Фото: Анастасия Талызина.

До свиданья, наш ласковый кролик?

Кролики – это не только керамика, но и мастер-классы по производству посуды из глины

Ростовский производитель керамических изделий вынужден сократить объемы выпуска и найти новые точки роста.

Показали в Москве, закрывается в Ростове

На прошедшей на ВДНХ в Москве выставке «Россия» Ростовская область помимо стенда была представлена в магазине ремесел. Около таблички с названием региона красовались керамические изделия двух донских брендов: «Семикаракорская керамика» и CLAYSTREET. Если первое производство относится к списку национальных народных ремесел, то второе — частное предприятие, разместившееся на тысяче квадратных метров в бывшем промышленном здании на улице Горького в Ростове-на-Дону и производящее посуду снежно-белого цвета. Главным узнаваемым элементом каждого изделия стали фигуры забавных кроликов.

Самый первый и крайний кролики. Фото: Анастасия Талызина.

Недавно в социальных сетях бренда CLAYSTREET прозвучало тревожное «на грани закрытия» — санкции ударили по ценам на материалы для керамических изделий, а соответственно и по прибыли. Основатели компании столкнулись с финансовыми трудностями, и сейчас делают все, чтобы сохранить компанию, перестроить работу и найти новые возможности на рынке.

О том, как керамическое производство с 10-летней историей собирается снова стать на рельсы после потери поставок качественных материалов и увеличения стоимости производства (при почти сохранившихся ценах на готовые изделия), «Деловой газете.Юг» рассказала креативный директор компании Валентина Краснокутская.

Цех за цехом — все более и более пусто

Предприятие начинается с сувенирного магазина, где сейчас распродаются остатки коллекций со склада. Этим же магазином и заканчивается экскурсия по цехам.

За дверью, обтянутой пленкой, начинается первый цех — сборочный. Раньше здесь сидели сотрудники, которые собирали отдельные детали в целые изделия.  Собрав, например, вазу или тарелку, матера ставили их на полку высыхать… Сейчас же в сборочном цехе пусто — ни работников, ни изделий на полках.

Во втором цехе изделия досыхают — температур здесь повыше, чем в первом.

«Здесь вся остаточная влага, которая осталась в изделии, выходит. Раньше у нас были все полочки под завязку забиты, сейчас же у нас остаточные экземпляры выходят», — рассказывает Валентина Краснокутская.

На складе осталось совсем немного изделий. Фото: Анастасия Талызина.

Здесь же изделия обжигают в огромных гончарных печах: керамику загружают в них ярусами.

Кое-где на полках можно встретить формы для отливки керамики, в которых заливают жидкую глину. Но сейчас на предприятии ничего уже не отливается, вздыхает сотрудница компании.

Тут же притаились на полке «представители» такой ожидаемой будущей коллекции — половинки морских раковин, отпечаток для которых был снят с реальной раковины. А рядом с ними — новогодние игрушки, символ 2025 года, Года змеи… Эти изделия «в пути» к покупателю, им повезло. Как и остаткам необычной формы мелких тарелок. CLAYSTREET выпускал не только авторскую керамику с кроликами, но и посуду на заказ для ростовских ресторанов.

«Это тарелки для ресторанов, — Валентина Краснокутская показывает на уже обожженные, но еще не покрытые глазурью изделия. — У нас нет отдельного направление для ресторанов, но мы работаем с некоторыми ресторанами, с которыми нам комфортно. Например, для Lukka-Pizza мы делали разноцветные тарелки: зеленые, желтенькие… Для la fabrica мы тоже готовили коллекцию».

Глазировочный цех и кабинет художников

Третий цех, куда всегда поступали после обжига изделия, — глазировочный. Здесь тарелки, вазы и масленки приобретали тот привычный глазу блеск.

«Обычно это был цельный объемный процесс, который шел конвейером. Было удобно, когда один цикл работы продолжался в последующем зале, изделия передавались из помещения в помещение. Сейчас мы находимся в подвешенном состоянии: мы точно не знаем сможем ли остаться на всей территории фабрики. Возможно, нам удастся договориться, чтобы мы сохранили небольшое пространство. Мы уже приступили к освобождению площадей», — отмечает креативный директор компании.

Фото: Анастасия Талызина.

За дверью последнего кабинета по прямой сидят те самые художники и гипсомодельщики, которые придумывают, как изделие будет выглядеть в готовом виде. Тут можно встретить карандашные зарисовки, первые слепки и много-много пыли в воздухе: процесс вытачивания будущей фигуры все еще идет полным ходом.

Нужно сказать, что художники по созданию керамической посуды, которые все еще работают на фабрике, — редкие специалисты. И в случае закрытия предприятия им довольно непросто будет найти новую работу, беспокоятся в компании.

Литьевой цех, лаборатория и полки с браком

Отдельный цех в большом помещении фабрики отведет для отливки форм. Здесь стоят большие синие пластиковые бочки, наполненные глиной. Отдельно на полках — формы.

В лаборатории специалисты разрабатывают глиняные массы, тестируют глазури. На столах колбы, порошки… Ко всему запрещено прикасаться.

Фото: Анастасия Талызина.

Два стеллажа на фабрике выделено под бракованные изделия: где-то при обжиге треснула стенка кувшина, где-то ручка отвалилась, где-то хвостик у зайчика отпал.

«Процент брака, к сожалению, растет. Тех глиняных масс, на которых мы раньше работали, больше в России нет — их производители ушли с российского рынка. Наши российские производители не успевают качеством догнать то, на чем мы работали. После ухода западных компаний и введения санкций мы сами занялись разработкой своих масс, но они совершенно другие. Каждая масса имеет свою усадку, по-разному высыхает и обжигается.  И если человек купил кружечку из определенной коллекции, то он хочет точно такую же. И ему не объяснишь, почему изделие другое по качеству. Поэтому-то и приходится стремиться к прежнему качеству и браковать многие изделия. Соответственно, и затрат на изготовление качественных изделий становится больше», — объяснила Валентина Краснокутская.

В отличие от индивидуальных гончаров, таким большим производителям как CLAYSTREET сложнее адаптироваться к новым реалиям. В компании считают, что никто не будет покупать посуду, если руководство поднимет цены на изделия в десять раз, чтобы окупить затраты.

«Тот приток доходов, который к нам раньше приходил, сейчас прекратился. Мы не можем быстро перестроиться, поэтому стараемся сократиться, оставить маленькую часть фабрики, поскольку финансово содержать большую фабрику не получается», — отметила креативный директор.

Образовательное и корпоративное направление

Для сохранения производства компания сейчас проводит распродажи своих коллекций.

Вслед за небольшими гончарными мастерскими на фабрике недавно организовали проведение открытых уроков по лепке, когда все желающие могут прийти на предприятие и создать образцы посуды собственного дизайна.  

«По большому счету мы растим новое поколение керамистов, влюбляем их в творчество. Они знакомятся с нашей фабрикой, с нами, с нашими ценностями и создают свою посуду. Это новое направление, которое мы сейчас развиваем. Попозже мы планируем зайти в тему обучения керамистов, потому что у нас большой опыт — целая фабрика. У нас невероятно исследовательские, научные разработки, поэтому мы точно можем учить этому. Профессионально, а не просто любительски», — рассказывает Валентина Краснокутская.

Также на предприятии стали проводиться корпоративные мастер-классы: компании оплачивают для своих сотрудников занятия по лепке и обжигу керамических изделий.

Как мастерам удается выживать в условиях кризиса сырья и при этом добиваться такой популярности, что даже в Китае стали подделывать сувениры из Ростова, читайте в материале «Деловой Газеты. ЮГ».

Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции