Популярность VR-индустрии растет с каждым годом. Рынок виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) в России активизировался после ухода западных компаний. Согласно информации «Мегамаркета», в начале 2024 года продажи VR-устройств увеличились на 320% по сравнению с началом 2023 года. Согласно данным Statista, среднегодовой темп роста выручки рынка AR & VR в России в период с 2024 по 2029 годах составит 9,13%. В результате к 2029 году объем рынка достигнет 855,0 млн долларов.
Иван Скорняков, призер конкурса «Молодой предприниматель Ростова-на-Дону 2024», основатель сети клубов виртуальной реальности Skynet рассказал «Деловой газете.Юг», каков объем инвестиций необходим для открытия VR-клуба, почему виртуальная реальность набирает популярность и как удерживать клиентов в реакреативной индустрии.
Основные этапы создания VR-клуба
Стартовый капитал для открытия первого VR-клуба составил около 300-400 тыс. в 2019 году. Общий объем инвестиций для открытия клуба виртуальной реальности составил около 2 млн рублей. По словам основателя сети клубов виртуальной реальности Ивана Скорнякова, за пять лет стоимость запуска клуба увеличилась в два раза и составляет около 4 млн рублей.
При должном уходе за техникой, срок службы VR-шлемов варьируется в районе 3-4 лет.
«Мы используем иностранные шлемы Oculus Quest 2. Их закупают единовременно, и при бережном использовании и своевременном ремонте они прослужат 3–4 года. К сожалению, из-за санкций возникли проблемы с оборудованием. Но радует новость о создании отечественными производителями VR-шлема, похожего на Pico 4», — говорит Иван Скорняков.
Прибыль подобного клуба виртуальной реальности составляет от 150 тыс. до 500 тыс. руб. в зависимости от количества населения и месторасположения, а также рекламных вложений и конверсий в продажу.
Ключевые этапы открытия VR-клуба:
1. Поиск инвестиций: кредит, инвесторы или собственные накопления.
2. Анализ точек, локаций. Подбор помещения.
3. Заключение договора с арендодателем. Обязательное обсуждение нюансов по ремонту.
4. Заказ, доставка и монтаж оборудования и мебели. Формирование первичных запасов расходных материалов.
5. Запуск маркетинга, реклама.
6. Обучение персонала и реализация услуг.
«Бизнес план продумывал около 2-3 месяцев. Все это время я изучал все в теории, изучал информацию в интернете. Тестовая закупка оборудования, настройка и обновление заняли 2 месяца. С момента идеи до реализации VR-клуба прошло полгода», — говорит Иван Скорняков.
Точки касания с клиентом
За последний год число VR-клубов в Ростове-на-Дону увеличилось до шести точек, что говорит о росте спроса на услуги виртуальных пространств.
«Ежемесячно клуб виртуальной реальности посещает от 450 до 700 человек — в зависимости от сезонности. За два года от одной локации в Ростове-на-Дону мы пришли к трем точкам в городе, а также помогли партнерам открыться по нашей бизнес — в Шахтах и Чалтыре. Сейчас идет открытие Skynet в Краснодаре и Волгодонске», — рассказал создатель сети Skynet.
Для продвижения услуг собственной сети Иван Скорняков использует 15 рекламных каналов. Основными являются Яндекс.Реклама, Вконтакте и Яндекс.Дзен. В его компании имеются собственные отделы маркетинга и продаж.
По словам Ивана Скорнякова, 42 млн семей в России, в которой 3 человека, тратят около 14000 рублей на развлечения. На одного человека тратится около 10%, что составляет 1400 рублей. Из этого следует, что 58,8 млрд – потенциал дохода сферы развлечений в РФ.
К 2030 году планируется создание школы образования виртуальной реальности. Планируется, что он будет состоять из трех модулей: «Адаптация учеников в мире VR», «Освоение подвижных приложений и игр» и «Взаимодействие с людьми в сфере VR».
«Виртуальная реальность позволяет получить реальный опыт присутствия, что повышает эффективность обучения и вероятность запоминания. Исследования показывают, что мы запоминаем только 20% от того, что мы слышим, 30% -от того, что видим, и до 90% от того, что делаем сами или испытываем во время симуляции», — говорит основатель основатель сети Skynet.
Развлечения для всей семьи
Для общения и взаимодействия с клиентами создатели виртуальных клубов предусматривают организацию праздников, развлекательные игры, квесты и обучающие интерактивные приложения.
«Особенность клуба виртуальной реальности состоит в том, что VR-шлем дает возможность каждому человеку исполнить свои желания: погрузиться в подводный мир с дельфинами, покорить Эверест, летать над городом или соревноваться с друзьями», — сообщает Иван Скорняков.
Возможности подобных заведений привлекают людей разного поколения, но, в основном, клуб посещают семьи.
Основной сегмент целевой аудитории VR-клубов являются подростки (12-18 лет). В заведение приходят семьями.
«Самое сложное – это найти подход к людям. На точке работают зачастую молодые, не совсем опытные в коммуникации сотрудники. И их нужно научить правильно вести беседу с клиентами. Большинство клиентов – дети. К ним нужен совершенно другой подход», — заключает основатель основатель сети Skynet.
Проблема решается с помощью специальных инструкций, гайдов, мастер-классов по коммуникации с клиентами VR-клуба.
Иван Скорняков советует выделяться среди конкурентов разнообразием игровых зон и активностей: VR, приставки, кинотеатр, банкетная зона, аниматоры и другие шоу. Также стоит создавать уникальный контент, например квесты в шлемах виртуальной реальности.
Кристина Бочарова
Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции