фото: freepik.com

По одному и с соблюдением скорости: правила передвижения на электросамокатах в Краснодаре

Представители власти и эксперты рассказали о правилах эксплуатации средств индивидуальной мобильности

О том, как городские службы ведут мониторинг электросамокатов, в каких зонах Краснодара ограниченный скоростной режим для передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) и как чат-бот помогает выявить нарушителей на электросамокатах «Деловой газеты. Юг», рассказали власти и эксперты.

Средство индивидуальной мобильности (СИМ) считается небольшим транспортным средством, которое предназначено для личного передвижения одного человека. К ним относятся:

— Электрические самокаты;

—  Моноколеса;

— Гироскутеры;

—  Сегвеи;

—  Электрические велосипеды.

Несмотря на разнообразие транспорта, самым популярным средством передвижения из категории СИМ сегодня является электрический самокат. По информации кикшеринговых компаний (ООО «ВУШ», «Яндекс Go», ООО «ЮрентБайк.ру»), в Краснодаре парк прокатных электросамокатов составляет около 7 тыс. единиц.

По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», спрос на аренду самокатов в Краснодарском крае в январе-июне 2024 года вырос на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Все больше людей ежедневно выбирают это средство для передвижения по городу. Однако, несмотря на простоту управления, при передвижении на электросамокате важно знать определенные правила, которые действуют в Краснодаре. Начнем с допустимой скорости: 

— Скорость передвижения на самокате по городу не должна превышать 25 км/ч, а в медленных зонах —15 км/ч.

Как пояснил заместитель главы муниципального образования Краснодара Владимир Архипов, ограничения скорости в 15 км/ч действует на некоторых участках улично-дорожной сети с интенсивным движением транспорта и пешеходов. Речь идет об участках улиц Ставропольской, Красной, Красноармейской, им. Тургенева, им. Селезнева, им. Тюляева, им. Космонавта Гагарина, им. Герцена.

Помимо этого, запрещено движение СИМ на территориях парков «Солнечный остров», «Городской сад», «Старая Кубань», «Чистяковская роща», им. 30-летия Победы, «Рождественский».

фото: freepik.com

По данным мэрии, движение на средствах индивидуальной мобильности также запретили вблизи спортивного комплекса «Стань Чемпионом» по ул. Зиповской, 70.

Даже на разрешенных для проезда территориях, есть обязательное правило использования такого вида транспорта — ехать нужно в одиночку. При переезде через пешеходный переход, с самоката нужно сойти и перейти дорогу пешком, иначе приближающийся водитель автомобиля может не успеть затормозить перед быстродвижущимся человеком на СИМ.

Помимо скоростных ограничений, есть также возрастные, их тоже важно учитывать:

Дети до 7 лет тоже могут пользоваться индивидуальным транспортом, но ездить им можно только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, и, обязательно, в сопровождении взрослых.

До 14 детям разрешено ездить на всех вышеперечисленных зонах, а также в пределах всех пешеходных зон.

Подростком старше 14 лет можно ехать на велосипедных дорожках и по тротуару, а если его нет, юный участник дорожного движения можно передвигаться по правому краю проезжей части, где скорость ограничена до 60 км/ч.

фото: freepik.com

Помимо ограничений, при управлении электрическим самокатом есть обязательные правила:

 — всегда держаться за руль

— снижать скорость во дворах жилых домов

— придерживаться скорости общего потока

— уступать дорогу пешеходам и соблюдать дистанцию

— парковаться только на специально оборудованных городских парковках

Для безопасной езды на электросамокате также стоит помнить и то, что во время передвижения делать нельзя:

— Участникам движения на средстве индивидуальной мобильности нельзя поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями или с несколькими полосами, где движение одностороннее.

— Запрещено отвлекаться во время поездки, использовать телефон или наушники.  

— Помимо этого на самокате нельзя перевозить грузы, которые мешают управлению, и, если груз выступает за пределы транспортного средства более чем на 50 сантиметров.

Также стоит учесть, что при передвижении на самокате нельзя находиться на автомагистрали и использовать один транспорт сразу нескольким людям.

фото: freepik.com

Как происходит мониторинг электросамокатов

Как уточнила директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, применяется тройная система мониторинга электросамокатов.

Так, мониторинг осуществляется самим оператором. Как объяснила Ксения Эрдман, на каждый самокат интегрирован GPS-модуль, который считывает положение устройства во времени и пространстве. Она также добавила, что есть дополнительные технические приспособления, например, гироскоп и другие, которые анализируют положение самоката в пространстве, если он упал или произошло столкновение.

«Это все собирается в Big Data, то есть любой кикшеринг-оператор эти данные собирает и анализирует, и таким образом может найти нарушителя, либо предоставить какую-то информацию органам МВД по запросу, если произошло какое-то дорожно-транспортное преступление», — отметила Ксения Эрдман.

Кроме того, есть системы общественного контроля.

«Это то, чем сейчас занимается и ассоциация. Есть чат-бот, который помогает любому человеку, который стал свидетелем нарушения на электросамокате, сообщить об этом. Эта информация передается оператору и он, в свою очередь, принимает какие-то меры, предупреждение, блокировку, штрафы или что-то еще», — объяснила директор Ассоциации операторов микромобильности.

Также, говорит Ксения Эрдман, есть система государственного контроля. По мнению эксперта, самой эффективной мерой контроля является фото- и видеофиксация. Как объяснила Ксения Эрднам, проект с подобными функциями пока реализован в пилотном варианте только в Москве на некоторых перекрестках, где камеры фото- и видеофиксации ориентированы на СИМ и распознают нарушения.

фото: freepik.com

«Органы ГИБДД в режиме ручного контроля этим не занимаются, а если занимаются, то только в рамках рейдов по городам, которые периодически проводятся, но контроля ежедневного и непрерывного, его нет в силу ограниченности ресурсов этих органов», — добавила эксперт.

Как кикшеринговые компании взаимодействуют с властями

Ксения Эрдман объяснила, что есть федеральное и муниципальное регулирование. Между кикшеринговыми операторами и муниципалитетом подписывается соглашение, в нем прописаны основные ограничения и правила, которые должны учитываться при использовании СИМ в черте города.

«Иногда меры регионального и муниципального регулирования не охватывают в полной мере все аспекты, которые хотелось бы включить в это соглашение, например, парки. В соглашениях прописываются базовые моменты, в частности скоростные ограничения, правила поведения на самокате, места расположения парковок, — сказала директор Ассоциации операторов микромобильности. — Если есть зоны запрета движения, они тоже прописываются в этих соглашениях. Существуют также какие-то муниципальные, региональные нормативно-правовые акты, которые могут закрывать то, что в соглашении не прописано».

фото: freepik.com

Нарушения и экспериментальная разметка парковки

Нарушения при езде на электросамокатах фиксируются круглый год, особенно на Юге России, потому что погода позволяет ездить на СИМ даже зимой, однако в теплое время года количество нарушений увеличивается, отметила эксперт.

Чаще всего нарушители забывают сходить со средства передвижения на пешеходном переходе. Помимо этого среди регулярных нарушений — поездки на одном средстве передвижения вдвоем, использование СИМ несовершеннолетними, сказала Ксения Эрдман.

Часто не соблюдают правила парковки — в основном оставляют электросамокаты вне парковочной зоны.

«Цифра нарушителей по всей России одна. То есть вот от общего количества пользователей, которых там 36,5 миллионов, 1% пользователей является нарушителем. Но логичнее предположить, что чем больше город, тем чаще по статистике совершаются нарушения», — отметила директор ассоциации.

Как говорится в ответе администрации Краснодара на запрос «Деловой газеты.Юг» за подписью вице-мэра Владимира Архипова, на сегодняшний день  на законодательном уровне вопрос обозначения мест стоянки для СИМ не полностью урегулирован.

Для того чтобы лучше организовать пространство для парковки средств индивидуальной мобильности  специалисты департамента транспорта и дорожного хозяйства муниципалитета совместно с представителями кикшеринговых компаний в качестве проведения эксперимента определили места стоянки электросамокатов на участках тротуаров не уже 5 метров без создания помех движению пешеходов.

Помимо этого администрацией города было согласовано нанесение экспериментальной разметки для обозначения мест для стоянки электросамокатов на пяти участках ул. Красной.

«При этом данные участки тротуаров являются муниципальной собственностью и в аренду или собственность кикшеринговыми компаниям или третьим лицам не передаются. В случае успешного эксперимента данную разметку возможно будет применить и на других участках улиц Краснодара. В настоящее время ведется работа по обследованию улично-дорожной сети с целью организации новых мест для стоянки СИМ», — говорится в ответе мэрии Краснодара на запрос «Деловой газеты.Юг».

Для упорядочения и обозначения мест стоянки электросамокатов городскими службами также изучается опыт Москвы, аналогичная разметка появилась на улицах Новороссийска и Сочи.

Анастасия Матевосова