фото: freepik.com

Учеба в удовольствие: как вызвать у ребенка интерес к образованию

О том, как вызвать у ребенка интерес к учебе и научить его ставить образовательные цели, «Деловой газете. Юг» рассказала директор компании «Тренинг Бизнес Консалтинг», психолог-практик с педагогическим стажем 22 года Татьяна Владимирова.

Вызвать интерес

По словам психолога, в раннем возрасте умение и желание учиться у ребенка формируют родители, в среднем — они же контролируют и поддерживают эти навыки, в старшем — ребенок в идеале с удовольствием учится сам. Этот процесс требует от родителей личного желания заниматься с ребенком, внимания к нему, глубокого терпения, любви и уважения вне зависимости от результатов.

«Родителям также нужно уметь объяснять, слушать, грамотно давать обратную связь, планировать, контролировать, организовывать, мотивировать и вдохновлять ребенка. Как ни крути, потребуются управленческие навыки», — сказала Татьяна Владимирова.

Она добавила, что родителям самим должно нравиться учиться, поскольку вместе с ребенком они будут изучать новое и выполнять домашние задания. При этом психолог отметила, что в подходе к занятиям важны системность и постоянство.

«Независимо от погоды, времени года, вашего настроения и самочувствия, следует проявлять неподдельный интерес и желание узнавать, как прошел учебный день, что было нового и интересного, а также проверять уроки и помогать там, где ребенок не может справиться самостоятельно»

Ставить цели, планировать время

Для того чтобы научить ребенка ставить учебные цели, необходимо сформировать у него понятие цели, обозначить ее характеристики, а также привести примеры своих целей — рабочих или жизненных. При этом также важно научить ребенка грамотно планировать свое время. Так, по словам Татьяны Владимировой, следует дождаться, когда расписание уроков станет постоянным, и вместе с ребенком спланировать, в какие дни какие уроки он будет делать, с учетом его личностных особенностей, секций и времени отдыха. «Постарайтесь не бежать впереди ребенка — пусть сначала он предложит вариант распределения нагрузки», — отметила Татьяна Владимирова. Итоговый вариант, по словам эксперта, следует зафиксировать: сфотографировать или закрепить над столом.

Рабочее настроение

По мнению Татьяны Владимировой, оборудовать рабочее место можно совместно с ребенком — вместе выбрать настольную лампу, подставку для учебников и другие предметы. В дальнейшем родителям желательно обеспечивать тишину и не отвлекать ребенка сторонними просьбами, когда тот занят уроками. Созданию рабочей атмосферы поможет и чередование занятости и отдыха, разминки, небольшие перерывы на перекус. Психолог добавила, что положительную учебную атмосферу можно создать и с помощью похвалы ребенка.

«Вы можете восхищаться и радоваться вместе с ребенком, при этом желательно выделять, за что конкретно вы его хвалите. Важно замечать динамику роста, изменения. Существенные достижения стоит отмечать как праздник», — подчеркнула Татьяна Владимирова.

Если возникли трудности

Как рассказала психолог, если у ребенка возникают трудности с пониманием учебного материала, следует сначала попробовать ему объяснить в удобном формате: на примерах, в формате игры и так далее. Также можно запросить помощь учителя или нанять репетитора. Если испробовали разные способы объяснения, но ничего не получается, то следует понять причину сложностей усвоения материала.

«От этого будет зависеть, что делать. Например, если ребенок не умеет фокусировать внимание, то следует с ним провести игры на тренировку концентрации внимания. Если боится совершать ошибки — прекратить ругать, упрекать или наказывать за них. Сначала хвалите за то, что ребенок постарался, а потом вместе исправляйте ошибки. И, как договорились, с большим желанием, интересом и любовью к лучшему в мире, своему ребенку», — заключила Татьяна Владимирова.

Дарья Коробская