по России за полгода производство винодельческой продукции выросло на 21%. Наибольший рост у крепленого вина (+73%) и у игристого вина (+29%).

Фото: Анастасия Матевосова // Деловая газета. Юг

Нехватка селекционных центров и увеличение объема саженцев винограда

Как уточнил начальник отдела по виноградарству и винодельческой промышленности Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Симон Черепнин, в 2024 году на Кубани рассчитывают в 1,5 раза превысить план по закладке виноградников.

«В этом году у нас было заложено весной 1,5 тыс. гектар виноградников, по программе рассчитано 1,3 тыс., но мы планируем для себя около 1,9 тыс. гектар виноградников заложить. И примерно мы рассчитываем, что механизмы также будут действовать. 700-900 гектар у нас идут на раскорчевку, а тысяча с каждым годом прибавляется», — рассказал Симон Черепнин.

Для развития виноградников требуются определенные погодные условия, при сильной жаре и заморозках возникают определенные риски. Как отметил начальник отдела по виноградарству и винодельческой промышленности, в этом году за счет вступления в период плодоношения виноградников на площади около 1 тыс. га, которые заложили 4 года назад, будут скомпенсированы те возможные потери, которые связаны с аномальной жарой, установившейся этим летом.

«Думаю, мы остановимся в ожидании объема урожая на уровне прошлого года. Уборка уже началась.<…>Урожайность порядка 112 ц/га», — сказал Симон Черепнин.

Фото: Анастасия Матевосова // Деловая газета. Юг

Он уточнил, что доля отечественных саженцев винограда в общем объеме составляет 66%. В регионе работает шесть питомников, мощность которых составляет около 9,5 млн саженцев в год.

«Сейчас примерно 60% уже мощности достигнуто, около 6 млн саженцев производится. Естественно, мы закрываем по саженцам свои потребности в крае это на 100%, еще и продаем», — сказал Симон Черепнин.

Представитель минсельхоза добавил, что одна из существенных проблем сегодня — отсутствие селекционных винодельческих центров. Он выразил надежду, что к концу 2024 году производство саженцев удастся повысить на 5%.

Инвентаризация как решение проблем

Как рассказала Ирина Федина, сейчас министерство совместно с федеральными органами и Ассоциацией виноградарей и виноделов развивает механизм инвентаризации виноградников.

По словам эксперта, инвентаризация направлена на то, чтобы выявлять наличие виноградных насаждений, проводить оценку состояния виноградников на местности и их соответствие федеральному реестру. Проходить такая инвентаризация должна раз в два года.

«Инвентаризацию будет проводить территориальное управление Россельхознадзора. Сегодня приказ Минсельхоза о порядке проведения инвентаризации виноградников находится на государственной регистрации министерства юстиции РФ. После его регистрации Россельхознадзор приступит к проведению организационной работы, чтобы с 1 марта следующего года начать инвентаризацию во всех регионах», — отметила замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ.

Фото: Анастасия Матевосова // Деловая газета. Юг

Необходимость инвентаризации подтвердил и исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников. По его мнение, проведение такой работы станет ключевым инструментом решения проблем в винодельческой отрасли.

«Это позволит проверять соответствие наших учетных статистических данных, на основании которых в том числе формируются и инструменты государственной политики поддержки, в соответствии их с реальностью. Поэтому мы здесь, конечно, держим кулачки за то, чтобы приказ был скорее подписан, и, начиная со следующего года Россельхознадзор, как и положено, огнем и мечом навел дисциплину  в отражении реального состояния виноградников и в паспортах виноградных насаждений», — сказал Алексей Плотников.

Винный туризм как главный драйвер продвижения виноделен

По мнению исполнительного директора Ассоциации виноградарей и виноделов России, в Краснодарском крае особенно важно развивать винный туризм.

Он добавил, что сегодня на Кубани не только большие винодельни, но и маленькие хозяйства занялись приемом туристов, осознав, что это положительно влияет на возможные доходы.

«У нас уже формируют винные маршруты, и здесь надо оказать и методологическую, и маркетинговую помощь тем, кто сформировал устойчивые маршруты, наработали определенные связи и готовы принимать организованные группы. Чем больше наши автотуристы будут знать о тех возможностях, которые дает Кубань в энотуризме, это посещения красивых виноделий, встречи с красивыми людьми, дегустации вина, тем больше будет и выручка у новых виноделов», — сказал Алексей Плотников.

Он также добавил, что для дополнительного развития винного туризма нужно развивать законодательство, в частности, закон о рекламе, для того чтобы вдоль дорог размещать баннеры с информацией о близлежащих винодельнях, а также закон об онлайн-торговле, позволяющий продавать алкогольную продукцию через интернет.

Фото: Анастасия Матевосова // Деловая газета. Юг

«Этих двух законов сейчас наиболее остро не хватает для того, чтобы развивать винный туризм, и его главный результат, по моему мнению, это не только встреча туристов с виноделом на самой винодельни, но и последующий заказ нескольких коробок этого самого авторского вина по возвращению в свой дом и регион», — считает исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России.

По мнению эксперта, с помощью винного туризма можно экономически развивать винодельни, так как после посещения туристами выручка хозяйства значительно растет, а объем продаж может вырасти на 50%, а иногда и на 60-70% за счет увеличения трафика.

По мнению руководителя экспертной группы исследования «Винный гид России» Артура Саркисяна, туристов, желающих посещать винодельни, очень много. Однако, считает он, сами винодельни не достаточно активно работают с потребителем. Он добавил, что винные хозяйства, приглашают гостей на винодельню, но проводят довольно скудные дегустации, где главной целью является получение прибыли и продажи, а не знакомство потребителя с продукцией так, чтобы он возвращался за этим товаром снова и снова.

Винодельни «двоечники» и недостаток российского вина в местных ресторанах

Руководитель экспертной группы исследования «Винный гид России» отмечает лидерство Краснодарского края по виноделию и считает, что качество местной лозы и созревшего винограда заметно подросло с годами. Тем не менее, по его мнению, на Кубани есть и винодельни «двоечники», где при хороших условиях выращивания качество готового вина все равно низкое.

«Это винодельни, которые неправильно развиваются и деградируют. Имея прекрасные виноградники, они зачастую просто портят виноград. То есть виноград очень хорошего качества, а в бутылку попадает непонятно что. Не обращать на это внимание нельзя, потому что большая часть производителей вырвались вперед, и делают очень качественные вина, но есть и отстающие», — сказал Артур Саркисян.

фото: freepik.com

Как заметил эксперт, качество вина для потребителей сегодня очень важно. По мнению Артура Саркисяна, люди вникают в том, что они пьют, и какие производители им могут быть интересны.

Продолжая тему дегустации вина, руководитель экспертной группы обратил внимание, что в ресторанах Краснодарского края присутствие отечественных производителей в винной карте не так высоко.

«Меня удивило то, что это происходит здесь. Такое может быть в Екатеринбурге, в Новосибирске, потому что туда местное вино не доходит. Но здесь, в Новороссийске, иметь в винной карты просекко и испанскую каву, это на самом деле удивительно», — поделился эксперт.

По его мнению, местные рестораторы не заинтересованы продавать российское вино. При этом он отметил, что в других, близлежащих регионах, Краснодарские край очень активно выступает в качестве поставщика вина.

По мнению заместителя губернатора Краснодарского края Андрея Коробки, для грамотного продвижения российских вин через рестораны требуется дополнительно обучать официантов и сомелье, чтобы они разбирались в отечественном товаре и могли правильно преподносить его гостям.

«Один раз, к сожалению, на территории Краснодарского края, в Сочи, сомелье отговаривал от приобретения уже заказанного российского вина. Уже после размещения заказа, он говорит, ну зачем вы? В этой связи определенные усилия мы сейчас планируем приложить по обучению сомелье и официантов», — сказал Андрей Коробка.

Президент ассоциации отельеров и рестораторов России Игорь Бухаров также подчеркнул, что российские рестораторы не так активно отдают предпочтение отечественному вину.

По его мнению, после прекращения поставок и роста стоимости некоторых заграничных вин, казалось, что спрос на российские вина будет расти, однако, этого не произошло из-за увеличения цен российскими виноделами.

фото: freepik.com

«Всем казалось, что сейчас начнут брать российское вино, но что сделали виноделы, они подтащили цены к импортному вину и опять возвращаемся к тому, что при выборе вина у поставщика при одинаковой цене ресторатор возьмет зарубежное, объясняя это тем, что спрос у потребителей больше на известные импортные вина», — сказал президент ассоциации отельеров и рестораторов России Игорь Бухаров.

За пределами Краснодарского края на отсутствие российского вина влияет сложность доставки, считает эксперт. Он добавил, что для этого нужно развивать логистические пути, чтобы доставлять продукцию можно было прямо от производителя. Помимо этого, стимулировало бы продажи разрешение нулевой стоимости лицензии на реализацию алкогольной продукции, считает эксперт.

Поставка вина в рестораны, по мнению Игоря Бухарова, лучший способ для продвижения и популяризации продукции.

«Самый лучший канал продвижения вина, это через рестораны. Потому что сомелье там может рассказать о нем, дать попробовать, а потом человек захочет купить это вино в супермаркете,  будет искать этого производителя на полке и интересоваться им», — заключил Игорь Бухаров.

Анастасия Матевосова